Нарастающая динамика в развитии современного общества требует от человека развития личностных качеств, которые позволяют творчески подойти к решению возникающих проблем. Аспекты одарённости и творчества многих детей, в современной системе образования, последнее время приобрели высокий скачок в контексте развития новых технологий. Однако в современной школе проблеме одарённых детей уделяется недостаточно много внимания. Несмотря на существующие специализированные учреждения, такие как: гимназии, специальные школы с усиленным уклоном в развитии, решаемость проблемы правильно организованной работы с одарёнными детьми все еще продолжает выступать на первый план. Отсутствие усовершенствованных, новых методик для работы с одарёнными детьми, во многих школах, не позволяет данной категории детей полностью проявить собственные возможности.
По утверждению Д.В.Ушакова: «одарённые дети являются ценной, но и весьма хрупкой часть нашего общества». По мнению автора, одарённость сама по себе не может развиваться. Д.В.Ушаков указывает на то, что большинство одарённых детей как раз наоборот являются группой подверженной к риску. Источником рисков могут выступать трудности одарённых детей в общении со сверстниками, наличие определённых особенностей характера и поведения, которые являются типичными для данной группы детей.
Существует уровень социально-оптимального интеллекта. Коэффициент интеллекта, который считается социально-оптимальным варьируется, приблизительно от 125 до 155 баллов. Именно нормальный коэффициент интеллекта позволяет обеспечить его обладателю хорошие способности к пониманию людей и, как следствие, к общению со сверстниками. При меньшем уровне коэффициента интеллекта ребёнку, удается понимать ситуацию значительно хуже, и соответственно возникают сложности в выстраивания адекватного поведения. Одарённые дети относятся к группе риска, так как их коэффициент интеллекта далеко превышает интеллект многих сверстников, что в свою очередь может оказывать негативный результат, а именно: изоляция одарённого ребёнка от группы сверстников.
В современных условиях школы важным является не только своевременное выявление одарённости, но грамотное выстраивание рабочего процесса с такими детьми. Одарённые дети обладают определёнными психологическими аспектами в своём развитии. У таких детей, как правило, отмечают высокую любознательность и наблюдательность, быструю переключаемость внимания. Хорошо развитые абстрактные понятия, богатый словарный запас. А также сильно развито стремление быть лидером, что в свою очередь сказывается как на общении со сверстниками, так и при взаимодействии со взрослыми. Основной задачей педагогов, работающих с одарёнными детьми, стоит не только раскрытие их потенциала, но и умение применять нестандартные методики в работе, учитывая особенности данной группы детей.
По мнению С.С.Фролова одарённые дети отличаются повышенной невнимательностью, несмотря на умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Вор время уроков, такие дети, как правило, не нацелены на результат, им нравиться сам процесс работы. Характерной особенностью одарённых детей является их эмоциональная неуравновешенность, болезненность переживаний относительно собственных неудач.
С психологической точки зрения важно уметь различать одаренность, которая является скрытой. Скрытая одарённость – это тот тип одарённости, который не проявляется в учебной или трудовой деятельности, но существует как потенциальная перспектива развития способностей. По данным Э.П.Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, являются детьми со скрытой одаренностью. Э.П.Торренсом были выделены условия, тормозящие развитие творческой одарённости:
- ориентация на успех (страх ребёнок перед неправильным ответом);
- ориентация на мнение сверстников (страх ребёнка выглядеть в глазах других каким-то нестандартным);
- представление окружающих людей о креативности как отклонении от нормы;
- запрет на вопросы и ограничение инициативы.
Всё вышеперечисленное, должно учитываться педагогами в современном обучении при столкновении с одарёнными детьми. Система работы с одарёнными детьми включает несколько уровней. Основой данной системы является школа, на уровне школы необходимым условием является наличие у учителя навыков распознания одарённости учащихся. Немаловажная роль в работе с одарёнными детьми отводится школьному психологу, задаче которого является не только помощь в распознании одарённости, владения определёнными средствами по созданию индивидуальных условий, одарённого ребёнка.
Важно различать два способа, при работе педагога с одарёнными детьми. Первый способ работы с данной категорией детей является – обогащение, второй способ - ускорение. Так, например, в условиях обычной школьной системы образования способ ускорения может применяться в форме: раннего поступления ребёнка в школу и последующего перевода через классы. Такой способ работы с одарёнными детьми как – обогащение, является наиболее применяемым на территории нашей страны. Способ обогащение носит форму дополнительных занятий в разнообразных секциях, и школах с наличием специальных дисциплин. В данном случае. При использовании способа обогащения, возможен индивидуальный подход, который так важен при работе с одаренным ребёнком.
Основными формами и методами работы с одарёнными детьми выступают следующие аспекты:
- систематическое обогащение учебных программ;
- стимулирование познавательных способностей учащихся;
- индивидуальный подход и своевременная консультация не только самих учащихся, но и работе с семьей;
- анализ собственной учебно-воспитательной деятельности и всего класса.
К основным методам в работе с одарёнными детьми можно отнести следующие:
- Исследовательский метод. Данный метод в первую очередь направлен на освоение учащимися всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности.
- Проблемный метод. Данный метод направлен на демонстрацию одарённым детям различных способов организации мышления.
- Проективный метод позволяет создать условия, при которых одарённый ребёнок может: самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников, учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
- Метод синектики. Данный метод является техникой решения спорных вопросов, которая стимулирует мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Кроме того, это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей.
Таким образом, в реальной практике с одарёнными детьми очень часто основное внимание уделяется уже проявившимся видам одарённости. Предположительно, это является отражением узкого прагматического подхода к феноменам детской одарённости. Выявление и дальнейшее развитие одарённых детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы по развитию ребёнка. Разработка программ для работы с одарёнными детьми предполагает использование множества источников информации, анализ психологических аспектов в развития одарённых детей, а также применение усовершенствованных методов не только психодиагностики, но и программ занятий.
Так же следует обратить внимание, на особые требования, предъявляемые к специалистам (психологам, учителям), которые работают с одарёнными детьми. Поскольку работа с данной категорией детей предполагает соответствующие формы подготовки специалистам необходима качественное повышение квалификации в данном направлении. Так как основной целью работы педагогического состава с одарёнными детьми является полная поддержка таких детей, индивидуальный подход и новые методы работы, которые бы выступали в качестве сильного ресурса для дальнейшего полноценного развития личности.
Список литературы
- Адаскина А.Н., Битянова М.Р. Психология одарённости: в теории и практики. / под.ред. Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 1999. 128 с.
- Нестеренко Е.В. Формы и методы работы с одарёнными детьми. // Лекция на курсах повышения квалификации. Социальная сеть работников образования, 2015. 11 с.
- Фролов С.С. Проблемы определения и развития творческой одарённости. // Гуманитарные науки. Вестник АГТУ. № 3. 2014. С. 277-283.
- Torrance E.P. Rewarding Creative Behavior. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice-Hall, Inc., 1965.