(Материалы подготовлены на основе презентации Илюхиной Натальи Валерьевны, зам. директора ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» и материалов курса Токмяниной Марии Александровны, психолога, детского нейропсихолога, тренера Международной школы лидерства «JLIDER»)
Профессия «учитель» является одной из наиболее социально значимых видов деятельности. Это утверждение основано на том, что данный вид трудовой деятельности связан с формированием общественного сознания, культурного наследия, настроений и потребностей людей. Можно сказать, что в руках педагога судьба поколений, будущее человеческого общества.
Любая профессия имеет свои сложности, комплексы психотравмирующих факторов, влияющих на людей её реализующих. Особенно сильные негативные поражения личности свойственны профессиям типа «человек-человек», одной из которых и является деятельность педагога. Она является стрессогенной и требует больших резервов самообладания и саморегуляции. В результате эмоционального напряжения, возникающего у педагога в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, следует дальнейшее снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности учителя. В исследованиях Л.А.Китаева-Смык, Р.О.Серебряковой показано, что при низком уровне психологической культуры, недостаточном развитии коммуникативных способностей, навыков саморегуляции значительная часть педагогов начинает страдать болезнями стресса – многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями. Без сомнения, вопрос об эмоциональной напряженности учителей является достаточно важным, в первую очередь потому, что связан с психологическим здоровьем школьников, которые испытывают различные физические и психологические нагрузки.
Профессиональная деятельность педагога предполагает наличие определенных знаний, педагогических умений и, конечно, личностных качеств. Наличие некоторых личностных характеристик позволяет уменьшить эмоциональное напряжение, но полностью от него избавиться не возможно.
Психологическое напряжение в процессе работы учителя вызывает его профессиональное выгорание, которое в целом можно описать синдромом профессионального и «эмоционального выгорания».
| Профессиональное выгорание | Разница |
Эмоциональное выгорание |
это истощение на фоне хронического стресса на работе. У психологов оно может быть связано со сложными клиентскими случаями, работой без выходных, напряженным графиком. |
|
это истощение из-за стресса в другой или других сферах жизни. Например, из-за проблем в семье. В этом случае интерес к работе может сохраняться, но постепенно выгорание отражается и на ней. Человек становится рассеянным, забывчивым, раздражительным |
Профессиональное и эмоциональное выгорание идут рядом. |
||
Психологическая поддержка предусматривает осуществление работы по трем направлениям: информирование; эмоциональная поддержка; повышение значимости педагогической профессии.
Современная система образования требует от педагога как профессионала быстроты и точности его действий и должного уровня сформированности его эмоциональной сферы.
Организуя психологическую помощь учителям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия, психологу необходимо проводить работу по обучению педагогов осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции.
Для решения задачи по снижению негативных переживаний и трансформации их в положительные эмоциональные состояния, следует организовывать встречи педагогов с психологом. Содержательно участники этих встреч, могут обсуждать результаты диагностических обследований, выявлять причины, влияющие на эмоциональное выгорание педагогов, делиться своими способами защиты от стресса.
Немаловажную роль в сопротивлении выгоранию и преодолении этого состояния играет мотивация к своей профессии, когда человек состоялся как специалист и получает моральное удовлетворение от своей деятельности. Кроме того, творческий потенциал педагога, потребность повышения квалификации, участие в инновационных проектах являются мощнпыми факторами антивыгорания. Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком уровне развития грамотности общения.
На занятиях учителя могут знакомиться с понятием и критериями психологического здоровья, техникой развития позитивного мышления, способами регулирования своего эмоционального состояния, механизмами психологической защиты, упражнениями на умение расслабляться. В ходе работы с педагогом-психологом для укрепления уверенности и жизнерадостности как ресурсов «антивыгорания» педагоги могут овладеть навыками позитивного мышления, которое придаёт уверенность в трудных жизненных ситуациях, создаёт почву для преодоления жизненных стрессов.
Значительно развивает сопротивление выгоранию активный отдых, включающий в себя различные формы здорового образа жизни, навыки отреагирования негативных эмоций (гнева, раздражения и др.), умения справляться с критикой. Для этого педагогам можно делать специальные упражнения и практики по самопомощи (Приложение1).
В результате работы с психологом у педагогов могут наблюдаться следующие позитивные изменения:
- снижается эмоциональная нестабильность, уровень тревожности и нервно-психического напряжения;
- уменьшается общая неудовлетворенность;
- формируется привычка к здоровому образу жизни;
- педагоги видят смысл в том, что делают и ценят свою работу.
Приложение 1
1. Практики по обретению душевного равновесия
Подготовка
Не требует подготовки, можно выполнять по необходимости в любом месте.
Практика
Поговорим о том, как быстро вернуться в реальность, если случилась ситуация, выбившая вас из колеи. Как очень быстро перейти из состояния стресса в состояние спокойной осознанность?
Подумайте, какая часть вашего тела отвечает за осознанность и спокойствие, что нам дает возможность крепко стоять на земле и устойчиво по ней ходить? Конечно, это наши ноги, а именно ступни. Они отвечают за контакт с землей, отвечает за то, чтобы мы всегда чувствовали себя уверенно.
Опора на ступни ног
В ситуации стресса попробуйте на 1 секунду отвлечься от имеющейся ситуации и опереться на свои ступни. Это не просто сделать с первого раза, но можно натренировать себя. Когда случается стрессовая ситуация вы туже переводите внутренний взгляд на ступни ваших ног и начинаете ощущать, а насколько им удобно стоять. Или если вы сидите, то вы упираете ступни в пол так, чтобы ощутить твердый устойчивый контакт. А потом начинаете разбирать ваши ощущения по маленьким фрагментам. Тепло или холодно вашим ногам? Не давит ли обувь в данный момент? После этого вы целенаправленно добавляете им устойчивости, располагаете их так, чтобы им было максимально комфортно и еще сильнее прижимает их к земле. Уже через несколько минут, чаще всего, получается переключиться и начать осознанно выходить из стрессовой ситуации без вреда для себя.
Практика «Корни»
Что бы научиться усиливать этот контакт с землей и укрепить его, можно сделать еще одну интересную практику, которая называется «Корни». Все знают, что корни дерева служат не только для питания, еще они удерживают его на земле, не давая ему упасть даже во время достаточно сильных бур. Мы тоже можем создать себе точно такую же устойчивую уверенность. Для этого встаньте прямо и прижмите свои ступни как можно лучше к земле. Дышите ровно чередуя вдох и выдох, а теперь представьте, как из ваших ног вниз начинают тянуться маленькие тоненькие корешки, они уходят все глубже в землю и как будто бы прижимают вас к этой земле. Постепенно они становятся длиннее и толще, а ваша связь с землей все глубже и сильнее. И в какой-то момент вы понимаете, что через эти корни вам в ваше тело начинает течь вся сила земли, сила всех растений и животных, всех людей, которые жили до вас на этой земле. И с каждым вдохом вы начинайте поднимать эту силу вверх по своему телу. Делаете вдох и представляете, как сила земли поднимается к вам, а на выдохе удерживайтесь в уже найденном состоянии. Можно помогать себе, вместо со вдохом чуть - чуть приподнимать руки, а с выдохом опускать их. Подышите так несколько минут, и когда вы поймете, что уже наполнены этой силой, вы можете представить, как корешки ваши становятся все тоньше и тоньше, меньше и меньше, и наконец исчезают в ваших ступнях. Теперь нужно сделать шаг назад и поблагодарить пространство за то, что вы смогли ощутить в себе эту силу.
2. Практика избавления от негативных мыслей
Подготовка
Не требует подготовки, можно выполнять по необходимости в любом месте.
Практика
Исследователи выяснили, что в среднем за день в голове у человека возникает более 6000 мыслей и 80% мысли носят негативный характер. Такие мысли не ведут не к каким действиям и съедают наши внутренние ресурсы. Как остановить негативные мысли и превратить их в позитивные и конструктивные? Существует простая техника, состоящая из 3 этапов, которая поможет вам избавиться от негативных мыслей. А если использовать этот метод постоянно, то вы сможете свои негативные мысли переводить в нейтральные, а нейтральные в конкретные действия. Этим вы сможете не наращивать бесполезную внутреннюю тревогу, а начать реально улучшать свою жизнь.
Чтобы научиться этой простой технике, нужно запомнить только 3 слова: распознать, переключиться, закрепить.
Шаг 1 – распознание. Заведите себе привычку наблюдать за своими мыслями. Это можно сделать по разному, в зависимости от того, какой способ восприятия информации для вас является ведущим. Если вы логик, тогда вы можете просто перед своими мыслями вставлять сложные слова. Например, вы не думаете бесконечно по кругу «мой класс самый плохой, мой класс самый плохой». Вставляйте перед этой мыслью слова «в данный момент я думаю что мой класс самый плохой». Тогда вы сможете отделить себя от этих мыслей. Если вы лучше запоминайте слуховую информацию, вы можете представить себе какой-нибудь радиоприемник, из которого эта мысль звучит. Если вы лучше запоминайте зрительную информацию, тогда можете представить эту мысль как бегущую строку или написанную на каком-то экране. Можно воспользоваться любым вариантом, главная задача на этом этапе - отделить себя от своих мыслей и увидеть эти негативные мысли как будто со стороны.
2 шаг - это переключение. Как можно переключиться с плохих мыслей? Например, такой «мой класс самый плохой». Предлагается переключаться с негативных на позитивные действия осмысленно опираясь на конкретное действие. Для этого нам понадобятся волшебное слово «и». Если вы поставите его в конце своей мысли, тогда вам нужно будет чем то ее закончить. «Мой класс самой ужасный и…. я хочу от него отказаться/позвать на помощь психолога/директора/родителей... Кольцо мыслей разорвётся, и они начнут себя вести уже вполне осмысленно и приведут к конкретным действиям.
3 шаг – закрепление. На этом шаге вы закрепляете полученные знания в привычку. Со временем вы начинаете лучше видеть кольцевые негативные мысли и сразу же, с помощью волшебного слова, их прерывать и переводить в какие-то действия. Таким образом немного потренировавшись можно избавиться от большинства своих негативных мыслей и сделать свою жизнь гораздо более спокойной и приятной.
3. Избавление от навязанной вины
Подготовка
Не требует подготовки, можно выполнять по необходимости в любом месте.
Практика
Что такое чувство вины - это социальное чувство, то есть то, что не рождается вместе с нами, а возникают у нас под воздействием воспитанием. И традиция использования чувства вины очень древняя. Мы считаем, что если мы совершили плохой поступок, то мы ужасны и нас нужно изгнать из человеческого общества, ведь когда-то давно в древности оно так и было. Сейчас, конечно, нас никто не выгоняет, но мы сами себя выгоняя из нормальной жизни, когда уходим в чувство вины. Ведь вина - это очень сложная смесь, в которой есть страх, желание наказать себя, досада на человека который вызвал вину, ощущение отчуждения, что вы теперь не вместе с другими людьми, что вы теперь изгой и обратного пути нет. Эмоций много, но все они не конструктивные, а совсем наоборот, разрушительные. Проблема в том, чувство вины как бы замораживает человека и отбирает силы и энергию для действий.
Что делать, если вам навязывают чувство вины?
Во-первых, осознать и признать, что это ваша эмоция, и даже если вам эту эмоцию старательно навязывают, то у вас всегда есть выбор - чувствовал или не чувствовать вину. Попробуйте абстрагироваться от своих эмоций, посмотреть на них как бы со стороны со стороны, и отделить эмоции от реальных фактов.
Во-вторых, понять, что навязывание вины, это ни что иное, как манипуляция. Ответьте себе на вопрос – «а такой ли уж сильный урон вы нанесли человеку, который пытается сделать вас виноватой?». И вы поймете, что за обвинениями в ваш адрес, стоит конкретное желание другого человека, которое вы должны исполнить. Ведь манипуляция и означает, что человек что-то хочет получить за ваш счет и ровно ничего не отдать взамен. Готовы ли вы добровольно и бесплатно осуществлять человеку исполнение его желаний только за то, чтоб он перестал считать вас виноватым и согласился, что вы все-таки хороший человек? Проговорите ответ себе вслух, это очень отрезвляет. Подумай, не слишком ли велика цена для вас?
Как же противостоять навязыванию и не допустить манипуляций вашим чувством вины? Нужно сделать следующее - спросите человека прямо, что конкретно вы можете предпринять сейчас для него и что вы получите от этого. Манипуляторы очень любит такие честные переговоры, поэтому человек может, например, начать повышать голос, ретироваться или ему придется договариваться с вами на честных условиях. Так или иначе, кое бы действие он не предпринял, вы все равно останетесь в выигрыше.
Отдельно отметим, что, если урон действительно человеку нанесен, и ваша вина действительно имеется, в любом случае есть возможность ее загладить. Поэтому стоит самому сразу спросить «что я могу сейчас для вас сделать?» и принесите свои искренние извинения.
4. Обретение уверенности в себе
Подготовка
Не требует подготовки.
Упражнение
Тестовое упражнение.
Пожалуйста встаньте прямо и больше ничего со своим телом не делайте. Просто стать так, как вы привыкли стоять и на некоторое время замрите в неподвижности, так чтобы тело не шевелилась. И вот из этой неподвижности задайте вашему телу команду идти вперед, просто как импульс, что сейчас нужно пройти впереди. Сделайте несколько шагов и посмотрите, какая часть вашего тела на вашу команду реагирует первой. Как вы начали это движение? Это было движение головой вперед и плечами? То есть сначала прошли вперед плечи, а за ними потянулись ноги. Либо это было движение от ног, и это очень важно. Просто пока ничего не меняйте, просто отметьте, а в какой части вашего тела рождается импульс движения.
Основное упражнение.
Опять встаньте прямо и проследите за тем, чтобы ваши ступни стояли очень свободно и опирались полностью всей своей поверхностью. Следом за ступнями вы выстраиваете свои ноги и таз. Его можно немножко подать вперед так, чтобы он был точно над вашими ногами. Вот эта конструкция нижней части тела служит основой для любого движения. Уверенность находится именно там, не в плечах, а в ногах. Мир не лежит на ваших плечах, он лежит у ваших ног.
Далее начинайте надстраивать верхнюю часть тела. Почувствуйте, как ваш позвоночник расположен, как комфортно ему направляться вверх, потому что его поддерживают тазовые кости. То есть позвоночник не тянется вверх, как будто вас тянут за макушку, он просто лежит на тазовых костях.
Если центр устойчивости у нас в ногах, в тазу, в ступнях, тогда руки и плечи от этой функции (держать устойчивость) освобождены. Попробуйте эту свободу, поразмахивайте руками, позакручивайте свой корпус вправо-влево.
Когда вы опираетесь на ноги, не зажимаете плечи, ваши руки становятся свободными, а руки у нас такой же инструмент общения как наш рот и лицо, потому что мы много жестикулируем. А еще свободными руках можно совершать разные действия - пожимать руку, указывать на что-то. И свободные руки — это еще один плюсик вам в уверенное общение.
Проследите за плечами. Когда вы свободно опускаете плечи, вам начинает даже дышаться начинает абсолютно по-другому.
Далее голова и шея. Если вы выстроили верно нижнюю и верхнюю часть тела, то не нужно будет никаких усилий, что ваша голова встала ровно. Часто отклонение головы назад или вперед – это способ двигаться, когда нет опоры на ноги.
Итак, наш корсет уверенности: уверенные ступни, прямые ноги и таз, устойчивый позвоночник, расслабленные плечи, свободные руки, не скованная шея, свободно лежащая голова, глаза смотрят вперед.
Побудьте какое-то время в этом положении. А теперь попробуйте, не убирая этот корсет уверенности, совершать различные действия, запомните свои ощущения. В течении последующих дней держите этот корсет постоянно, контролируйте себя, чтобы это вошло в привычку.
5. Практика благодарности
Подготовка
Не требует подготовки, можно выполнять по необходимости в любом месте.
Практика
Начнем с известной притчи.
«Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике с плохоньким садом жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость сделает.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил как удобрение для сада, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками. Удивился вредный сосед и спросил: «Почему ты так сделал?». А сосед с улыбкой ответил: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
Теперь посмотрите вокруг себя на те предметы, которые вас окружают и подумайте вот о чем - эти предметы кто-то создавал для вас. То, что на вас надето, стул и стол, за которым вы сидите, дом, в котором вы находитесь, и все мельчайшие предметы, начиная от пуговиц и заканчивая дверными ручками – плоды труда многих людей. И все эти люди заслуживают вашей благодарности, ведь благодаря им вы находитесь в тепле и комфорте. Поблагодарите их от всей души. Считаете, что не стоит? Тогда представьте, что все они в один миг исчезли, а вместе с ними все то, что они сделали. Что тогда произойдет? Верно, вам самим пришлось бы делать всю их работу самостоятельно. Строить дом, прокладывать трубы, находить воду и подводить ее, красить стены, делать себе мебель, добывать пряжу, ткать и шить одежду и так далее. Смогли бы вы тогда заниматься своим трудом, тем, что вы делаете каждый день, то, что вы любите делать? Верно, нет. Чем не повод для благодарности!
Испытывая искреннюю благодарность тем, кто так или иначе заботиться о нас, мы чувствуем незримую поддержку и заботу. Выказывая благодарность людям, которые рядом с нами, мы можем ощутить, что мы не одиноки и все-все связаны друг с другом. Наша повседневная жизнь, наша деятельность, объединяет нас. И ваша профессиональная деятельность влияет на других людей, а значит и вы тоже заслуживаете благодарности за свой ежедневный труд. И вот это создает очень теплое ощущение причастности, которое придет сил и уверенности в себе.
Повторяя эту практику благодарности каждый день хотя бы по 10-15 минут, например, когда вы идете на работу или занимаетесь приготовлением обеда, вы почувствуйте, что ваша жизнь стала намного более теплой и счастливой.