Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, стоящих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением, ибо последнее, по мнению Л.Сенгор, является ключевым словом не просто современной культуры, но и конкретно науки. Общение развивает способность сообщаться с другими людьми (М.Бубер), помогает обретать человечность. Без него немыслим и процесс социокультурного становления и развития личности, так или иначе предопределяющий ее профессиональный выбор, являющий собой совокупность не только определенной системы ценностей, но и стереотипов поведения. Поведение, в свою очередь, выступает как понимание людей, способность к конструктивному взаимодействию, важнейшая часть социализации индивида, а значит, является неотъемлемым средством формирования культуры межличностного общения на уровне различных видов деятельности. Педагогическая деятельность тоже строится по законам общения.
Следовательно, совершенствование форм и повышение значимости общения требует формировать вышеназванное умение, совершенствовать этот процесс. Оптимальное педагогическое общение катализирует продуктивную социальную деятельность, создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся, обеспечивает благоприятный социальный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя, активизируя такие качества, как: открытость, искренность, социальная адаптированность, высокий уровень эмпатии. На помощь придет использование вербальных и невербальных средств общения, или так называемой «техники взаимодействия» с позиций социальной культуры.
Интересно, что роль вербальной коммуникации равна менее 10%. Кроме того, словесная форма больше связана со сферой сознания учащегося, несловесная – со сферой его чувств, эмоциональных переживаний, обеспечивающих глубину познания. Владение «языком тела» представляется особенно важным для педагога, который должен уметь расположить к себе учащихся, способствовать у школьников уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности ребенка, заранее сложившиеся социальные представления об отношении к нему и система приемов поощрения – важная часть педагогического общения.
Итак, общение как универсальная форма взаимообмена предполагает выделение следующих ее функций:
- информационно-коммуникативной, которая несет в себе не только присвоение ценностей профессии учителя, но и результативность, подготавливая личность, тем самым, к взаимодействию с миром; регуляционной;
- аффективно-коммуникативной, детерминирующей эмоциональную сферу человека;
- накопительной, обеспечивающей преодоление ограниченности индивидуального опыта и накопление личностью возможностей усваивать опыт, выработанный человечеством;
- направляющей – ориентация в окружающей действительности, самоутверждение и самоактуализация личности.
Безусловно, в реальном аспекте педагогического общения все эти функции выступают в единстве (Б.Ф.Ломов), помогая развить способность к взаимообмену, или коммуникативность, а именно: возможность устанавливать контакт с окружающими, адекватно воспринимать собеседника, при необходимости влиять на него, управлять своим эмоциональным состоянием.