Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование

Класс: 1

Ключевые слова: буква Я


Урок обучения грамоте (чтение)

Тип урока: изучение нового материала.

Место урока: букварный (основной) период.

УМК «Школа России».

Тема: "Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]"

Цель: способствовать формированию умения выделять новые гласные буквы, обозначающие два звука (в начале слова и после гласного), создать условия для развития речи, логического мышления, памяти.

Задачи:

  • Обучающие:
    • содействовать формированию развития навыка сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового и беглого чтения;
    • развивать умения систематизировать полученную информацию.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, умения работать с текстом, чѐтко отвечать на поставленные вопросы.
  • Воспитательные:
    • содействовать формированию умения аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.
    • работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
    • воспитывать чувства уважения к товарищам.
    • воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

  • Выделять новую букву из речи.
  • Наблюдать за двойной ролью буквы «я».
  • Устанавливать, что буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука.
  • Обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах.
  • Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [й’а].
  • Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью.

Познавательные: Объяснять выбор буквы для обозначения гласного звука.

Регулятивные:

  • Принимать учебную задачу урока.
  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
  • Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Коммуникативные:

  • Владеть монологической и диалогической формой речи;
  • соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов.

Личностные:

  • Сохранять мотивацию к учебе.
  • Ориентироваться на понимание причин успеха в практической деятельности.
  • Проявлять интерес к новому учебному материалу.
  • Обнаруживать умение преодолевать трудности.
  • Стремиться к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.

А девизом нашего урока предлагаю слова: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться!»

2. Актуализация знаний

- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак:

1) звуки бывают гласные и… (согласные)

  • твёрдые и…(мягкие)
  • звонкие и…(глухие)

2) Звуки мы слышим, а буквы… (пишем)

3) В слове столько слогов, сколько… (гласных)

4) После твёрдых согласных пишутся гласные.. (а, о, ы, у)

5) После мягких согласных пишутся гласные… (и, е)

Чем особенна буква Е? ( Е)

Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

3. Работа в группах

На столе лежат карточки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем задание .

  • Ученики 1-й группы находят слова, которые состоят из одного слога (стул, стол, дом)
  • Ученики 2-й группы ищут и называют слова, которые состоят из 3-х слогов (колесо, молоко,корова.)
  • Ученики 3-й группы назовут слова, ударение в которых падает на первый слог (ели, лает, космос, руки)

Заслушиваются ответы каждой группы.

4. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

- Вы должны определить, чем мы на уроке будем заниматься. Какую букву изучать. А для этого вам надо отгадать загадки.

Круглые, румяные,
Мы растѐм на ветке.
Любят нас и взрослые,
И маленькие детки. Яблоки. (Слово и картинка)

- Почему вы решили, что это яблоки?

Чем больше из меня берут,
Тем больше становлюсь.
Яма.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего
Язык. (Слово и картинка)

- Почему вы решили, что это яма, язык?

- Что объединяет эти два слова?

- Правильно, мы сегодня будем знакомится с буквой – Я.

- Произнесите слово яблоки по слогам.

- Сколько в слове слогов? (3 слога)

  • Первый ряд произнесет только первый слог? (яб)
  • Второй ряд произнесите второй слог ?(ло)
  • Третий ряд произнесите третий слог? (ки)

Произнесите только звук ,который мы слышим в начале слова. [ЙА ]

Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]

Какой согласный звук примыкает к нему? [Б]

Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?

Ученик у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте

5. Знакомство с буквой

Два звука, образовавших слияние [Й А], обозначают одной букой. И такой буквой является буква я.

- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!

А теперь давайте обратим внимание, как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.

6. Изучение новой буквы

Отгадайте, пожалуйста, имя девочки. Ее имя начинается на букву Р и оканчивается буквой я.(имя собственное). Она тоже любит собирать и есть яблочки.

Рая

Звукобуквенный анализ слова.

Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает 2 звука [й а ]

Эту букву назвали хитрой еще и потому, что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами.

Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]

Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный.

Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.

Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.111

Сделаем вывод-какие же звуки обозначает буква Я? (буква я обозначает два звука [й а], когда стоит в начале слова и после гласной. А также обозначает [ а ], когда стоит после согласного звука.

Игра: «Скажи наоборот»

Учитель называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: педагог называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А.

ма - мя та - тя ар - ... ла - ...
ня - ... яч - ... фа - ... ам - ...

7. Физминутка

Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия

8. Работа по учебнику

С.110.

Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (наша страна).

Как называется наша страна. (Россия)

Назовите главный город нашей страны. (Москва)

Что еще есть у каждого государства? (Флаг, герб, гимн)

Наша страна очень богата. Чем? И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться

А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться) Правильно, что бы потом жить и приносить пользу Родине.

А как вы понимаете слово малая родина? Прочитаем рассказ на стр.111.

Прочитайте слово: ЯМКА, теперь по цифрам - МАЯК.

Сколько в слове букв? (4) А звуков? ( 5)

Как толкует это слово в толковом словаре? Прочитаем текст .

- Что такое маяк и для чего он нужен, мы узнаем, прочитав рассказ "Маяк".

С.112 (дети читают)

9. Работа в парах (Взаимоопросник)

Учащиеся составляют вопросы по прочитанному тексту и задают их своему напарнику. Как вы оценили работу своего товарища? (уч-ся используют смайлики)

Учащиеся получают каждый на парту листок с таблицей верных и неверных утверждений и работают в них.
Проверим ваши результаты

Составим и заполним таблицу верных и неверных утверждений.

Вопросы

+

-

Маяк – это башня с сигнальными огнями.

Да

 

Маяк сигналит людям об опасности.

 

нет

Маяк указывает путь к берегу

Да

 

В слове маяк 4 буквы и 4 звука.

 

нет

 

 

 

Теперь вы поняли,что такое маяк и для чего он нужен.

10. Итог урока

– С какой буквой познакомились?

– Прочитайте вывод урока в учебнике.

– Кому сегодня было сложно?

– У кого всё получилось?

– Вы сегодня все молодцы!

– Спасибо за урок.

– Урок окончен.

Сказка про букву Я

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.