Тип урока: изучение нового материала.
Место урока: букварный (основной) период.
УМК «Школа России».
Тема: "Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]"
Цель: способствовать формированию умения выделять новые гласные буквы, обозначающие два звука (в начале слова и после гласного), создать условия для развития речи, логического мышления, памяти.
Задачи:
- Обучающие:
- содействовать формированию развития навыка сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового и беглого чтения;
- развивать умения систематизировать полученную информацию.
- Развивающие:
- способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, умения работать с текстом, чѐтко отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитательные:
- содействовать формированию умения аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.
- работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
- воспитывать чувства уважения к товарищам.
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
- Выделять новую букву из речи.
- Наблюдать за двойной ролью буквы «я».
- Устанавливать, что буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука.
- Обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах.
- Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [й’а].
- Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью.
Познавательные: Объяснять выбор буквы для обозначения гласного звука.
Регулятивные:
- Принимать учебную задачу урока.
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
- Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
- Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения
Коммуникативные:
- Владеть монологической и диалогической формой речи;
- соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов.
Личностные:
- Сохранять мотивацию к учебе.
- Ориентироваться на понимание причин успеха в практической деятельности.
- Проявлять интерес к новому учебному материалу.
- Обнаруживать умение преодолевать трудности.
- Стремиться к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.
А девизом нашего урока предлагаю слова: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться!»
2. Актуализация знаний
- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак:
1) звуки бывают гласные и… (согласные)
- твёрдые и…(мягкие)
- звонкие и…(глухие)
2) Звуки мы слышим, а буквы… (пишем)
3) В слове столько слогов, сколько… (гласных)
4) После твёрдых согласных пишутся гласные.. (а, о, ы, у)
5) После мягких согласных пишутся гласные… (и, е)
Чем особенна буква Е? ( Е)
Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
3. Работа в группах
На столе лежат карточки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем задание .
- Ученики 1-й группы находят слова, которые состоят из одного слога (стул, стол, дом)
- Ученики 2-й группы ищут и называют слова, которые состоят из 3-х слогов (колесо, молоко,корова.)
- Ученики 3-й группы назовут слова, ударение в которых падает на первый слог (ели, лает, космос, руки)
Заслушиваются ответы каждой группы.
4. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
- Вы должны определить, чем мы на уроке будем заниматься. Какую букву изучать. А для этого вам надо отгадать загадки.
Круглые, румяные,
Мы растѐм на ветке.
Любят нас и взрослые,
И маленькие детки. Яблоки. (Слово и картинка)
- Почему вы решили, что это яблоки?
Чем больше из меня берут,
Тем больше становлюсь.
Яма.Если б не было его,
Не сказал бы ничего Язык. (Слово и картинка)
- Почему вы решили, что это яма, язык?
- Что объединяет эти два слова?
- Правильно, мы сегодня будем знакомится с буквой – Я.
- Произнесите слово яблоки по слогам.
- Сколько в слове слогов? (3 слога)
- Первый ряд произнесет только первый слог? (яб)
- Второй ряд произнесите второй слог ?(ло)
- Третий ряд произнесите третий слог? (ки)
Произнесите только звук ,который мы слышим в начале слова. [ЙА ]
Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]
Какой согласный звук примыкает к нему? [Б]
Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?
Ученик у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте
5. Знакомство с буквой
Два звука, образовавших слияние [Й А], обозначают одной букой. И такой буквой является буква я.
- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!
А теперь давайте обратим внимание, как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.
6. Изучение новой буквы
Отгадайте, пожалуйста, имя девочки. Ее имя начинается на букву Р и оканчивается буквой я.(имя собственное). Она тоже любит собирать и есть яблочки.
Рая
Звукобуквенный анализ слова.
Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает 2 звука [й а ]
Эту букву назвали хитрой еще и потому, что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами.
Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]
Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный.
Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.
Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.111
Сделаем вывод-какие же звуки обозначает буква Я? (буква я обозначает два звука [й а], когда стоит в начале слова и после гласной. А также обозначает [ а ], когда стоит после согласного звука.
Игра: «Скажи наоборот»
Учитель называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: педагог называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А.
ма - мя та - тя ар - ... ла - ...
ня - ... яч - ... фа - ... ам - ...
7. Физминутка
Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия
8. Работа по учебнику
С.110.
Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (наша страна).
Как называется наша страна. (Россия)
Назовите главный город нашей страны. (Москва)
Что еще есть у каждого государства? (Флаг, герб, гимн)
Наша страна очень богата. Чем? И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться
А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться) Правильно, что бы потом жить и приносить пользу Родине.
А как вы понимаете слово малая родина? Прочитаем рассказ на стр.111.
Прочитайте слово: ЯМКА, теперь по цифрам - МАЯК.
Сколько в слове букв? (4) А звуков? ( 5)
Как толкует это слово в толковом словаре? Прочитаем текст .
- Что такое маяк и для чего он нужен, мы узнаем, прочитав рассказ "Маяк".
С.112 (дети читают)
9. Работа в парах (Взаимоопросник)
Учащиеся составляют вопросы по прочитанному тексту и задают их своему напарнику. Как вы оценили работу своего товарища? (уч-ся используют смайлики)
Учащиеся получают каждый на парту листок с таблицей верных и неверных утверждений и работают в них.
Проверим ваши результаты
Составим и заполним таблицу верных и неверных утверждений.
| Вопросы | + |
- |
Маяк – это башня с сигнальными огнями. |
Да |
|
Маяк сигналит людям об опасности. |
|
нет |
Маяк указывает путь к берегу |
Да |
|
В слове маяк 4 буквы и 4 звука. |
|
нет |
|
|
|
Теперь вы поняли,что такое маяк и для чего он нужен.
10. Итог урока
– С какой буквой познакомились?
– Прочитайте вывод урока в учебнике.
– Кому сегодня было сложно?
– У кого всё получилось?
– Вы сегодня все молодцы!
– Спасибо за урок.
– Урок окончен.
Сказка про букву Я
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.