Свобода и социальность

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Социальная педагогика, Профессия — педагог

Класс: 9


«Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья»
А.С.Пушкин

«Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!»
А.С.Пушкин

«Плохо придется всем людям,
когда каждый потребует своего»
Эзоп

Начать хотелось бы с такого безусловного блага, как свобода. Свобода считается благом во всех странах земного шара. О дикарях, варварах и тоталитарных обществах сегодня упоминать не будем.

Свобода имеет множество определений. Мы же условимся понимать ее как широкое поле возможностей при наличии права выбора.

Свободно распоряжаться правами в нашей стране можно не так уж и давно, чуть больше 30 лет. Мы можем свободно передвигаться, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни», свободное ведение экономической деятельности, мы имеем «право на личную и семейную тайну», «защиту чести и доброго имени», «каждому гарантируется свобода мысли и слова». Гражданам позволено даже управлять страной как самим, так и через представителей.

Получается, человека окружает огромное поле свобод, которых не каждому под силу даже просто перечислить.

Однако переведем наш взор на один из самых ранних этапов становления человека, гражданина, вспомним наши школы. Наблюдается ли в них такая же разноцветная палитра свобод, ведь школа готовит к жизни, не так ли?

Почему слово «дисциплина» гораздо чаще интересует учителей и родителей, нежели ощущение ребенком свободы? Как человек, всегда вынужденный отвечать чьим-то требованиям, научится пользоваться своими правами? Откуда в нас, взрослых людях, такая уверенность в успешности детей, знающих «правильные» ответы и умеющих подстроиться под шаблонную ситуацию? Неужели мы их готовим к иллюзорному миру однозначности? Разве жизнь не меняется с каждым годом всё быстрее и быстрее?

Оставим пока что эти вопросы. Посмотрим на жизнь школьника с психологической точки зрения. Всем нам знакомо состояние стресса. Мы испытываем его, когда чувствуем себя неожиданно удивленными, испуганными. Мы пугаемся во время неожиданной остановки впереди едущего автомобиля или во время неожиданной контрольной. Стресс сковывает нас, когда нам вдруг сделают замечание на работе или в классе. Нам ужасно неприятно, когда нашу машину эвакуируют на штрафстоянку или на перемене забирают попрыгунчик в кабинет завуча. Но это не юмор: ребенок переживает те же сильные отрицательные эмоции, что и взрослый, с такой же амплитудой. Зная это, не лучше ли минимизировать пресловутую профилактику стресса или вовсе отказаться от нее?

Нейробиологи экспериментально доказали, что стресс запускает лимбическую (примитивную) систему мозга. Эта часть мозга роднит людей с животными: бежать или ударить, спрятаться, замереть или оскалиться? – вот вопросы, за которые она отвечает. О квадратном уравнении или онегинской строфе и речи нет. Лимбическая система решает вопросы выживания.

Человека отличает от животных наличие коры головного мозга, а она в стрессе перестает работать. А значит никакого качественного образования в такой системе координат не ожидается. Разве нас устроит вызубренный ответ, готовый отскочить от зубов при любых обстоятельствах? Это ли наша высокая образовательная цель?

Неужели, зная и понимая всё это, мы продолжим «закалять» детей подобными шоковыми методами: страхом, стрессом и зубрёжкой? Говоря «да» таким методам, учитель (и родитель) отбирает у ребенка свободу, уверенность в следующем моменте, ощущение пространства, в котором ребенок проводит 11 лет жизни, да и само желание учиться. При этом знания, во имя которых ведутся бои, забываются, а вот испытанные эмоции − нет (тому также есть научные подтверждения).

Есть и «другой берег реки образования», как писал А.Н.Тубельский. На этом берегу свобода действует на человека, как антистресс. Мышление занято не жестким, выдуманным двоичным пониманием жизни (правильно или нет), оно с интересом разглядывает множество вариантов в поиске наилучшего. Это захватывающий творческий процесс. Активируется кора головного мозга. Отвечает она за принятие решений сложных. Гормональная система только подбадривает ученика, оставляя в памяти счастливые минуты, проведенные в школе.

И ведь возможностей дать свободу в образовании у учителя всегда много. Достаточно давать творческие задания, личные проекты, вместе с детьми вырабатывать правила жизни в классе, школе. Также следует искать лакуны в предмете, в которых нет правильных ответов, погружать школьников в состояние поиска ответов собственных.

Проявляясь, предлагая свои решения, отстаивая свою позицию, ребенок растет, находит свои ответы. Он не ждет их от взрослых. Он с каждым днем учится управлять собой, своими свободами.

Свободный человек, выходя из школы, знает себя, умеет распоряжаться временем, знает чего хочет. Он держит жизнь в своих руках, потому что разумные взрослые не отбирали у него ее. Они не рассказывали, какой он (вернее какой он не такой), не решали за него, как распорядиться его временем и не ставили за него цели. Ребенок был и теперь останется автором своей жизни. Какой родитель не мечтает о таком самостоятельном, уверенном и целеустремленном ребенке, живущем в гармонии с собой?

А.Н.Тубельский, развивая многовековую традицию гуманной педагогики, писал об этом еще в 90-е годы прошлого века. Безусловно, он опережал свое время. Мы с того времени каждый день учимся дышать полной грудью, ходить, не оглядываясь, жить, распоряжаясь своими правами и свободами. «Мы по капле выдавливаем из себя раба», как заповедал А.П.Чехов. Кажется, этому мы и должны учить следующее поколение. Мы должны «создавать условия» для овладения свободой в полной мере, как писал педагог-гуманист А.Н.Тубельский.

Но мы пойдем дальше и зададимся вопросом: чего не хватает свободному человеку? Не может быть такого, чтобы лишь одно качество решало все проблемы.

Свободному человеку необходим разворот в сторону общества, в котором он живет, заземление, как сказали бы психологи. Этот разворот или заземление называется просоциальностью.

Это не мимикрия, как в случае со знакомой социальностью – умением быть нормальным в данном социуме. Просоциальность – это направленность на пользу другим людям или общества в целом. Как раз на такую просоциальность и способны, пожалуй, только свободные люди.

Несвободный "причиняет пользу", ориентируясь на указ сверху, закон, стандарт, принятую норму. Свободный пробует, предлагает, меняет, поднимает планку, задает норму…

Каким образом научить просоциальности в школе? Приведем некоторые работающие практики, позволяющие учить детей этому золотому качеству.

Это могут быть совместные уроки, когда объединяются два класса в команды под общую задачу (4-й и 6-й, 5-й и 7-й и т.д.). Старшим невольно приходится включать эмпатию и становиться понятными для младших.

Также на развитие просоциальности работают школьные дела: одна параллель организует мероприятие/событие для всей школы. При продумывании сценария такого события организаторы-ученики вынуждены руководствоваться интересами всех классов, от младших до старших.

Кроме этого, самоуправление школой − один из мощных институтов как формирования гражданской культуры, так и просоциальности. Ученик, действующий в интересах параллели, или основной школы, или вообще учеников школы направляет мысленный взор на проблемы, особенности и нужды других людей, расширяет таким образом собственное сознание.

И последнее из нашего списка — это проекты. В школе можно предлагать детям проекты, нужные школе, то есть другим людям.

Эмпатия, направленность на другого помогает свободному человеку претворять в жизнь не только собственные мечты, но и стыковать их с интересами общественными. За счет введения подобных практик преодолевается пропасть между личным и общественным благополучием.

В заключение хочется сказать, что в реальной жизни школ до сих пор не прижились слова «свобода» и «выбор». Тому есть разные причины. Однако и педагогами, и учеными, и общественностью свобода признается одной из главных ценностей жизни человека. Возможно, наступило время для приведения слов и дел в соответствие?

Человек не белый лист, это известно уже не одно столетие. Перед школой стоит сложнейшая задача – воспитание свободного человека, ведь только такой человек сможет прочитать, что же на этом листе написано.

Человек – часть социума, поэтому одной свободы, к сожалению, недостаточно. Свободный человек в апогее своем просоциален, он знает и себя, и общество, в котором живет. Он способен быть автором не только собственной жизни, но и соавтором жизни общества.