Технология критического мышления в обучении иностранному языку (английскому языку)

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Сегодня нам приходится учиться отличать фейки от правды, заблуждения от научных данных. Помочь в этом может критическое мышление, пожалуй, главный навык современного человека. Попробуем разобраться, что же значит мыслить критически.

Критическое мышление (Critical thinking) - это такой способ организации мышления, который позволяет анализировать информацию, ставить ее под сомнение (делать выводы, самостоятельно оценивать корректность этих выводов).

When...Where…What…Who…How…Why…;

What do I see?

What do I think?

What does it make me wonder? /

I see…

I think…

It makes me wonder that…

Иными словами, человек, обладающий критическим мышлением, разумно и сознательно выбирает, какой информации доверять и как применять полученные сведения.

Сам термин впервые использовал американский ученый и педагог Джон Дьюи в своей книге «Как мы мыслим». Но это не означает, что до него критического мышления не существовало. Дело в том, что раньше оно было привилегией элит. Знание было доступно небольшому числу грамотных людей: ученым, философам, представителям духовенства. Тогда основой любого академического образования была логика Аристотеля.

Но сегодня классической логики оказывается недостаточно. В настоящее время современная школа призвана воспитывать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющего мира. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Оно помогает нам ставить поступающую информацию под сомнение, включая собственное убеждение.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать обучающего (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь обобщить приобретенные знания.

Целью данной технологии является развитие и формирование у обучающихся навыков мыслительной деятельности: планирования, прогнозирования, анализа и структуризации информации и т.п., необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Далее расскажу о методах, приемах, которые помогают в моей работе (как педагога английского языка) развитию критического мышления в обучении английскому языку.

Продуктивно использую в своей работе метод проектов в каждом модуле темы с 5-11 классы.

Метод проектов считается инструментом для формирования критического мышления, так как в процессе работы над проектом у обучающихся развиваются умения ставить цели и задачи, критически подходить к отбору информации, оценивать достигнутые результаты и анализировать причины полученных результатов.

Работая по технологии «Критическое мышление» использую модульный урок, состоящий из трех этапов (стадий):

  1. Вызов (Evocation). На стадии вызова рождается «первоначальное» знание: актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые хочется получить ответы;
  2. Осмысление содержания(Realization of meaning). Дает возможность, познакомиться с новой информацией, идеями, понятиями, связать их с уже имеющими знаниями, происходит формирование своего понимания;
  3. Рефлексия (Reflection). Позволяет обучающимся осмыслить все то, что они изучили на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.

Также для развития критического мышления (технологии «Критическое мышление») активно использую в своей работе следующие техники:

  1. Метод мозгового штурма. (Применяю на стадии вызова) Предлагаю совместное обсуждение проблемы, информации по ней для нахождения решения;
  2. Метод кластеров. (Применяю на стадии вызова, рефлексии) Построение графиков, систематизирующих информационные данные. Проблема записывается в центре листа, а вокруг нее делаются записи: слова, предложения, идеи и т.п. Между ними рисуются связи.
  3. Метод дискуссии. (Применяю на стадии осмысления, рефлексии) Коллективное обсуждение темы помогает быстрее найти правильное, конкретное решение. В ходе дискуссии ведем краткий конспект идей, аргументов.
  4. Прием «инсерт» (эффективное чтение). (Применяю на стадии осмысления, рефлексии). Этот прием используется для развития критического мышления через чтение и письмо при работе по тексту с новой информацией. Данный прием помогает обучающимся анализировать текст, выделять новую и известную информацию, находить противоречия.

Таким образом, применяя технологию критического мышления на уроках английского языка, я отмечаю очевидные ее преимущества, как для обучающихся, так и для педагога. Урок стал «живым», более интересным, актуальным; повысилась мотивация в изучении английского языка. Данная технология позволяет педагогу давать обучающимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным педагогом, фиксировать все высказывания (любое из них будет важным для дальнейшей работы), сочетать индивидуальную, парную, групповую работу, достигая всех необходимых результатов. Технология критического мышления в обучении английскому языку дает возможность обучающимся сформировать и развить навык критического мышления, который так необходим в современном мире.

Литература

  1. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей/И.Л.Бим //Иностранные языки в школе. 2011.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  3. Подготовки учителя: Учеб. метод. пособие/И.В.Муштавинская. СПб.: КАРО, 2009. 89с.