СЛАЙД 2. Одно из ключевых направлений развития системы образования нашей страны – формирование единого образовательного пространства. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации в стране ведется планомерная работа по обновлению содержания общего образования.
Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга – это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для обучающихся, и, как следствие, гарантия повышения качества образования.
СЛАЙД 3. Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьёй 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» понятием «единые образовательные программы» в Российской Федерации унифицируется процесс обучения и воспитания, в том числе обучающихся с ОВЗ. Таким образом, Минпросвещения России разработаны и утверждены ФАОП ДО, ФАОП НОО, ФАОП ООО, ФАООП УО/образовательные программы для умственно отсталых детей). Одновременно согласно статьям 1, 2 Федерального закона № 371-ФЗ из законодательной практики исключается понятие «примерные образовательные программы» в части дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.
СЛАЙД 4. СТРУКТУРА ФООП. Федеральная основная общеобразовательная программа (в том числе адаптированная) – включает обязательные компоненты: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральный рабочие программы учебных предметов, федеральную рабочую программу воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы. Содержательный раздел ФООП включает федеральные рабочие программы учебных предметов.
СЛАЙД 5. Структура ФАООП.
ФАООП состоят из трех разделов:
- целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФАООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
- содержательного, который включает основные программы, ориентированные на достижение образовательных результатов реализации ФАООП;
- организационного, который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы.
СЛАЙД 6.
Указанная структура ФАООП соответствует требованиям ФГОС к структуре основной образовательной программы и предусматривает, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями АООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАООП.
Одновременно в структуре организационного раздела ФАООП отсутствуют требования к условиям реализации. Соответствующий раздел АООП, включая финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации, формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у неё условий и возможностей, а также с учетом ФГОС и санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СЛАЙД 7. Особенности ФАОП НОО. На уровне начальной школы в отношении детей с ОВЗ образовательный процесс организуется в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Для начальной школы разработаны и обязательны программы по предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», Окружающий мир» и «Труд (технология)» Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ) и ФАОП НОО.
СЛАЙД 8. СЛАЙД 9. Пояснение к ФГОС НОО ОВЗ и ФАОП НОО ОВЗ.
СЛАЙД 10. ФАОП НОО включает дифференцированные варианты для разных групп обучающихся с ОВЗ. Всего в ФАОП НОО включили 26 вариантов АООП. Для обучающихся с ТНР и ЗПР в ФАОП НОО прописали по два варианта АООП. В варианты программ для школьников с нарушениями слуха, зрения, НОДА и РАС включили еще варианты для учеников с легкой умственной отсталостью и для учеников с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В ФАОП ООО включили по два варианта для каждой нозологии. Варианты программ в ФАОП ООО разработали только для школьников с ОВЗ без нарушений интеллектуального развития.
Варианты программ для школьников, у которых ОВЗ сопровождается интеллектуальными нарушениями, включили в ФАОП УО (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026).
Каждый вариант ФАОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и вариантами ФАОП НОО образовательная организация может разрабатывать один или несколько вариантов. Не подлежит изменению содержание целевого раздела Федеральной рабочей программы воспитания ФАОП НОО.
Особенности реализации вариантов АООП НОО, сроки и условия пролонгации обучения, адресные группы обучающихся соответствуют требованиям ФГОС НОО ОВЗ и отражают практику, сложившуюся в период действия примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ.
СЛАЙД 11. При разработке АООП НОО образовательной организации необходимо обратить внимание на изменение названий отдельных образовательных областей и учебных предметов и учесть данные изменения при составлении учебного плана. Изменения внесены в целях унификации данных наименований с ФГОС НОО и федеральной образовательной программой начального общего образования./ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ ФАОП НОО предусматривают возможность разработки индивидуальных учебных планов. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе ФАОП НОО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации с сохранением всех требований ФГОС НОО ОВЗ к учебным планам.
СЛАЙД 12.
В целом программа структурно и содержательно приближена к ФОП НОО.
СЛАЙД 13. Нами выявлено расширение спектра принципов в реализации ФАОП НОО.
СЛАЙД 14. Более подробно в ФАОП расписан принцип коррекционной работы. В ФАОП НОО и ООО прописали требования к школьным АООП. Например, АООП должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школьников. При этом содержание и планируемые результаты каждой АООП должны быть не ниже ФАОП уровня образования.
СЛАЙД 15. И в качестве общего вывода по вышесказанному об отличиях ФОП и ФАОП хочется напомнить о том, что они имеют следующие целевые ориентиры:
У ФООП цель: Создание единого образовательного пространства во всей стране.
ЦЕЛЬ ФАОП: детализация особенностей реализации образовательного процесса для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов по конкретному направлению подготовки и направленности с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, включая абилитацию инвалидов.