Тема занятий: «Образование чисел 4 и 5»
Лексическая тема: «Домашние животные»
Цели:
- Знакомить с образованием последующего числа путем прибавления на числах 4 и 5, с графическим изображением цифр.
- Формировать умение вести счет и отсчет предметов в пределах 5, выделять итоговое число.
- Закреплять умение сравнивать предметы по длине путем примеривания, устанавливать последовательность по длине.
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез), связную речь, глазомер, зрительный контакт.
Раздаточные материал:
- карандаши (или фломастеры): красный, зеленый, желтый;
- набор геометрических фигур: квадраты, круги, треугольники;
- карточка с тремя полосками,
- лист к заданию «Подарки для собаки Дружка».
Демонстрационный материал: цифры от 1 до 5, картинки собак 5 шт., косточек разного цвета 5 шт., мисок, животных (собака, кошка, свинья, корова, коза); 5 полосок-дощечек разного цвета и длины.
Ход занятия
Начало: Все дети и дефектолог берутся за руки и становятся в круг. (На столе у педагога цифры от 1 до 3).
Задание: подойти к столу и составить числовой ряд из имеющихся цифр.
Дефектолог: Ребята, давайте вспомним домашних животных. Каких вы знаете?
(Дети отвечают на вопрос и перечисляют домашних животных)
Молодцы, а теперь послушайте загадку:
Самый верный в мире друг,
Не найти таких вокруг.
Часто дом наш охраняет,
Кто заходит, сразу лает.
(Ответ: собака)
Дефектолог показывает детям картинку собаки.
Дефектолог: Это Дружок. Он живет в деревне у дедушки и бабушки. (Показать картинки). У Дружка есть друзья (выставить в ряд картинки разных собак). Посмотрите, какие они все разные. И настроение у них разное. (Небольшая беседа с детьми).
- Дружок и его друзья очень любят играть с косточками. (Педагог ставит на стол миски с разноцветными косточками 3 шт.). Поровну ли собак и косточек? Как проверить?
(Один из детей подбирает картинкам пару. Выясняется, что картинок поровну, по 3).
Дефектолог добавляет еще одну собаку и спрашивает:
- Сколько теперь стало собак? (Дети и педагог считают картинки. В конце подсчета дефектолог интонационно выделяет слово четыре).
- Как получилось 4 собаки? (Ответ: добавили еще 1 собаку)
- Каких картинок получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Какое число больше 4 или 3? Какое меньше? Как сделать так, чтобы картинок стало поровну, по 4?
(Дети добавляют 1 косточку и считают, сколько теперь стало косточек).
Дефектолог: Как получилось 4 косточки? Сколько теперь собак и косточек? (их по 4)
Дефектолог ставит цифру 4 в числовой ряд. Дети называют цифры по порядку и объясняют ее местоположение. Аналогичным образом происходит знакомство детей с числом 5.
Физкультминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Раз - прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три -налево поворот,
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Работа с раздаточным материалом
Дефектолог раздает детям карточки с тремя полосками и наборы геометрических фигур. Дети закрывают глаза, педагог хлопает (3 раза).
Задание: посчитать количество хлопков, выложить на верхнюю полоску карточки столько же треугольников. На среднюю выложить кругов на один больше, на нижнюю – на один больше квадратов, чем кругов.
Практическое задание
Дефектолог спрашивает детей, какие домашние животные живут в деревне. Дети называют животных, и педагог выставляет картинки с домашними животными. Затем дефектолог выставляет картинку дома.
Дефектолог: Животные построили себе дом, а крыльцо с лестницей построить не смогли. Однако они успели заготовить строительный материал. Каждый принес дощечку своего цвета и длины.
Дефектолог выставляет напротив каждого животного полоску (дощечку) и предлагает детям помочь животным, достроив лесенку. Дети по очереди выходят к доске и выкладывают дощечки от самой длинной, до самой короткой.
Дефектолог: Сколько было животных? (Ответ: 5) Сколько было дощечек (Дети отвечают, не считая полосочки) Как вы поняли? (Ответ: У каждого домашнего животного была одна дощечка) Какая самая короткая дощечка? Какая самая длинная? (Дети показывают самую длинную и самую короткую дощечки) Какие дощечки короче зеленой/синей? Какие длиннее?
Дефектолог: Отличная работа, ребята! Теперь домашние животные смогут попасть в свой домик.
Анализ и рефлексия. Задание «Подарки Дружку»
Дефектолог раздает детям карандаши разного цвета: синий, зеленый, красный; а также лист к заданию «Подарки для собаки Дружка». Дети должны закрасить косточки синим карандашом, если во время занятия у них не возникло трудностей с выполнением заданий, зеленым цветом, если ребенок испытал небольшие затруднения, красным карандашом, если задания было тяжело выполнять и ребенку было неинтересно. После выполнения задания все «подарки» для Дружка вывешиваются на доску, и подводится итог занятия. В завершение все встают в круг, как в начале занятия.