Конспект занятия для детей с ЗПР (5–6 лет) по развитию математических представлений

Разделы: Математика

Класс: д/с

Ключевые слова: ЗПР, дети в ЗПР


Тема занятий: «Образование чисел 4 и 5»

Лексическая тема: «Домашние животные»

Цели:

  1. Знакомить с образованием последующего числа путем прибавления на числах 4 и 5, с графическим изображением цифр.
  2. Формировать умение вести счет и отсчет предметов в пределах 5, выделять итоговое число.
  3. Закреплять умение сравнивать предметы по длине путем примеривания, устанавливать последовательность по длине.
  4. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез), связную речь, глазомер, зрительный контакт.

Раздаточные материал:

  • карандаши (или фломастеры): красный, зеленый, желтый;
  • набор геометрических фигур: квадраты, круги, треугольники;
  • карточка с тремя полосками,
  • лист к заданию «Подарки для собаки Дружка».

Демонстрационный материал: цифры от 1 до 5, картинки собак 5 шт., косточек разного цвета 5 шт., мисок, животных (собака, кошка, свинья, корова, коза); 5 полосок-дощечек разного цвета и длины.

Ход занятия

Начало: Все дети и дефектолог берутся за руки и становятся в круг. (На столе у педагога цифры от 1 до 3).

Задание: подойти к столу и составить числовой ряд из имеющихся цифр.

Дефектолог: Ребята, давайте вспомним домашних животных. Каких вы знаете?

(Дети отвечают на вопрос и перечисляют домашних животных)

Молодцы, а теперь послушайте загадку:

Самый верный в мире друг,
Не найти таких вокруг.
Часто дом наш охраняет,
Кто заходит, сразу лает.

(Ответ: собака)

Дефектолог показывает детям картинку собаки.

Дефектолог: Это Дружок. Он живет в деревне у дедушки и бабушки. (Показать картинки). У Дружка есть друзья (выставить в ряд картинки разных собак). Посмотрите, какие они все разные. И настроение у них разное. (Небольшая беседа с детьми).

- Дружок и его друзья очень любят играть с косточками. (Педагог ставит на стол миски с разноцветными косточками 3 шт.). Поровну ли собак и косточек? Как проверить?

(Один из детей подбирает картинкам пару. Выясняется, что картинок поровну, по 3).

Дефектолог добавляет еще одну собаку и спрашивает:

- Сколько теперь стало собак? (Дети и педагог считают картинки. В конце подсчета дефектолог интонационно выделяет слово четыре).

- Как получилось 4 собаки? (Ответ: добавили еще 1 собаку)

- Каких картинок получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Какое число больше 4 или 3? Какое меньше? Как сделать так, чтобы картинок стало поровну, по 4?

(Дети добавляют 1 косточку и считают, сколько теперь стало косточек).

Дефектолог: Как получилось 4 косточки? Сколько теперь собак и косточек? (их по 4)

Дефектолог ставит цифру 4 в числовой ряд. Дети называют цифры по порядку и объясняют ее местоположение. Аналогичным образом происходит знакомство детей с числом 5.

Физкультминутка

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Раз - прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три -налево поворот,
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

Работа с раздаточным материалом

Дефектолог раздает детям карточки с тремя полосками и наборы геометрических фигур. Дети закрывают глаза, педагог хлопает (3 раза).

Задание: посчитать количество хлопков, выложить на верхнюю полоску карточки столько же треугольников. На среднюю выложить кругов на один больше, на нижнюю – на один больше квадратов, чем кругов.

Практическое задание

Дефектолог спрашивает детей, какие домашние животные живут в деревне. Дети называют животных, и педагог выставляет картинки с домашними животными. Затем дефектолог выставляет картинку дома.

Дефектолог: Животные построили себе дом, а крыльцо с лестницей построить не смогли. Однако они успели заготовить строительный материал. Каждый принес дощечку своего цвета и длины.

Дефектолог выставляет напротив каждого животного полоску (дощечку) и предлагает детям помочь животным, достроив лесенку. Дети по очереди выходят к доске и выкладывают дощечки от самой длинной, до самой короткой.

Дефектолог: Сколько было животных? (Ответ: 5) Сколько было дощечек (Дети отвечают, не считая полосочки) Как вы поняли? (Ответ: У каждого домашнего животного была одна дощечка) Какая самая короткая дощечка? Какая самая длинная? (Дети показывают самую длинную и самую короткую дощечки) Какие дощечки короче зеленой/синей? Какие длиннее?

Дефектолог: Отличная работа, ребята! Теперь домашние животные смогут попасть в свой домик.

Анализ и рефлексия. Задание «Подарки Дружку»

Дефектолог раздает детям карандаши разного цвета: синий, зеленый, красный; а также лист к заданию «Подарки для собаки Дружка». Дети должны закрасить косточки синим карандашом, если во время занятия у них не возникло трудностей с выполнением заданий, зеленым цветом, если ребенок испытал небольшие затруднения, красным карандашом, если задания было тяжело выполнять и ребенку было неинтересно. После выполнения задания все «подарки» для Дружка вывешиваются на доску, и подводится итог занятия. В завершение все встают в круг, как в начале занятия.