Проектная деятельность как фактор повышения качества образования

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Учителя шутят в сентябре, поздравляя друг друга с новым годом. Новый год! Что он нам принесет?! Это ожидания позитивных изменений в жизни, надежды на будущее, но, как взрослые люди, мы понимаем, что без неожиданностей не обойтись. 2023-24 учебный год для меня был полон вызовов: классное руководство в новом классе, 28 новых учеников из 42 человек (общее количество в моих группах), перевод одного из учеников на дистанционное обучение в связи с травмой, необходимость обучения по адаптивной программе ребенка в шестом классе, пятиклассник, который не изучал английский язык в начальной школе, и его одноклассник с признаками одаренности. Это яркие примеры, но они в одном ряду с задачами сохранения успеваемости и повышения качества образования. Данные вызовы заставили меня расширить тему самообразования и “Творческая вовлеченность” заявленная изначально была включена в актуальную тему, которую я представляю сегодня: “Проектная деятельность как фактор повышения качества образования”.

Проектная деятельность дает возможность развить качества личности ученика:

  • способность к творческому мышлению самостоятельность в принятии решений инициативность, трудолюбие, целеустремленность умение общаться
  • планировать и анализировать свою деятельность

Учитель совершенствует свои умения видеть перспективы осуществлять проектные замыслы, позволяющие найти оптимальные решения в структурировании учебного процесса и его содержания, минимизируя негативные последствия собственных затруднений и затруднений учащихся. Понимание того, какие качества личности значимы в современном мире привело меня к использованию в своей педагогической практике метода проектов, чтобы максимально развить эти качества у моих учеников.

Преимущества метода проектов:

  • Возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями
  • Реализация идеи профессиональной ориентации на всех уровнях обучения
  • Интеграция педагогической технологии в учебный процесс
  • Повышение уровня активности школьников и качества знаний учащихся в предметных областях

Главная задача проектного обучения - научить учеников учиться, или иначе, научить совершать учебно-познавательную деятельность.

Проблемный вопрос: Как организовать проектную деятельность при обучении английскому языку с целью повышения качества образования?

Цель работы: Организовать проектную деятельность при обучении английскому языку в средней школе с целью повышения качества образования.

Задачи:

  • Проанализировать тематическое планирование 5, 6, 7 классов
  • Обеспечить учеников способами работы над проектами
  • На основе анализа результатов года составить сборник материалов, используемых при реализации проектной деятельности

Пути решения поставленных задач:

  • Программа профессиональной переподготовки (магистратура МГППУ), курсы повышения квалификации, участие в конференциях и вебинарах
  • Реализация проектной деятельности
  • Систематизация методических материалов

Прежде всего я организовала собственную деятельность и использовала технологию проектов в подготовке и реализации обучения.

В каждой группе я определила риски при реализации проекта (в соответствии с планируемыми темами и реальными возможностями моих учеников).

Риск проекта - это неопределенное событие или условие, которое положительно или отрицательно влияет на цели проекта.

Управление рисками проекта - это страховка, с помощью которой можно вовремя спасти важную составляющую проекта, будь то деньги, время или даже уровень качества продукта. К тому же, профилактические меры часто выходят дешевле и быстрее решения возникших проблем.

Два решения: игнорировать риск или попытаться устранить.

  • В первом варианте нужна скорее удача, чем расчет и планирование.
  • Второй вариант требует дополнительных ресурсов и тщательного анализа. С ним спокойнее - появляется уверенность и защищенность. Он подходит для угроз, которые значительно выгоднее предотвратить, чем разбираться с негативными последствиями.

Риски:

  • 5 Д первая группа - ребенок, не изучавший ранее английский язык
  • 5 Д вторая группа - ребенок, с признаками одаренности
  • Также следует отметить общий фон тревожности у родителей новеньких пятиклассников по поводу изучения английского языка, отсутствие опыта проектной деятельности, негативный опыт учеников при изучении иностранных языков в начальной школе, неумение работать с инструментами Google в школьной системе ocgaz.
  • 6 Б - группа учеников с повышенным уровнем владения языком, ярко выраженные лидерские качества у детей и конкуренция внутри группы.
  • 6 Г - группа, в составе которой есть ребенок на дистанционном обучении, и ребенок с адаптированной программой обучения.
  • 7 А - четыре новых ученика, у двоих ксеноглоссофобия (боязнь говорить на иностранном языке, отсюда трудности с чтением вслух, устными ответами, выступлениями на публике), также трудности с дисциплиной - один из моих новеньких состоял на дисциплинарном учёте.

Для минимизации рисков я обратилась к курсам повышения квалификации. В общей сложности - 800 часов. Список внушительный, но следует сказать, что выбор каждого из них был осознанным и обоснован реальными потребностями. Коллеги, курсы, которые я рекомендую своим коллегам МО, я выделила синим цветом, а курсы, которые принесли мне наибольшую пользу я отметила галочкой. Для удобства восприятия я разделила пройденные курсы на группы:

Методика преподавания иностранного языка:

  • Стратегии обучения выразительной устной речи на уроках английского языка
  • Организация учебной деятельности на уроках английского языка: формирование коммуникативных компетенций
  • Технологии преподавания английского языка, основанные на творческой вовлеченности обучающихся в учебный процесс

Организация образовательного процесса:

  • Эффективное управление образовательным процессом в школе
  • Организация дистанционного и смешанного обучения в школе
  • Инклюзивное образование в основной и средней школе: методы и приемы работы учителя

Психолого-педагогическая компетентность учителя:

  • Практика взаимодействия с родителями: алгоритмы консультативной и психотерапевтической работы с матерями
  • Психологические приемы помощи и профилактики стресса в период подготовки к экзаменам
  • Психологическое сопровождение экзаменационного периода: техники и приемы
  • Эмоциональное выгорание педагога: кто виноват и что делать
  • Психолого-педагогическая компетентность педагога

Классное руководство:

Современный классный руководитель: ключевые направления деятельности и новые приоритетные задачи

  • Психолого-педагогические приемы формирования коллектива и оптимизации межличностных отношений в классе
  • Взаимодействие с родителями обучающихся для достижения образовательных результатов в ОО

5 болей родителей подростка

Практическая значимость содержания программы курсов для повышения эффективности педагогической деятельности:

  • Получила информацию по актуальным нормам к организации образовательного процесса. и определила точки роста для развития качества образования.
  • Получила рекомендации по организации дистанционного обучения школьников с ОВЗ.
  • Научилась планировать и реализовать обучение особенных учеников в обычной школе.
  • Эффективные приемы формирования мотивации и навыков исследовательской работы при обучению английском языку.
  • Теоретические и практические рекомендации по организации ежедневной работы в классе над развитием и совершенствованием ясной и выразительной устной речи на английском языке.
  • Техники и приемы психологического сопровождения обучающихся в экзаменационный период.

Изучила современные технологии обучения английскому языку, основанные на творческой вовлеченности обучающихся в образовательный процесс: методов театрализации и перевоплощения на уроках английского языка в основной и старшей школе, метод многократного повторения матричных фраз, метод графической визуализации и метод CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение)

Полезные знания, умения и навыки для профессионального и личностного роста:

  • Освоила правовые и психологические основы взаимодействия с родителями учеников, действенные формы и методы работы с семьями.
  • Изучила новые тенденции планирования работы с классным коллективом, эффективного управления детским коллективом и устранения возможных конфликтов.
  • Изучила стратегии диагностики и профилактики профессионального выгорания педагога, алгоритмы консультативной работы с матерями.

О практической значимости КПК для профессионального и личностного роста лучше всего скажут образовательные результаты моих учеников.

  • В 5 классе 4 ученика из 11 повысили результат с итоговой 4 до 5.
  • Горелик Михаил занял первое место в школе и третье место в округе в Международном конкурсе “Британский бульдог”.
  • По результатам диагностики МЦКО 5 учеников из 11 справились с более, чем 90% заданий.
  • Три моих ученика из 6 Б класса заняли 1 и 2-е места в школе и в округе соответственно в Международном конкурсе “Британский бульдог”.
  • В 6 Г классе удалось построить работу с ребенком, обучающимся по адаптивной программе, с полноценным учебным взаимодействием в условиях психологического комфорта для всех участников.
  • В 7 А классе - нет снижений по результатам учебного года, по отзывам учеников работа с мини-проектами позволила им снизить тревожность во время устного монологического высказывания,

Одна девочка с уровня чтения и говорения шепотом перешла на чтение вслух. Ребенок, находившийся на дисциплинарном учете, после работы с классным руководителем, родителями и при учете индивидуальных особенностей подросткового возраста уменьшил количество случаев нарушений дисциплины на уроках. На следующий учебный год данная группа продолжает требовать особенного внимания при планировании и проведении уроков.

По результатам проверки устной речи в 5-7 классах в третьем триместре:

  • увеличился темп речи учащихся;
  • пополнился лексический запас учащихся;
  • высказывания стали более логичными;
  • реализуются коммуникативные задачи;
  • допускаются некоторые лексические и грамматические ошибки, не препятствующие пониманию;
  • увеличилось время говорения.

Своим достижением в 2023-24 учебном году я считаю количество реализованных проектов - 11 индивидуальных проектов (в классе), 2 групповых на УНПК и тематические мини-проекты в соответствии с учебной программой: 4 в пятом классе, 4 в шестых классах и 6 в седьмом классе. Причем, у шестиклассников мини-проекты не были запланированы в КТП, но в октябре они увидели презентации семиклассников и спросили - а почему мы такое не делаем? Пришлось немного скорректировать темы уроков и каждый раз презентация проектов для шестиклассников была праздником. И основной показатель заинтересованности - многие мои ученики уже запланировали темы проектов на следующий год.

Вывод: Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку именно он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, характер, качества личности, багаж знаний, межличностные отношения. Всё это приводит к повышению качества образования.