Цель: просвещение родителей в развитии речи детей раннего возраста.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста.
- Способствовать пониманию важной взаимосвязи чувства ритма с речевым развитием.
- Научить родителей игровым приёмам для самостоятельной деятельности дома.
- Создать эмоционально-комфортную обстановку для совместной деятельности детей и родителей.
Уважаемые родители!
Сегодня мы: учитель-логопед (Буданова Александра Александровна) и музыкальный руководитель (Филюшова Юлия Владимировна) пригласили вас на открытое музыкальное занятие, где покажем вам, как через развитие чувства ритма происходит развитие речи детей.
В первой части – теоретической мы познакомим вас с особенностями речевого развития детей раннего возраста (выступление учителя - логопеда).

В норме речь детей в возрасте от 1,5 до 2-х лет развивается таким образом:
- 1.5 года ребёнок говорит от 15 до 20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), появляется фраза («дай пить, «дай ясь» - дай мяч).
- 2 года: ребёнок говорит от 40 до 300 слов, способен строить фразы и предложения из 3 – слов.
Но, существуют некоторые особенности речи детей этого возраста:
- Часто вместо полных слов говорят их сокращённые варианты (кукла – «ку» или «кука») или звукоподражания (собака – «гав-гав», киса – «мяу» и т.д.
- Один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» - это может быть спать, пить, помидор и т.д.)
- В речи малыша появляются интонации: он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает.
В данном периоде важная роль в развитии речи детей принадлежит родителям. Необходимо:
- Соблюдать речевой режим: говорить с ребёнком эмоционально-положительно, чётко проговаривая звуки, простыми предложениями.
- Создавать ситуации, в которых ребёнок вынужден обратиться к взрослым с речью.
- Читать стихи, потешки.
- Комментировать всё, что привлекло внимание ребёнка в настоящий момент, говорить спокойно, чётко выговаривая звуки, слова.
В каждой семье по-разному относятся к развитию речи детей: кто-то в 2 года ведёт ребёнка к логопеду, тревожится, что не говорит, другие спокойны, когда ребёнок не говорит в 3 года, частично понимает обращённую речь, считают всё пройдёт само-собой, скоро заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.
Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать разнообразные способы активизации речи, то перечисленные проблемы можно избежать. Способов развития речи детей очень много. И, вот сегодня вы увидите, как на музыкальном занятии благодаря развитию чувства ритма формируется развитие речи, а это, в свою очередь, является определённым фундаментом развития речи. Все упражнения вы будете выполнять вместе со своим ребёнком.
Дети:
- Получают эмоциональные впечатления.
- У детей формируется слуховое внимание.
- Развивается координация движений.
- Формируются тёплые взаимоотношения между детьми (социализация).
- И, конечно, идет мощное развитие речи (словарь, интонация, выразительность, артикуляция).
Что же такое чувство ритма?
Это способность активно, эмоционально переживать музыку, чувствовать ритм и воспроизводить его.
Ритм связан с движением, а речь – это – движение. Например, произносить слова – это движение органов артикуляции, это разный ритм слов, так как слова разной слоговой структуры. Рассказывание стихов – это ритм.
Таким образом, речь – ритм – музыка - это всё взаимопроникаемо и взаимосвязано.
Как это выглядит на самом деле, Вы сейчас увидите. И, в дальнейшем можете закреплять эти упражнения дома.
Приглашаем родителей пройти в группу.
Музыкальный руководитель проводит практическую часть мероприятия - совместную деятельность детей и родителей. (Репертуар каждый музыкальный руководитель может выбрать самостоятельно)
- Песня «Здравствуйте, ладошки» Л.Хисматуллина (развитие чувства ритма и закрепление частей тела).
- Логоритмическое упражнение: «Киска» (соединение движения и речи).
- Песня «Кошка к деткам подошла» Слова Н.Френкель, музыка А.Александрова (развитие певческих навыков и звукоподражания).

- Музыкально-ритмическое упражнение: «По дорожке мы шагаем» Ю.Дерябкина (развитие координации движений, крупной моторики и слухового внимания).
- «Игра с платочками» О.Воеводина (умение владеть предметом).

- Совместный танец с мамами Пляска «Ай да» Г.Ильина (учиться взаимодействовать друг с другом)

- Игра на развитие мелкой моторики – надевали кискам на усы разноцветные капельки.

Все упражнения выполняются детьми совместно с родителями, под музыкальное и словесное сопровождение педагога.
В конце мероприятия проходит общение с родителями, ответы на вопросы.
Родителям были предложены памятки с кратким теоретическим материалом, текстами песен и упражнений.
Литература
- Каплунова И. Новоскольцева И. Библиотека программы «Ладушки» Ясельки Издательство ООО «Невская нота» 2010.
- Программа М.Л. Лазарева «Здравствуй» Книга песен Часть 2. Развивающее учебное пособие для дошкольных образовательных учреждений. Издательство «Мнемозина», Москва, 2005.
- Журнал «Колокольчик» 2013 № 54.
- Суворова Т. «Танцуй, малыш» №1 Санкт-Петербург, 2006.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Издательство Владос, 2002.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, музыка. Издательство СПб.: Дельта, 1997.