Как сохранить здоровье детей в школе?

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, здоровьесберегающая технология


Здоровье подрастающего поколения — это, прежде всего, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экологическая ситуация, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого — низкий уровень активности учащихся на уроках.

Мои коллеги работают над проблемой создания условий для здоровьесберегающей среды посредством дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению.

Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. На уроках обязательно соблюдаются гигиенические требования и учитывается смена видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесберегающих технологий. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объём нового материала (лексические единицы, грамматические структуры), приобрести произносительные навыки.

На уроках я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятию обстановку. И в этом помогают нам зарядки-релаксации. Цель этих зарядок — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Всё это приводит к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, песни, игры-соревнования, диалоги с героями сказок, просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов.

На начальном этапе я прохожу по 2 физкультминутки за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками. Вслед за диктором или учителем школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения.

I like the sun,
I like the spring,
I like the birds.
They fly and sing!

Считаю очень важным, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед новым предметом. Учу детей аутотренингу, внушаю им, что они ничего не должны бояться  и тогда им будет легче усваивать новый материал. В средних и старших классах также используются аутогенные тренировки в начале урока или в середине, потому что многие из учащихся ещё не могут «отойти» от предыдущего урока. Когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым  из них бывает необходима и психологическая поддержка. Главной задачей АТ является регуляция собственных эмоций.

Пример комплексной релаксации. Продолжительность 3-4 минуты. (Quiet music)

Sit comfortably. Close your eyes.

Breathe in. Breathe out.

Let`s pretend it`s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no trobles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing (Pause).

Your troubles float away.

You love you too. Learn appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself that you have much energy. You are in good spirit.

Open your eyes. How do you feel?

Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов также даёт детям психологическую разгрузку, стимулирует интерес к предмету и настраивает их на работу.

Полезны релаксационные упражнения на дыхание. Если ребёнок научен правильно использовать возможности своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных пауз. Например,

  1. диафрагмальное дыхание (дыхание животом)
  2. квадратное дыхание (вдохнуть через нос на счет 4, задержать дыхание на счет 4, выдохнуть через рот и опять задержать дыхание на счет 4)
  3. выдох через рот с надуванием щёк
  4. различного рода звуковая дыхательная гимнастика (А-а-а! Ту-ту-ту! и т.д.)

На уроках в минуты отдыха мы часто поём. Песня используется на всех ступенях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности. Благодаря песням дети лучше усваивают лексику, грамматические структуры, также отрабатывается фонетика языка.

Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, развивает навыки аудирования, повышает интерес к предмету. Если в начальной школе используются, в основном, простые песни на лексику и грамматику (I can… I have... Do you like…? etc), то в старших классах это песни известных исполнителей (Scorpions, Queen, The Beatles, etc.) и обязательно с заданием. Например, дается текст песни и обучающие должны послушать и вставить пропущенные слова.

Ещё один из самых важных здоровьесберегающих технологий  - это игра. Использование игровых приёмов в обучении английскому языку помогают обучающимся проявлять самостоятельность, почувствовать в себе уверенность, а также учат детей взаимоотношениям со сверстниками.

Например, игра «Пантомима»:

  1. при изучении алфавита изобразить букву (один показывает, остальные отгадывают);
  2. изобразить любимое животное (тема Animals);
  3. изображение действий (тема Sports) — отработка лексики и грамматики — учитель задаёт вопрос в то время, как ученик показывает действие — What is she(he) doing? — She (He) is diving.

В более старших классах используется ролевые игры, которые помогают воссоздать реальные жизненные ситуации. (В магазине, У врача, В библиотеке, Интервью со знаменитостью (спортсменом) и т.д.).

Учащимся 10-11 классов очень нравится игра-проект (Project), где они выполняют проекты, защищают их, что способствует развитию личностных качеств обучающихся, а также совершенствуется иностранная речь.

В заключение, я хочу сказать, что использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее приобрести знания, навыки, преодолеть трудности, а также сохранить своё здоровье и ценить чужое.