Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Управление финансами»

Разделы: Экономика, Дополнительное образование


Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования направлена на развитие интереса к естественным наукам, развитию кругозора, творческих способностей обучающихся, привитию навыков самостоятельной работы, установление связи знаний с ситуациями из повседневной жизни, знакомство с методами и алгоритмами решения задач.

Совершенствование финансовой деятельности сопровождается усложнением всей системы количественного финансового анализа. Для того чтобы сориентироваться во всем многообразии современных финансовых алгоритмов, необходимо прежде всего понять основные принципы базовых вычислений, положенных в основу большинства расчетов. В программе рассматриваются основные модели современных финансовых вычислений от расчетов по кредитным операциям до оценки стоимостей деривативов и анализа временных рядов. Разбираются числовые примеры типовых расчетов, а также приводятся задачи для самостоятельного решения. Значительное внимание уделено так называемой финансовой арифметике, посвященной решению простейших задач, связанных с начислением процентов, потоками платежей. Также в пособии сделан акцент на применение математического моделирования.

При реализации данной программы используются задания с практическим содержанием.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Управление финансами» имеет социально-гуманитарная направленность.

Данная программа предназначена для дополнительного образования, призвана помочь овладеть обучающихся не только управлять собственными финансами, тратить ровно столько, сколько необходимо, и ежемесячно выделять часть поступлений на увеличение инвестиционного капитала, но и дать начальные знания и умения для успешного ведения торговле на бирже или правильно собрать инвестиционный портфель для достижения поставленной цели с применением специализированных приложений.

Программа способствует развитию логического мышления обучающихся, способствует повышению познавательной активности обучающихся, развитию самостоятельного освоения знаний, проведению самостоятельного поиска решения поставленной проблемы, поиска необходимой и полезной информации.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированные к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Письмо Министерства образования Московской области № Исх3597/21в от 24.03.2016).
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20»).
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»;
  • Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она позволяет обучающимся ознакомиться со многими вопросами естественных наук, развивает умение логически мыслить, делать выводы, обобщения, знакомит с различными методами и алгоритмами решения задач. Создание условий для повышения мотивации к обучению математике и экономике.

Цель программы: формирование у обучающихся компетенций для ведения учета и планирования всех видов личных финансов, семейного бюджета и анализа финансового состояния с использованием математического и компьютерного моделирования.

Задачи:

Обучающие:

  • развить мыслительные навыки в самом их широком понимании (умение думать, размышлять, анализировать, искать аналогии);
  • познакомить с основными способами моделирования учебных задач;
  • овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности;
  • учить грамотной речи, умению обобщать и делать выводы;
  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
  • вызвать интерес к изучению естественных наук у обучающихся;
  • показать широту применения естественных наук в жизни.

Развивающие:

  • повысить интерес к естественным наукам;
  • развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
  • развивать эмоциональную отзывчивость
  • развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные:

  • воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  • воспитать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
  • формировать мировоззрение обучающихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
  • развить пространственное воображение;
  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
  • воспитать трудолюбие;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений;
  • формировать доброе отношение друг к другу.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что, программа позволяет обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности; способствует формированию логического мышления; умению решать задачи различного уровня сложности, участвовать в олимпиадах, играх, конкурсах.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что она содержит материал занимательного и практического характера, позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами естественных наук. Решение задач способствует развитию логического мышления, мыслительных операций и интеллектуальному развитию.

Курс имеет дело с математическими задачами, связанными с финансовыми расчётами. В финансовой математике любой финансовый инструмент рассматривается с точки зрения генерируемого этим инструментом некоторого (возможно случайного) денежного потока.
Большое внимание уделяется развитию у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие и практические задачи. Данная программа позволяет подготовить обучающихся к участию в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Адресат программы

Программа предназначена для освоения обучающимися 13-14 лет.

Возраст 13-14 лет – это пограничный возраст между детьми и подростками, но дети в этом возрасте уже больше подростки, чем малыши. Они – подростки. Возраст 13-14 лет называется младшим подростковым возрастом.

Этот переходный возраст нужен для решения важных жизненных задач, направленных на развитие личности и взросление ребенка. В этот период ребенок как губка впитывает культурные и социальные ценности, от которых в дальнейшем зависят его главные жизненные выборы. В ярком подростковом возрасте, когда дети подрастут.

На этом этапе происходит начало полового созревания. Из-за этих начинающихся физических изменений, которые, возможно, еще не очень заметны, у ребенка происходят изменения в познавательной сфере: снижается скорость выполнения каких-либо заданий, ребенок замедляется, чаще отвлекается, неадекватно реагирует на простые замечания.
Иногда дети ведут себя вызывающе. Они раздраженные, с частыми сменами настроения. А иногда могут капризничать как малыши.

Дети в этом возрасте активны, им все интересно, им интересно даже то, что было никогда не интересно. Этот возраст еще называют «возрастом расцвета любознательности, ее зенита». Ребенку еще не было так все любопытно до этого возраста и уже не будет после. Этот возраст – пик любознательности. Но, к сожалению, или к счастью, эта любознательность изменчива, поверхностна, сегодня одно интересно, завтра другое и редко связана со школьными предметами, с тем, чему учат в школе. Детям интересно все, что не касается школы и школьной программы.

Одновременно с некоторой внешней неуправляемостью, дети этого возраста гибки в своем поведении, восприимчивы и открыты для сотрудничества. Они уже достаточно зрелы интеллектуально. И родителям пора начинать выстраивать партнерские отношения с ними, вести диалог. Этот навык ведения диалога и построения партнерских отношений очень поможет родителям в дальнейшей жизни с подростком. Пора пробовать в общении с ребенком передвигаться от диалога «родитель-ребенок» к диалогу «взрослый-взрослый». Ребенок начинает считать себя взрослым, в нем зарождается чувство взрослости. Он – взрослый, который еще не обременен ответственностью. И родители могут начинать ему эту ответственность давать взамен на его требования взрослого к нему отношения. «Ок, ты взрослый, я тебе разрешаю то-то и то-то, а от тебя жду выполнения вот этих задач. Теперь это твоя ответственность!» Если подростку не давать этого уважения и равноправия, которые он хочет, это проявится негативными чертами подросткового кризиса. Подросток взбунтуется, обвинит всех и вся и обидится на весь мир. Но, повторюсь, когда даете ребенку дополнительные взрослые права и свободы, нагрузите его еще и ответственностью, ведь взрослая жизнь она такая – не только мёд ложками, но эту ложку надо помыть и поставить на место, а мед купить на заработанные деньги.

Объем и срок освоения программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая математика» - 30 часов (1 год).

Форма обучения: очная с элементами дистанционного обучения

Дистанционная форма обучения возможна в разделах программы при закреплении тем, а также для получения дополнительного информационного и практического материала по пройденным темам и может включать: презентации, справочники, задания, практические работы, тесты. Также дистанционная форма предполагает организацию материала с целью реализации уровневой дифференциации. Для дистанционной формы обучения используется собственный сайт Центра «Диалог» https://moodle.dialog-el.ru/, на котором выложен дистанционный дополнительный материал по программе, а так же, предусмотрена обратная связь с детьми: тесты, консультации, отправка работ детьми на проверку, проверка работ педагогом и отправка замечаний с последующей корректировкой детьми и повторной отправкой работ.

Особенности организации образовательного процесса

Данная программа предполагает занятия в группе с основным составом обучающихся одного возраста. Состав группы - постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Режим занятий один раз в неделю 1 час (продолжительность одного занятия составляет 40' минут).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

В результате обучения обучающиеся должны:

знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • знать особенности методики решения задач различного типа;
  • об основных закономерностях экономической жизни общества и семьи,
  • категории экономической науки и изучаемого курса;
  • о финансовых методах расчета простого и сложного процентов;
  • семейный бюджет;
  • налоговая декларация;
  • приемы исследовательской деятельности и ее применения для решения задач в различных областях.

уметь:

  • определять тип задачи, находить наиболее рациональные способы решения задач;
  • проводить расчёты (составляющих математическую основу страхования) и эконометрические расчёты, связанные с прогнозированием поведения финансовых рынков в том числе и с применением компьютера
  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики;
  • анализировать текст задачи;
  • решать задачи повышенной трудности (олимпиадные).

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в итоге изучения программы:

  • личностные качества: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; умение анализировать задачу и составлять алгоритм для её решения;
  • учебно-познавательные компетенции: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата) элементарными навыками прогнозирования;
  • социально-коммуникативные компетенции — умение вступать в диалог и вести его, умение спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания с интересами других людей; владеть основными навыками публичного выступления, сформированность общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, ответственного отношения к учению, к собственным поступкам, а также способность к саморазвитию;

Метапредметные результаты:

  • умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • представлять информацию в понятной форме;
  • умение понимать и использовать различные математические средства для наглядного представления информации, видеть различные стратегии решения задач, самостоятельно ставить цели для решения поставленных задач;

Предметные результаты:

  • овладение базовым понятиями, развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений, умение работать с математическим текстом, измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур, создавать алгоритмы решения поставленных задач, применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.

При составлении календарного планирования на основе приведенной программы количество часов по темам и разделам, а также последовательность их прохождения может варьироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся, скорости усвоения материала, форм и методов обучения, интеграции программы с целью развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

Формы аттестации обучающихся

Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестацией обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет-незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:

  • самостоятельная работа,
  • анкетирование,
  • практические задания,
  • работа в группах,
  • индивидуальные занятия,
  • участие в мероприятиях.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

На каждом занятии проводится опрос в форме беседы по вопросам предыдущего занятия. В течение года проводится тестирование с целью промежуточной оценки знаний и умений, полученных обучающимися:

  • Практические работы по темам программы;
  • Участие в мероприятиях различного уровня (в соответствии с МР № Исх. 3597/21 от 24.03.2016, стр.7 табл. №2; см. Календарный план мероприятий);

Календарный план воспитательной работы и участия обучающихся в мероприятиях

Уровень

Название

Форма проведения

Сроки

1.

Диалог

Неделя безопасности дорожного движения

очная

сентябрь

2.

Федеральный

Неделя финансовой грамотности в учебных заведениях

онлайн

сентябрь

3.

Диалог

Опыт педагогическо-преподавательской деятельности «День Самоуправления»

очная

октябрь

4.

Диалог

День народного единства

очная

ноябрь

5.

Международный

Международная неделя предпринимательства

онлайн

ноябрь

6.

Диалог

Профориентационная встреча с выпускниками «Эстафета поколений»

очная

январь

7.

Федеральный

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»
(урокцифры.рф)

онлайн

Сентябрь-апрель

8.

Международный

Международные олимпиады и викторины на образовательной онлайн-платформе "Видеоуроки в
интернет" (videouroki.net)

онлайн

Сентябрь-июнь

9.

Международный

Международный онлайн-конкурс Фоксфорда "Информатика"
(foxford.ru)

онлайн

Сентябрь-июнь

10.

Международный

Международные викторины и
олимпиады «Знанио» (znanio.ru)

онлайн

в течение года

11.

Федеральный

МЭКОМ (моделирование экономики и менеджмента)

Очно/онлайн

в течение года

Механизм оценивания образовательных результатов. Критерии оценки

В течение учебного года ведется мониторинг эффективности образовательного процесса, который оформляется отдельным документом и сдается в учебную часть в конце учебного года. В нем отражаются первичная и текущая диагностика обучающихся по разделам дополнительной общеразвивающей программы и итоговая аттестация, делаются выводы по организации образовательного процесса и корректировки программы.

Критерии оценивания теоретических знаний:

  • Высокий уровень — обучающийся знает изученный материал. Может дать развернутый, логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Понимает место излагаемого материала в общей системе изучаемого предмета. Свободно оперирует терминами, может их объяснить. Может объяснить порядок действий на уровне причинноследственных связей.
    Понимает значение и смысл своих действий.
  • Средний уровень — обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытий темы требуются дополнительные вопросы. Взаимосвязь материала с другими разделами изучаемого предмета находит с помощью педагога, но комментирует самостоятельно. Знает термины, но употребляет их недостаточно. Может объяснить порядок действий, но совершает незначительнее ошибки при объяснении теоретической базы своих действий.
  • Низкий уровень — обучающийся фрагментарно знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Не может самостоятельно встроить материал темы в общую систему полученных знаний, требуется значительная помощь педагога

Критерии оценивания практических навыков и умений:

  • Высокий уровень — обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи. Последовательность действий отработана. Порядок действия выполняется аккуратно; тщательно; в оптимальном временном режиме. Видна нацеленность на конечный результат. Результат не требует исправлений.
  • Средний уровень — обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи, но не учитывает всех нюансов ее выполнения. Для активизации памяти самостоятельно используются алгоритмические подсказки. Порядок действия выполняется аккуратно, видна нацеленность на конечный результат. Результат требует незначительной корректировки.
  • Низкий уровень — Подготовительные действия носят сумбурный характер, недостаточно эффективны или имеют ряд упущений, но в целом направлены на предстоящую деятельность. Порядок действий напоминается педагогом. Порядок действий выполняется аккуратно, но нацелено на промежуточный результат. Результат в целом получен, но требует серьезной доработки.

Критерии оценивания личностных качеств:

  • Высокий уровень сформированность гражданской и этнокультурной идентичности выражается — «я знаю», «я люблю», «я ценю и уважаю», «я делаю (готов сделать)»; так же выражаются на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях: сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций, навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, личностного смысла в учении и непрерывном образовании, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств, потребности к творческому труду, установки на безопасный и здоровый образ жизни.
  • Средний уровень — имеются представления о гражданской и этнокультурной идентичности, гуманистических и демократических ценностных ориентаций, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям гражданин», «национальная принадлежность», «культура моего народа», «человек, личность», «уважение прав и достоинств человека»; имеются предпосылки к адаптивному поведению, но проявляются неустойчиво и фрагментарно, ситуативно; имеются представления, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям «учение», «образование», «самостоятельность», «ответственность», «ответственное поведение», «искусство», «жизнь», «здоровье», «здоровый образ жизни.
  • Низкий уровень — несформированность представлений: о гражданской и этнокультурной принадлежности, о гуманистических и демократических ценностях, навыков адаптивного поведения, личностного смысла в учении и образовании, самостоятельности и ответственности за свое поведение, эстетической потребности, о безопасном и здоровом образе жизни.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • журнал посещаемости;
  • аналитический материал;
  • материалы анкетирования, тестирования;
  • фото, видеоматериалы;
  • статьи;
  • анкеты – отзывы на пройденный курс.

Материально-техническая оснащенность

  • Компьютерный класс №1
  • 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor
  • Компьютерный класс №2
  • 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 19" Monitor

Информационное обеспечение

Дидактический материал разработан для каждого занятия, оформлен в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint. В программе MicrosoftWord разработаны конспекты занятий для педагога, а также, раздаточный материал с заданиями для индивидуального и группового выполнения обучающимися. Презентации используются для наглядной подачи информации на большом экране с одновременным ее комментированием. Кроме того, используется специализированная программа фирмы 1С «1С: Деньги. Домашняя бухгалтерия».

Кадровое обеспечение

Реализовывать данную общеобразовательную общеразвивающую программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, владеющий компетенциями, необходимыми для организации занятий обучающихся, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности

Список литературы для педагога

  1. Амелькин В.В. Геометрия на плоскости: Теория, задачи, решения: Учеб.пособие по математике/ В.В.Амелькин, В.Л.Рабцевич, В.Л.Тимохович – Мн.: ООО «Асар», 2022. – 592 с.: ил.
  2. Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике/ Э.Н.Балаяню – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2024. – 364, [1]с. : ил. – (Библиотека учителя).
  3. Блинков А.Д., Блинков Ю.А. Геометрические задачи на построение – 2-е изд., стереот. - М.: МЦНМО, 2022.- 152 с.: ил.
  4. Киреев А.П. Экономика / Алексей Киреев. – 4-е изд. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2021.- 256с.: ил.
  5. Котляренко Д.В. Моделирование ЭКОномики и Менеджмента (МЭКОМ)/ Методические указания к практическим занятиям. - Новокузнецк 2022. – 16 с.
  6. Малый бизнес. - кол.авторов; под ред. В.Я.Горфинкеля. - М: КНОРУС, 2022. – 336 с.
  7. Экономические журналы, публикации в местных и центральных газетах.

Литература для обучающихся

  1. Киреев А.П. Экономика – 4-е изд. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2021.- 256с.: ил.
  2. Д.В.Котляренко. Моделирование ЭКОномики и Менеджмента (МЭКОМ)/ использован материал Капелюк С. - Новокузнецк 2020. – 16 с.
  3. Портал МЭКОМ https://www.mecom.club/static/mecom_intro?header=1

Интернет-ресурсы

  1. Портал МЭКОМ https://www.mecom.club/static/mecom_intro?header=1
  2. www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации.
  3. www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ.
  4. www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России.
  5. https://1c.ru/ - Сайт фирмы 1С.
  6. http://icebe.ru/news/ - Сайт МЦЭБО (Московского Центра Экономического Бизнес Образования).