Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности является одной из важнейших задач современной начальной школы. В условиях быстро меняющегося мира, когда знания становятся доступными в любой момент, ключевым фактором успеха является не только объем знаний, но и способность их эффективно применять. Функциональная грамотность охватывает не только знания и умения в области чтения, письма и счета, но и способность использовать эти навыки в повседневной жизни для решения разнообразных задач. Обучение ребенка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности. В это понятие входит овладение инициативностью, способностью думать творчески, непривычно.

Функциональная грамотность включает в себя несколько компонентов. Во-первых, это способность понимать и анализировать информацию из различных источников: текстов, картинок, диаграмм и других материалов. Во-вторых, это умение применять полученные знания на практике, решать проблемы, принимать решения, строить аргументированные суждения. В-третьих, это умение общаться, работать в коллективе и принимать участие в различных видах деятельности, что также является частью функциональной грамотности. В связи с этим, формирование функциональной грамотности младших школьников должно быть направлено не только на развитие традиционных навыков, но и на формирование способности использовать эти навыки для решения практических задач.

Основы функциональной грамотности закладываются уже на первых годах учебы, когда идет упор на стимулирование речевой деятельности: ученик учится читать, слушать, писать, говорить, считать. Все в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков (развивающих интеллект, выполняющих оценивание, организационные качества), что в итоге и обеспечивает появление функциональной грамотности.

Признаки человека, являющегося функционально грамотным следующие: он может быть самостоятельным, способен познавать, комфортно жить в обществе людей, проявляя качества, относящиеся к главным компетенциям.

Одним из эффективных способов формирования функциональной грамотности является интеграция различных учебных предметов. Например, на уроках математики учащиеся могут не только решать стандартные задачи, но и решать задачи, связанные с реальной жизнью, такие как подсчет стоимости продуктов, расчет времени, планирование бюджета. Это помогает ученикам понять, как математические знания применяются в повседневной жизни, а также развивает критическое мышление и способность к решению практических задач.

Не менее важным инструментом является использование проектной деятельности. Проекты дают возможность младшим школьникам исследовать различные аспекты жизни, решать реальные задачи, работать в группах, обмениваться идеями и научиться аргументировать свои решения. Например, проект «Моя любимая книга» позволяет ученикам не только развивать навыки чтения и письма, но и учит их презентовать свои мысли, работать с текстом, анализировать содержание, высказывать свои впечатления. Такие проекты способствуют развитию умения работать с информацией и применять полученные знания на практике.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Это умение работать с информацией (а это, умение читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Важное внимание необходимо уделять развитию осознанности чтения, которое является основой саморазвития личности младшего школьника — грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Предмет «Литературное чтение» подразумевает освоение обучающимися способностями грамотного быстрого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а кроме того мастерством отыскать необходимую книгу в библиотеке; способность оценивать себя и окружающих; выражать собственную позицию к прочтенному и услышанному.

Работа с текстом — еще один важный компонент формирования функциональной грамотности. Важно научить детей понимать прочитанное, извлекать из текста нужную информацию. Это можно сделать через различные виды работы с текстом: составление планов, пересказ, выделение ключевых мыслей, ответы на вопросы по содержанию. Например, на уроках русского языка можно предложить ученикам задачи, связанные с анализом текста: определить главную мысль, составить вопросы к тексту, выделить главное и второстепенное. Это способствует развитию у младших школьников навыков анализа, оценки и интерпретации информации.

Важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие у младших школьников навыков письменной и устной речи. Учитель должен активно поощрять детей к самостоятельному составлению рассказов, эссе, высказыванию мнений по различным вопросам. Например, на уроках окружающего мира, литературного чтения, ученикам даю мини проекты. Дети должны не только найти информацию, но и изложить свои мысли в виде краткого сообщения, но и сделать презентации как электронные, так и на бумажных носителях. Такое задание развивает не только грамотность, но и умение применять знания для решения познавательных задач. Проект «Красная книга России», «Национальные парки России», «Как защищают природу»

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А.Леонтьеву).

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для «выращивания» функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

За основу в работе можно взять технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

  • I этап. Работа с текстом до чтения.
  • II этап. Работа с текстом во время чтения.
  • III этап. Работа с текстом после чтения.

Приёмы для формирования функциональной грамотности

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает в себя:

  • постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению;
  • определение характера текста: сплошные тексты (без визуальных изображений), несплошные тексты (с визуальными изображениями);
  • просмотр заголовка текста;
  • предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.

Наиболее распространенные приемы:

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже после текстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Обучающимся предлагаются суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.

После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то обучающиеся объясняют, почему это произошло (после текстовая стратегия)

«Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Ученикам предлагаю прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

«Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Обучающимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение- слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):

«Чтение про себя с вопросами»

Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой отвечает.

Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Обучающиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

«Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

«Дерево предсказаний»

Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

Прием «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - логически – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

Использование этих и других приёмов помогает:

  • научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
  • читать внимательно и вдумчиво.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Это:

  1. Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Приёмы после текстовой деятельности:

«Тайм-аут»

Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Чтение первой части текста. Работа в парах.

Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

  • фактической информации текста, изложенной вербально;
  • подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
  • концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

«Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки, продолжение.

«Создание диафильма»

На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.

«Крестики-нолики»

Этот прием предполагает два вида работы:

Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

Предлагаю использовать ещё следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Синквейн»

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником»

применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Например, детям предлагается написать аналог сказки.

Приём «Создание викторины»

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Приём «Логическая цепочка»

После прочтения текста обучающимися предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы

  • Дайте несколько объяснений, почему...?
  • Почему Вы считаете (думаете) …?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

2) Тонкие вопросы

  • Кто…? Что…?
  • Когда…? Может…?
  • Будет…? Мог ли …?
  • Верно ли …? Было ли …?
  • Как звали …?
  • Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Представленные ниже приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

1. Приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно».

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы можно использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе задается вопрос детям, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»).

- Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Или, например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

Прием "Отсроченная отгадка".

Это еще один способ «вхождения» в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Прием «проблемная ситуация».

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково, и называются «омофонами».

Прием «Провокационный вопрос».

Проблемную ситуацию можно создать провокационным вопросом. Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..

Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.

Прием «Метод кейсов».

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближена к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

- Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.

Прием «Дай себе помочь».

Как правило, интересный урок мотивирует детей на самостоятельный поиск увлекательных или сложных заданий по теме. Таких ребят немного, но они обязательно найдутся в любом классе. И это лишь некоторые приемы, формирующие самостоятельность мышления.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные правила по орфографии, начиная от правила написания ЖИ-ШИ в 1 классе, в 4 классе – это стихотворение для запоминания глаголов-исключений, в 3 классе – запоминание падежей и т.п.

Повышению познавательного интереса к русскому языку способствует применение игровых приёмов. Предлагаем вашему вниманию один из игровых приёмов по теме «Предложение» в 1 классе. Суть его заключается в том, что между учениками распределяются слова одного предложения (например, Белка прыгает по веткам). 4 ученика получают по одному слову, ещё один ребёнок играет роль точки. Дети должны выстроится в предложение - назвать своё слово; ребёнок, которому досталось первое слово должен поднять вверх руку, ребёнок-точка- присесть, имитируя постановку точки в конце предложения.

2. Приемы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.

Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален прием как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.

Прием «Опорный конспект» – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений.

Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи. Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке. На первом уроке модуля дети «вычитывают» информацию. Здесь может использоваться прием «Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остается загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с еще не изученным материалом.

На последующих уроках опорный конспект служит основой для монологического высказывания по теме, основой для взаимоопроса.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» («толстые» вопросы – на понимание, «тонкие» - по содержанию) или прием «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для составления алгоритма морфологического разбора.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова» научат ребенка работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (тема изучена, идёт закрепление знаний).

Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен прием «Шаг за шагом». Прием заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный прием эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.

Прием «Добавь следующее»

Хороший приём, который нацелен на развитие речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Дети придумывают слова на тему «Школа»

  • Парта.
  • Парта, доска.
  • Парта, доска, мел и т.д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Прием «Рюкзак»

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

Таким образом, данные приемы учат не только работать с информацией, но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для ребенка.

3. Приемы формирования грамотного письма

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов:

Прием «Проговаривание». Дети пишут слова, проговаривая хором, потом индивидуально.

Прием «Ошибкоопасное место».

Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.

Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Прием «Лови ошибку».

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. На уроках русского языка в первом и втором классах использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок. Прием «Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом.

Прием «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии. Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на определённую букву, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.

Прием «В две колонны становись!»

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ.

Назови, одним словом.

  • Чиж, грач, сова, ласточка, стриж-…(птицы);
  • Ножницы, молоток, пила, грабли-... (инструмент,)
  • Раздели слова на группы:
  • Заяц, помидор, ежик, лиса, капуста, волк, огурец (животные и овощи
  • Корова, шкаф, стул, лошадь, диван, баран, диван, (домашние животные и мебель)

К выделенному слову выбери нужные по смыслу слова.

Травы: пырей, тополь, подорожник, сосна, полынь.

Насекомые: воробей, муха, сова, жук, комар, ворона.

Предмет «Математика» включает в себя развитие арифметических счетных навыков, знакомство с основами геометрии; развитие умения определения расположения объектов на плоскости и определение данного местоположения; практическое умение ориентироваться во времени и пространстве, способность решать вопросы, содержание которых пересекается с жизненными ситуациями. Максимальный результат при этом может быть, достигнут вследствие использования разных конфигураций деятельности над задачами:

1. Наилучший результат при формировании математической функциональной грамотности у младших школьников в ходе решения арифметических задач может быть достигнут вследствие использования различных методических приемов обучения, в числе которых выделяют:

  • представление ситуации, описанной в задаче;
  • использования различных видов моделирования условия задачи;
  • правильно организованный способ анализа задачи
  • от требования или от условия к требованию;
  • решение задач различными способами;
  • работа над решенной задачей;
  • изменение вопроса задачи;
  • составление различных выражений по данным задачи и их объяснение;
  • выбор выражений, которые являются ответом на вопрос задачи;
  • объяснение готового решения задачи;
  • самостоятельное составление задач младшими школьниками;
  • решение задач с недостающими данными;
  • использование приема сравнения задач и их решений;
  • запись двух решений на доске — одного верного и другого неверного;
  • изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием;
  • закончить решение задачи;
  • какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче);
  • составление аналогичной задачи с измененными данными;
  • решение обратных задач.

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно показать в варианте яблони. Как каждому дереву нужны забота, увлажнение, тепло, свет, так и маленькому ребенку, приходящему к учителю на урок, нужны познания, мастерство и умения. «Поливая» данное дерево, спланированной, отчетливо обдуманной, гармоничной работой, применяя инновационные педагогические технологические процессы, дерево немедленно принесет плоды – прекрасные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. интеллектуальных, эффективных, мощных, способных к саморазвитию людей.

  • Дерево – функционально грамотная личность
  • Вода – педагогические технологии
  • Яблочки – ключевые компетенции
  • Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево не даст плоды, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Примеры для создания комфортного ощущения процесса обучения:

  1. Одобрять работу ученика на уроках, хвалить его, направлять на появления хороших оценочных суждений.
  2. Создавать доверительные отношения в классе, давать уверенность в то, что все получится.
  3. Организовывать работу, а не поведение.
  4. Стимулировать положительные оценки по выполненным работам, результатам работы.

Сегодняшняя ситуация на уроках в младших классах – отказ от пассивного слушания информации, подаваемой учителем. Важно, чтобы ученик говорил, высказывал свое мнение, умел аргументировать свои утверждения. Это можно делать в рамках диалога в работах в разных по величине группах. Учитель должен уметь организовать диалог. Вести, направлять беседу в группах в соответствии с темой урока. Такая мера будет самым правильным шагом в его действиях, как педагога. К данному вопросу следует подходить со всей ответственностью, внимательностью. Результаты бесед обязательно будут по причине того, что:

  • ¾ ученики будут представлять окружающим свое понимание темы;
  • ¾ появится понимание того, что у каждого человека может быть своя идея и ими следует правильно пользоваться.

Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.

Список использованной литературы и источников

  1. Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности [Текст] – // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 166–176.
  2. Иванцова, А.А. Изучение особенностей воспитания в семье / [Текст] / А.АИванова // Воспитание школьника. - 2012. - №9. - С. 16 - 18.
  3. Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В.Леонова, С.С.Шатова, Е.В.Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 // Режим доступа:http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml (дата обращения: 15.09.2017).
  4. Образовательная система «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. – М.: Баласс, 2012. - 348 с.
  5. Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения //
  6. Забусова Е.И., Лапина О.И., Толмачева В.В. Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности // Символ науки. 2023. №10-1.
  7. Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы, методические рекомендации / Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А.; под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 70 с.