Цель: вовлечь детей в совместную деятельность по речевому развитию посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- закреплять умение интонационно выделять звуки [М], [МЬ] в слове, давать им качественную характеристику, правильно употребляя соответствующие термины.
- совершенствовать фонематический слух: определять место звуков [М], [МЬ] в слове.
- дать представления детям, что на письме согласные твёрдый [М] и мягкий [МЬ] обозначаются одной буквой;
- обогащать словарный запас детей словами со звуками [М], [МЬ];
- развивать мелкую моторику рук посредством кинезиологических упражнений;
- развивать коммуникативные навыки детей, умение вступать в речевое взаимодействие со взрослым и сверстниками, поддерживать интерес детей в согласовании действий между собой, в команде и заинтересованности в общем результате совместной деятельности.
Словарная работа: слова со звуками [М], [МЬ].
Предварительная работа: д/и «Назови первый звук», «Раздели слово на слоги», «Дружные слоги», выполнение кинезиологических упражнений «Колечко», «Фонарик» и др.
Материал и оборудование: предметные картинки, магнитные доски (2), «домики» для звуков (2), два массажных мяча, бейджики синие и зеленые.
Примерное содержание
1. Организационный момент
Учитель-логопед:
- Дети, вы любите путешествовать?
- Я вас пригашаю в страну звуков!
- Какие звуки вы знаете? (педагог подводит детей к понятиям гласные и согласные звуки).
- А, О,У – это какие звуки?
- Почему эти звуки мы называем гласными?
- Кроме гласных, какие еще бывают звуки?
- Это какие звуки?
- Какие бывают согласные звуки? (педагог подводит к понятиям твердые, мягкие).
- В стране звуков произошло происшествие: поссорились звуки [М] и [МЬ]. Они не решат кто из них главный. Что делать?
- Отправимся в страну звуков.
- В этой стране движется транспорт, название которого начинается со звука [М]. Догадались что за транспорт?
Чтобы доехать нужно произнести слова с движениями:
На машине мы поедем,
В страну звуков мы приедем. (2 раза).
Вот мы и приехали
2. Основная часть
- Какой первый звук в слове машина
- Звук [М] какой?
- Каким цветом обозначается твёрдый согласный звук?
Педагог берёт массажный мяч
- Какой первый звук в слове мяч?
- Звук [МЬ] какой?
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?
Предлагаю игру «Дружные слоги».
Правила игры: Я произношу слоги со звуком [М] твёрдо, передавая вам в руки мячи, а вы произносите слог мягко, отдавая мне мячи.
Подружим звуки [М] и [МЬ] ма – мя, мо - мё, му – мю, мы – ми и т.д.
(Педагог обращает внимание детей на дома.)
- Игра называется «Рассели картинки по подъездам». (Приложение № 1)
- Эта игра командная.
- Домов сколько?
- На сколько команд разделимся?
- Как это сделаем?
- Как вы думаете, почему ваши бейджики синие, а ваши - зеленые? (педагог подводит детей к тому, что синие бейджики для твердых согласных, зеленые бейджики – для мягких согласных)
- Найдите свои дома.
- Обратите внимание на схемы над каждым подъездом.
- Что обозначает схема над первыми подъездами?
- Если звуки [М] или [МЬ] слышится в середине слова, в каком подъезде будут жить?
- Что обозначает схема над третьими подъездами?
- На столах картинки, в названиях которых есть звуки [М] и [МЬ].
- Команда с синими бейджиками картинки с каким звуком выберете?
- Команды с зелеными бейджиками?
- Выберите по одной картинке и разместите в нужном подъезде своего дома.
(Дети размещают картинки со словами в дома.)
- Команды, проверьте друг у друга, правильно ваши друзья расселили картинки?
- Попрошу подойти ко мне по одному человеку от команды.
- Повернитесь друг к другу лицом возьмите друг друга за руки.
- Посмотрите, звуки [М] и [МЬ] подружились. Какую букву они вам напоминают?
- Да вы правы. На письме звуки [М] и [МЬ] обозначаются буквой ЭМ.
- С ней можно познакомиться в стране букв.
- А теперь предлагаю вам найти каждому свою пару, чтобы подружить звуки и изобразить букву ЭМ.
3. Заключительная часть. Подведение итога
- Нам пора возвращаться в детский сад?
- Чтобы вернуться, нужно произнести слова с движениями.
- На машине мы поедем, снова в детский сад приедем.
- Как вы считаете, помогли мы звукам [М] и [МЬ] подружиться и разобраться кто из них главный?
- Кто же из них главный?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что для вас было сложным?
- Предложите ли вы родителям поиграть с вами в эти игры дома?
- Мне было очень приятно с вами общаться, и я хочу оставить вам подарок, вот эти массажные мячи.