Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми 6–7 лет по речевому развитию на тему «Cпор в стране звуков»

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: речевое развитие


Цель: вовлечь детей в совместную деятельность по речевому развитию посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  • закреплять умение интонационно выделять звуки [М], [МЬ] в слове, давать им качественную характеристику, правильно употребляя соответствующие термины.
  • совершенствовать фонематический слух: определять место звуков [М], [МЬ] в слове.
  • дать представления детям, что на письме согласные твёрдый [М] и мягкий [МЬ] обозначаются одной буквой;
  • обогащать словарный запас детей словами со звуками [М], [МЬ];
  • развивать мелкую моторику рук посредством кинезиологических упражнений;
  • развивать коммуникативные навыки детей, умение вступать в речевое взаимодействие со взрослым и сверстниками, поддерживать интерес детей в согласовании действий между собой, в команде и заинтересованности в общем результате совместной деятельности.

Словарная работа: слова со звуками [М], [МЬ].

Предварительная работа: д/и «Назови первый звук», «Раздели слово на слоги», «Дружные слоги», выполнение кинезиологических упражнений «Колечко», «Фонарик» и др.

Материал и оборудование: предметные картинки, магнитные доски (2), «домики» для звуков (2), два массажных мяча, бейджики синие и зеленые.

Примерное содержание

1. Организационный момент

Учитель-логопед:

- Дети, вы любите путешествовать?

- Я вас пригашаю в страну звуков!

- Какие звуки вы знаете? (педагог подводит детей к понятиям гласные и согласные звуки).

- А, О,У – это какие звуки?

- Почему эти звуки мы называем гласными?

- Кроме гласных, какие еще бывают звуки?

- Это какие звуки?

- Какие бывают согласные звуки? (педагог подводит к понятиям твердые, мягкие).

- В стране звуков произошло происшествие: поссорились звуки [М] и [МЬ]. Они не решат кто из них главный. Что делать?

- Отправимся в страну звуков.

- В этой стране движется транспорт, название которого начинается со звука [М]. Догадались что за транспорт?

Чтобы доехать нужно произнести слова с движениями:

На машине мы поедем,
В страну звуков мы приедем. (2 раза).
Вот мы и приехали

2. Основная часть

- Какой первый звук в слове машина

- Звук [М] какой?

- Каким цветом обозначается твёрдый согласный звук?

Педагог берёт массажный мяч

- Какой первый звук в слове мяч?

- Звук [МЬ] какой?

- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?

Предлагаю игру «Дружные слоги».

Правила игры: Я произношу слоги со звуком [М] твёрдо, передавая вам в руки мячи, а вы произносите слог мягко, отдавая мне мячи.

Подружим звуки [М] и [МЬ] ма – мя, мо - мё, му – мю, мы – ми и т.д.

(Педагог обращает внимание детей на дома.)

- Игра называется «Рассели картинки по подъездам». (Приложение № 1)

- Эта игра командная.

- Домов сколько?

- На сколько команд разделимся?

- Как это сделаем?

- Как вы думаете, почему ваши бейджики синие, а ваши - зеленые? (педагог подводит детей к тому, что синие бейджики для твердых согласных, зеленые бейджики – для мягких согласных)

- Найдите свои дома.

- Обратите внимание на схемы над каждым подъездом.

- Что обозначает схема над первыми подъездами?

- Если звуки [М] или [МЬ] слышится в середине слова, в каком подъезде будут жить?

- Что обозначает схема над третьими подъездами?

- На столах картинки, в названиях которых есть звуки [М] и [МЬ].

- Команда с синими бейджиками картинки с каким звуком выберете?

- Команды с зелеными бейджиками?

- Выберите по одной картинке и разместите в нужном подъезде своего дома.

(Дети размещают картинки со словами в дома.)

- Команды, проверьте друг у друга, правильно ваши друзья расселили картинки?

- Попрошу подойти ко мне по одному человеку от команды.

- Повернитесь друг к другу лицом возьмите друг друга за руки.

- Посмотрите, звуки [М] и [МЬ] подружились. Какую букву они вам напоминают?

- Да вы правы. На письме звуки [М] и [МЬ] обозначаются буквой ЭМ.

- С ней можно познакомиться в стране букв.

- А теперь предлагаю вам найти каждому свою пару, чтобы подружить звуки и изобразить букву ЭМ.

3. Заключительная часть. Подведение итога

- Нам пора возвращаться в детский сад?

- Чтобы вернуться, нужно произнести слова с движениями.

- На машине мы поедем, снова в детский сад приедем.

- Как вы считаете, помогли мы звукам [М] и [МЬ] подружиться и разобраться кто из них главный?

- Кто же из них главный?

- Какая игра вам понравилась больше всего?

- Что для вас было сложным?

- Предложите ли вы родителям поиграть с вами в эти игры дома?

- Мне было очень приятно с вами общаться, и я хочу оставить вам подарок, вот эти массажные мячи.