Ребус как инструмент в руках учителя – прекрасный и увлекательный помощник образовательного процесса. На уроках математики решение ребусов имеет творческий характер. Ребусы можно использовать не только на разных этапах урока, но и в качестве домашнего задания. Ребусы можно использовать не только при закреплении учебного материала, но и при введении нового. Ребусы пробуждают интерес к обучению, учат находить выход из сложных ситуаций, тем самым повышают активность обучающихся на уроке, развивают мышление и творчество, так необходимые для успешного изучения предмета. Отгадывая ребусы, обучающиеся пополняют свой словарный запас, развивают внимание, мышление, воображение, тренируют зрительную память, учатся писать и запоминать новые слова.
С понятием «ребус» обучающиеся знакомятся на уроках еще в начальной школе, поэтому разгадывание ребусов можно использовать при проведении урока, внеклассного мероприятия, факультатива или в качестве домашнего задания. Обучающиеся понимают, что ребус – это головоломка, в которой зашифровано слово. Это слово может быть зашифровано с помощью рисунков, букв или цифр, а также определенных фигур или предметов. Существуют определенные правила для разгадывания ребусов. Если использование ребусов в качестве дидактического материала на уроках используется редко, то лучше напомнить обучающимся основные правила для их разгадывания.
Хочется отметить, что в дидактических сборниках задания с ребусами включены в «задания повышенной сложности», это означает, что не каждый обучающийся может справиться с этим заданием и чаще всего их выполняют «сильные обучающиеся». Использование ребусов как вид занимательных задач в математики помогает «слабым обучающимся» совершенствовать логическое мышление, поверить в свои знания, повысить активность на уроке.
В зависимости от охвата обучающихся ребусы можно провести на следующие формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.
Удачно проходят уроки с применением ребусов в роли помощников образовательного процесса. Ребус можно включить как отдельным этапом урока, так и полностью все занятие посвятить решению этих занимательных задач.
Так, ребусы можно применять на различных этапах урока:
- при проверке домашней работы. Например, при повторении определений понятий. Тема «Координатная плоскость». Ребусом зашифровано понятие, обучающиеся разгадывают ребус и дают определение понятию.
- при введении темы урока. Например, тема урока «Проценты».
- при актуализации знаний. Например, тема «Многоугольники». В урок можно внести соревновательный момент. Какая группа (ряд, парта) назовет или расшифрует больше ребусов по данной теме за определенное время.
- при закреплении пройденного материала. Например, тема «Окружность». Ребусом зашифровано понятие, работая в парах, обучающиеся вспоминают какие понятия они изучили на уроке.
- в качестве домашнего задания. Например, тема «Движения».
Отдельно хочется выделить числовые ребусы, которые на уроках математики удобно использовать в качестве устного счета. Например, «Числовые ряды», «Магические квадраты», «Задачи на «взвешивание» в картинках», «Буквенные ребусы» (Это ребусы, в которых необходимо выполнить действие, но вместо чисел записаны буквы. Одна и та же буква означает одно и тоже число.), «Числовые ребусы» (Это ребусы, в которых необходимо выполнить действие, но некоторые числа заменены *).
Основным достоинством ребусов в образовательном процессе является ненавязчивость обучения, делающая этот процесс интересным и увлекательным. Но при использовании ребусов на уроке, могут возникнуть некоторые трудности, а именно:
- урок может «не войти» во временные рамки (45 минут);
- организовать работу всех обучающихся и «сильных», и «слабых»;
- научиться аргументированно высказывать свое мнение.
Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на уроках математики ребусов повышает уровень познавательной деятельности и мотивации обучающихся. Ребусы как вид занимательных задач в математике не только развивают логическое мышление, но и помогают развивать умение проводить организованный перебор всех возможных вариантов, что пригодиться обучающимся при решении комбинаторных задач, задач теории вероятности и математической статистики. А в современное время ребусы регулярно публикуются как в печатных изданиях, так и в сети Интернет и используются как развлечение и игра.