Урок по теме "Перестановка слагаемых". 1-й класс кубок

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Презентация к уроку

Класс: 1

Ключевые слова: перестановка слагаемых


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • Образовательные: Ознакомление с законом перестановки слагаемых, формирование умения применять закон о перестановке слагаемых при вычислениях.
  • Развивающие: Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Воспитательные: Воспитание положительного отношения к традициям.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД:
    • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
    • проговаривать последовательность действий на уроке;
    • работать по коллективно составленному плану;
    • оценивать правильность выполнения действия;
    • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
    • высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД:
    • умение оформлять свои мысли в устной форме;
    • слушать и понимать речь других;
    • совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности.
  • Познавательные УУД:
    • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
    • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

  • основные: М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика 1 класс, тетрадь на печатной основе М.И.Моро, М.А.Бантова 1 класс;
  • дополнительные: интерактивная доска; тетрадь; электронные физкультминутки; геометрический материал; алгоритм самооценки.

Организация пространства: фронтальная работа; работа в группах.

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинать пора урок!
Будем все старательны
И очень внимательны!

– Какое сейчас время года?

– Какой праздник приближается?

– Какой Новый год без ёлки…

– Чем раньше украшали елку? (Настоящими яблоками)

– Но один год не было урожая яблок, поэтому их заменили шарами. И мы нашу елку украсим гирляндами и шарами.

2. Актуализация знаний

Устный счет

– Все вместе посчитаем от 10 до 5.

– Назовите число, которое при счете идет за числом 7.

– Назовите число, которое при счете идет перед числом 6.

– Назовите число, которое при счете стоит между числами 8 и 10.

– Увеличь 5 на 2.

– Уменьши 8 на 2.

– Вы видите ряд чисел 1, 3, 5. Определите закономерность (правило), по которой составлен ряд.

– Какие два числа должны стоять дальше?

– Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 6. Какое число я задумала?

– Катя к Новому году вырезала 8 снежинок, а потом еще 2 снежинки. Сколько снежинок вырезала Катя?

– Кто еще к нам приходит на Новый год?

Конечно, Дед Мороз.

_- Здравствуйте, ребята!

Поздравляю Вас с Новым годом! Я не смог с вами встретиться, но задания для вас отправил. Надеюсь, вы успешно с ними справитесь. Желаю удачи!

- Итак, начинаем выполнять задания Дедушки Мороза.

Повторение названий компонентов сложения.

3 +2 = 5

3. Пробное действие

- Составьте задачу.

На рябине сидели 3 снегиря и 1 синица. Сколько всего птиц было на рябине?

Запишите выражение по условию задачи.

  • 3 + 1
  • 1 + 3

Фиксирование затруднения.

- Кто прав?

- Прочитаем оба решения.

- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)

- А можно ли так поступать в математике?

Постановка проблемы.

- Мнения разделились.

- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)

- Попробуйте определить тему урока. (Тема урока: Перестановка слагаемых)

Цель: узнать правило перестановки слагаемых;

научиться применять правило перестановки слагаемых.

4. Открытие нового знания

- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)

- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)

- Как нам поступить в рамках одного урока? (Можно разделиться на группы или работать по одному, то есть индивидуально.)

- В каком случае меньше вероятность ошибки? (Когда работаем в группе, ведь товарищи заметят ошибку, если она возникает.)

- И так эксперимент с геометрическим материалом.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа будет наблюдать над конкретным примером. Чтобы было наглядно, я приготовила для вас помощники - наборы геометрических фигур. Дети получают кружочки, прямоугольники, квадраты, треугольники двух цветов:

  • 1 группа - 3 красных квадрата и 4 зелёных,
  • 2 группа - 2 синих круга и 6 жёлтых кругов,
  • 3 группа – 5 красных треугольников и 3 синих,
  • 4 группа – 7 зелёных прямоугольника и 2 голубых прямоугольника.

Наметим план исследования: (Запись на доске)

1. Составить два примера на сложение.

2. Сравнить результаты.

3. Сделать вывод.

Ребята работают в группах.

Один ученик выходит к доске и рассказывает о работе группы по плану:

  • У нас получились примеры…..
  • Мы заметили, что … (значение суммы одинаковое)
  • Сделали вывод: (от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)

- Проведем следующий эксперимент:

К доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (6)

Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)

- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод? (Конечно, ведь мы проверили много случаев перестановки слагаемых.)

- Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)

5. Работа с учебником

- Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)

- Вернёмся к пробному действию. Теперь вы можете обосновать правильность решения задачи?

6. Физминутка

7. Первичное закрепление

Потренируемся применять правило перестановки слагаемых.

- Найдите верные записи, не вычисляя.

8 +2 = 2 + 8

4 + 5 = 5 + 4

3 + 7 = 7 + 3

1 + 6 = 6 +1

7 + 2 = 2 +2

3 + 4 = 4 + 2

- Как вы думаете, для чего нужно уметь применять это правило?

Кто быстрее?

- Что общего между выражениями? (Действие – сложение, в каждой паре одинаковые слагаемые.)

- Чем отличаются выражения? (Слагаемые переставили местами.)

- Определите, кто быстрее посчитает?

- В каком случае собачка сделает меньше шагов? Почему?

Вывод. - Слагаемые переставляют для того, чтобы удобно было считать, быстрее выполнять вычисления.

8. Физкультминутка. Гимнастика для глаз

9. Закрепление

- Сравните выражения каждой пары. В каком выражении удобнее найти значение суммы. Найдите значение второго выражения.

1 + 8 = __

8 + 2 = __

8 + 1 = __

2 + 8 = __

6 + 2 = __

3 + 7 = __

2 + 6 = __

7 + 3 = __

(К большему числу легче прибавлять меньшее)

Вывод: Складывать числа можно в любом порядке. Но быстрее получишь результат, если к большему числу прибавить меньшее.

Правило: удобнее к большему числу прибавлять меньшее.

10. Самостоятельная работа

- Найдите результат сложения, удобным способом.

3 + 5 =

3 + 6 =

2 + 5 =

2 + 6 =

4 + 2 =

1 + 8 =

2 + 8 =

3 + 7 =

Самопроверка.

11. Рефлексия

- Какие цели мы ставили? (Узнали два правила)

- Как вы считаете, достигли мы целей?

12. Подведение итогов урока

- Какое настроение у вас в конце урока? Нарядите ёлочку, выбирая шары:

  • красный – «Мне всё понятно. Я – молодец!»
  • жёлтый – «У меня не всё получилось, но я старался»
  • синий – «Мне надо быть внимательнее!»

- Спасибо, ребята!