Цели:
- Образовательные: Ознакомление с законом перестановки слагаемых, формирование умения применять закон о перестановке слагаемых при вычислениях.
- Развивающие: Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- Воспитательные: Воспитание положительного отношения к традициям.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности.
- Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы:
- основные: М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика 1 класс, тетрадь на печатной основе М.И.Моро, М.А.Бантова 1 класс;
- дополнительные: интерактивная доска; тетрадь; электронные физкультминутки; геометрический материал; алгоритм самооценки.
Организация пространства: фронтальная работа; работа в группах.
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинать пора урок!
Будем все старательны
И очень внимательны!
– Какое сейчас время года?
– Какой праздник приближается?
– Какой Новый год без ёлки…
– Чем раньше украшали елку? (Настоящими яблоками)
– Но один год не было урожая яблок, поэтому их заменили шарами. И мы нашу елку украсим гирляндами и шарами.
2. Актуализация знаний
Устный счет
– Все вместе посчитаем от 10 до 5.
– Назовите число, которое при счете идет за числом 7.
– Назовите число, которое при счете идет перед числом 6.
– Назовите число, которое при счете стоит между числами 8 и 10.
– Увеличь 5 на 2.
– Уменьши 8 на 2.
– Вы видите ряд чисел 1, 3, 5. Определите закономерность (правило), по которой составлен ряд.
– Какие два числа должны стоять дальше?
– Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 6. Какое число я задумала?
– Катя к Новому году вырезала 8 снежинок, а потом еще 2 снежинки. Сколько снежинок вырезала Катя?
– Кто еще к нам приходит на Новый год?
Конечно, Дед Мороз.
_- Здравствуйте, ребята!
Поздравляю Вас с Новым годом! Я не смог с вами встретиться, но задания для вас отправил. Надеюсь, вы успешно с ними справитесь. Желаю удачи!
- Итак, начинаем выполнять задания Дедушки Мороза.
Повторение названий компонентов сложения.
3 +2 = 5
3. Пробное действие
- Составьте задачу.
На рябине сидели 3 снегиря и 1 синица. Сколько всего птиц было на рябине?
Запишите выражение по условию задачи.
- 3 + 1
- 1 + 3
Фиксирование затруднения.
- Кто прав?
- Прочитаем оба решения.
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
Постановка проблемы.
- Мнения разделились.
- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)
- Попробуйте определить тему урока. (Тема урока: Перестановка слагаемых)
Цель: узнать правило перестановки слагаемых;
научиться применять правило перестановки слагаемых.
4. Открытие нового знания
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)
- Как нам поступить в рамках одного урока? (Можно разделиться на группы или работать по одному, то есть индивидуально.)
- В каком случае меньше вероятность ошибки? (Когда работаем в группе, ведь товарищи заметят ошибку, если она возникает.)
- И так эксперимент с геометрическим материалом.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа будет наблюдать над конкретным примером. Чтобы было наглядно, я приготовила для вас помощники - наборы геометрических фигур. Дети получают кружочки, прямоугольники, квадраты, треугольники двух цветов:
- 1 группа - 3 красных квадрата и 4 зелёных,
- 2 группа - 2 синих круга и 6 жёлтых кругов,
- 3 группа – 5 красных треугольников и 3 синих,
- 4 группа – 7 зелёных прямоугольника и 2 голубых прямоугольника.
Наметим план исследования: (Запись на доске)
1. Составить два примера на сложение.
2. Сравнить результаты.
3. Сделать вывод.
Ребята работают в группах.
Один ученик выходит к доске и рассказывает о работе группы по плану:
- У нас получились примеры…..
- Мы заметили, что … (значение суммы одинаковое)
- Сделали вывод: (от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)
- Проведем следующий эксперимент:
К доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (6)
Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)
- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод? (Конечно, ведь мы проверили много случаев перестановки слагаемых.)
- Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
5. Работа с учебником
- Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)
- Вернёмся к пробному действию. Теперь вы можете обосновать правильность решения задачи?
6. Физминутка
7. Первичное закрепление
Потренируемся применять правило перестановки слагаемых.
- Найдите верные записи, не вычисляя.
| 8 +2 = 2 + 8 | 4 + 5 = 5 + 4 |
3 + 7 = 7 + 3 |
1 + 6 = 6 +1 |
7 + 2 = 2 +2 |
3 + 4 = 4 + 2 |
- Как вы думаете, для чего нужно уметь применять это правило?
Кто быстрее?
- Что общего между выражениями? (Действие – сложение, в каждой паре одинаковые слагаемые.)
- Чем отличаются выражения? (Слагаемые переставили местами.)
- Определите, кто быстрее посчитает?
- В каком случае собачка сделает меньше шагов? Почему?
Вывод. - Слагаемые переставляют для того, чтобы удобно было считать, быстрее выполнять вычисления.
8. Физкультминутка. Гимнастика для глаз
9. Закрепление
- Сравните выражения каждой пары. В каком выражении удобнее найти значение суммы. Найдите значение второго выражения.
| 1 + 8 = __ | 8 + 2 = __ |
8 + 1 = __ |
2 + 8 = __ |
6 + 2 = __ |
3 + 7 = __ |
2 + 6 = __ |
7 + 3 = __ |
(К большему числу легче прибавлять меньшее)
Вывод: Складывать числа можно в любом порядке. Но быстрее получишь результат, если к большему числу прибавить меньшее.
Правило: удобнее к большему числу прибавлять меньшее.
10. Самостоятельная работа
- Найдите результат сложения, удобным способом.
| 3 + 5 = | 3 + 6 = |
2 + 5 = |
2 + 6 = |
4 + 2 = |
1 + 8 = |
2 + 8 = |
3 + 7 = |
Самопроверка.
11. Рефлексия
- Какие цели мы ставили? (Узнали два правила)
- Как вы считаете, достигли мы целей?
12. Подведение итогов урока
- Какое настроение у вас в конце урока? Нарядите ёлочку, выбирая шары:
- красный – «Мне всё понятно. Я – молодец!»
- жёлтый – «У меня не всё получилось, но я старался»
- синий – «Мне надо быть внимательнее!»
- Спасибо, ребята!