Рефлексия в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4


Рефлексия в начальной школе — это самоанализ деятельности и её результатов, который помогает ученикам сформулировать полученные знания, определить цели дальнейшей работы и скорректировать образовательный путь.

Рефлексия может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, учебной четверти или года.

В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии:

1. По цели:
- рефлексия эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.

2. По содержанию:
- устная;
- письменная.

3. По способу проведения:
- анкета;
- вопрос;
- таблица;
- рисунок.

4. По форме:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.

Более детально разберем первую классификацию рефлексии – по цели ее осуществления.

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Помогает установить эмоциональный контакт с классом, выявить ощущения и чувства в конкретной образовательной ситуации.
  • Рефлексия деятельности. Позволяет осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, найти наиболее рациональные. Используется на этапе проверки домашнего задания или защиты проектных работ.
  • Рефлексия содержания учебного материала. Выявляет уровень осознания и усвоения пройденного материала.

Методы проведения

Некоторые методы проведения рефлексии в начальной школе:

  • Символический. Ученики выражают свои впечатления и ощущения с помощью конкретных символов, значение которых заранее оговорено. В качестве символов могут выступать смайлики, игровые фишки и т.д.
  • Устный. Дети рассказывают о своей оценке того, что происходило на уроке, о своих ощущениях, мыслях и эмоциях.
  • Письменный. Ученикам предлагается написать короткое сочинение, в котором нужно дать оценку действиям своим и одноклассников, описать свои мысли и чувства по поводу урока.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Поэтому формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности является одной из ведущих задач образования. И это будет являться источником мотива и умения учиться, источник познавательных интересов, стремление к успешному обучению.

Сейчас ни один современный урок не обходится без рефлексии.

Рефлексию можно проводить на разных этапах урока.

  1. В начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце урока проводится рефлексия настроения и эмоционального состояния обучающихся.
    • «Дерево» - листочки зеленые - хорошее настроение; желтые – грустное настроение.
    • «Смайлики» - улыбается, спокойный, грустный.
  2. Рефлексия деятельности дает возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом. Этот вид рефлексии проводят на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока. Он помогает оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
    • «Солнышко» - солнышко - мне понравилось занятие, было легко; солнышко с тучкой – были трудности, но я справился; тучка – было сложно, нужна помощь.
    • «Светофор» - зеленый - все понял, справился с заданиями; желтый – были трудности, надо остановиться еще раз; красный – возникли трудности, не понял, стоп дальше нельзя.
  3. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания. Содержания пройденного материала.
    • «Доска фраз…»
      • Сегодня я узнал…
      • Было интересно…
      • Было трудно…
      • Теперь я могу…
      • Было трудно …
    • «Синквейн» - творческая рефлексия, в художественной форме оценить изученное понятие.
      • 1 строка – тема или предмет (одно существительное)
      • 2 строка – описание предмета (два прилагательных)
      • 3 строка – описание действия (три глагола)
      • 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету
      • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предметы (одно слово)

Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей.