Рефлексия в начальной школе — это самоанализ деятельности и её результатов, который помогает ученикам сформулировать полученные знания, определить цели дальнейшей работы и скорректировать образовательный путь.
Рефлексия может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, учебной четверти или года.
В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии:
1. По цели:
- рефлексия эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
2. По содержанию:
- устная;
- письменная.
3. По способу проведения:
- анкета;
- вопрос;
- таблица;
- рисунок.
4. По форме:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Более детально разберем первую классификацию рефлексии – по цели ее осуществления.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Помогает установить эмоциональный контакт с классом, выявить ощущения и чувства в конкретной образовательной ситуации.
- Рефлексия деятельности. Позволяет осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, найти наиболее рациональные. Используется на этапе проверки домашнего задания или защиты проектных работ.
- Рефлексия содержания учебного материала. Выявляет уровень осознания и усвоения пройденного материала.
Методы проведения
Некоторые методы проведения рефлексии в начальной школе:
- Символический. Ученики выражают свои впечатления и ощущения с помощью конкретных символов, значение которых заранее оговорено. В качестве символов могут выступать смайлики, игровые фишки и т.д.
- Устный. Дети рассказывают о своей оценке того, что происходило на уроке, о своих ощущениях, мыслях и эмоциях.
- Письменный. Ученикам предлагается написать короткое сочинение, в котором нужно дать оценку действиям своим и одноклассников, описать свои мысли и чувства по поводу урока.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Поэтому формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности является одной из ведущих задач образования. И это будет являться источником мотива и умения учиться, источник познавательных интересов, стремление к успешному обучению.
Сейчас ни один современный урок не обходится без рефлексии.
Рефлексию можно проводить на разных этапах урока.
- В начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце урока проводится рефлексия настроения и эмоционального состояния обучающихся.
- «Дерево» - листочки зеленые - хорошее настроение; желтые – грустное настроение.
- «Смайлики» - улыбается, спокойный, грустный.
- Рефлексия деятельности дает возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом. Этот вид рефлексии проводят на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока. Он помогает оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
- «Солнышко» - солнышко - мне понравилось занятие, было легко; солнышко с тучкой – были трудности, но я справился; тучка – было сложно, нужна помощь.
- «Светофор» - зеленый - все понял, справился с заданиями; желтый – были трудности, надо остановиться еще раз; красный – возникли трудности, не понял, стоп дальше нельзя.
- Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания. Содержания пройденного материала.
- «Доска фраз…»
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Было трудно …
- «Синквейн» - творческая рефлексия, в художественной форме оценить изученное понятие.
- 1 строка – тема или предмет (одно существительное)
- 2 строка – описание предмета (два прилагательных)
- 3 строка – описание действия (три глагола)
- 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету
- 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предметы (одно слово)
- «Доска фраз…»
Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей.