Основы правоведения, или Как стать адвокатом самому себе

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание

Класс: 9


Программа элективного курса

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Основы правоведения или как стать адвокатом самому себе» предназначена для учащихся 9-х классов.

Предлагаемый курс можно рассматривать как универсальный, приемлемый для профилей различной направленности: математической, медиа, естественно-научной и др. Его универсальность и актуальность представлена не только тем, что обществознание, как предмет по выбору, является самым популярным и востребованным, но и тем, что в настоящее время главной целью как школы, так и семьи является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе.

Ребенок с рождения приобретает основные, естественные права человека. По мере взросления дети получают новые возможности, которые закрепляются нормами права, в то же время у них появляются обязанности, ответственность. Для того чтобы ребенок имел возможность реализовывать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведения он со школьной скамьи должен знать основы законодательства о правах, обязанностях, ответственности, способы и механизмы защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни.

Главная цель курса правовое образование подростка в рамках общешкольного воспитания, социализация и адаптация к современному, постоянно изменяющемуся миру, способствовать развитию демократического мировоззрения школьника, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции.

Главная задача курса – рассмотреть вопросы связанные с реализацией собственной политической и правовой гражданской позиции, защитой своих конституционных прав, с пониманием механизма государственной власти и принципа законодательства, связанных с реализацией трудовых прав, прав потребителя, школьника, ребенка в семье, соблюдение ПДД, взаимодействия с правоохранительными органами, ответственность за нарушение законодательства.

Основные формы работы: индивидуальная и работа в группах, исследовательская работа (выявление проблемы, постановка проблемы, выяснение неясных вопросов, формулировка гипотезы), сбор данных (наблюдение, доказательства, анализ), сопоставление данных, выступления с подготовленным сообщением, в ходе ответа построение обобщений, выводов, заключение; лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические занятия, круглый стол, «мозговой штурм», анализ ситуаций, творческие работы, защита проектов.

Основные методы: работа с документами, материалами СМИ, беседы, деловые игры, составление таблиц, беседы с использованием практических заданий, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры.

Условием реализации курса является обеспечение учащихся текстами Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, закон об образовании, Уголовный кодекс.

Элективный курс «Основы правоведения….» рассчитан на 34 часа и базируется на использовании учебников для общеобразовательных школ «Граждановедение» для 8-х, 9-х классов, авторы: Соколов Я.В., Прутченков А.С., «Право и политика» 9 класс, автор Никитин А.Ф., а также Кодексы законов РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ.

Содержание программы

Введение (1 час)

Тема 1. Что изучает правоведение (1 час)

Вводная лекция.

Цель: ознакомить учащихся с основами права, что такое закон, какие отрасли права существуют, каково соотношение права и закона.

Понятия: право, закон, правоведение.

Тема 2. Вехи истории правовой мысли человека (2 часа). Лекция

Цель: ознакомить учащихся с историей права от древней Греции до современности.

Тема 3. Политические системы: государство, партии, лидеры. (2 часа). Круглый стол

Цель: познакомить учащихся с понятием государство, какие формы государственного правления существуют, функции государства. Выяснить зачем нужна власть, какие виды власти существуют, что такое власть, ка взаимодействует власть и право.

Понятия: государство, власть, право, политические партии, виды политических партий, лидер.

Тема 4. Конституция Р Ф – основной закон государства. (2 часа). Практическое занятие

Цель: изучение Конституции РФ, каковы основы конституционного строя России, что такое конституционное право. Каковы права и обязанности гражданина РФ. Демократическая конституция - для чего она нужна.

Практическое занятие: работа с документом, работа ученика со своим проектом.

Понятия: Конституция, конституционное право, гражданин, права, обязанности, демократия.

Тема 5. Права человека (2 часа). Лекция с обсуждением документов, с элементами практического занятия

Цель: познакомиться с международными документами о правах человека. Выяснить каково место и роль прав человека в Конституции РФ. Сопоставить и проанализировать права ребенка и права человека.

Практические занятия: работа с документами, элементы игры, диспут.

Понятия: Права человека, международные документы о правах человека.

Тема 6. Как стать адвокатом самому себе (2 часа)

Цель: Выяснит что такое правовая культура. Основной результат правового образования. Кто такой адвокат его функция.

Урок-игра и урок-размышление.

Понятия: правовая культура, правовое образование, адвокат, юрист.

Тема 7. Правовой статус несовершеннолетнего до 18 лет. (3 часа)

Практическое занятие с элементами «мозгового штурма», работой с кодексом, работой в группах, составлением таблицы и анализом альтернативных ситуаций.

Цель: познакомит учащихся с правами и ответственностью ребенка с рождения, с 6 лет, с 8 лет, с 10 лет, с 14 лет, с 16 лет, с 18 лет. Какие необходимы знания, умения, навыки для реализации своих прав, ответственности. На практических примерах, работая с конкретными примерами, научить ребят правильно вести себя в той или иной ситуации. Защита творческой работы.

Понятия: несовершеннолетний, ответственность и ее виды.

Тема 8. Трудовое право. (3 часа)

Практическое занятие с элементами беседы, работой с трудовым кодексом (выдержками).

Цель: познакомить учащихся, что такое трудовое право и что оно регулирует, что такое трудовая дисциплина, коллективный договор или контракт, какие льготы существуют для несовершеннолетних в сфере трудовых отношений.

Понятия: трудовой кодекс, трудовое право, договор, контракт.

Тема 9. Права и обязанности ребенка в семье (3 часа)

Практическое занятие с элементами «мозгового штурма», анализом ситуаций, и изучением документов.

Понятия: ребенок, семья.

Цель: Знакомство с семейным кодексом РФ, что такое брак, каковы права и обязанности родителей и детей, каковы права и обязанности супругов. Защита творческой работы.

Тема 10. Права и обязанности школьника. (3 часа)

Практические занятия с изучением документов, анализом источников.

Цель: познакомить учащихся с законом об образовании. Изучение и анализ устава общеобразовательного учреждения. Как происходит взаимодействие: ученик, учитель, родитель.

Понятия: образование, устав, ученик, учитель, родитель.

Тема 11. Права потребителя (3 часа)

Практические занятия с элементами беседы, изучением документов, анализ жизненных ситуаций.

Цель: познакомить учащихся с трудовым кодексом РФ. Потребитель – кто он. Где найти защиту? Комитет по защите прав потребителя – где находится, каковы его обязанности и функции.

Понятия: Трудовой кодекс, потребитель, права потребителя.

Тема 12. Гражданские права и обязанности. (3 часа)

Лекции с элементами практического занятия.

Цель: охарактеризовать что такое гражданское право, каковы неимущественные отношения несовершеннолетних. Что такое имущественная ответственность. Кто такие юридические и физические лица.

Понятия: гражданское право, неимущественные отношения, юридические и физические лица.

Тема 13. Несовершеннолетние и уголовный кодекс РФ (3 часа)

Конференция и практические занятия.

Цель: познакомить учащихся что такое уголовный кодекс. Какова ответственность по уголовному праву. Виды преступления против несовершеннолетних. Каковы принудительные меры воспитательного воздействия.

Понятия: уголовный кодекс, уголовное право.

Итоговый урок. (1 час).

Защита проектов по заранее выбранным темам.

Методические рекомендации

На вводном занятии целесообразно познакомить учащихся с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами занятий , планируемым объемом самостоятельных работ, которые им предстоит выполнить. Дальнейшее изучение курса включает в себя лекционные, практические, семинарские занятия, при проведении которых могут быть использованы различные методы обучения.

Метод беседы. Его сущность заключается в том, чтобы с помощью умело поставленных вопросов побудить учащихся к пониманию уже известных знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов, обобщений. (Коммуникативный диалог).

Практические методы. Это формы овладения учебным материалом на основании самостоятельного выполнения заданий, практических работ.

Сюда можно отнести: игры – создание специальных ситуаций, моделирующих реальность, из которых учащимся необходимо найти выход. (Игры-реконструкции, игры-обсуждения). Метод проектов: создание собственного выхода из создавшейся ситуации. (Моделирование)

Исследовательские методы. Изучение первоисточников, их анализ, сравнение, умение сопоставлять и делать выводы.

Видеометод. Использование видеотехники, компьютера при изучении материала.

Основной формой проверки и оценки знаний является выполнение проектов, практических работ, докладов, рефератов, ответы на вопросы викторин. Тестирование.