СПОРТ-ГРАД
Физическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями является важной частью комплексного подхода к развитию личности. Регулярные физические нагрузки способствуют улучшению общего состояния организма, укреплению иммунитета, повышению выносливости и устойчивости нервной системы. Спортивные игры помогают детям раскрыть свои способности, преодолеть страхи и неуверенность, социализироваться среди сверстников и повысить свою самооценку.
Для детей младшего школьного возраста крайне важно формирование интереса к физической культуре и спорту, поскольку именно в этот период закладываются основы здорового образа жизни. Игровая форма занятий позволяет избежать негативных эмоций, связанных с трудностью упражнений, делая процесс увлекательным и приятным.
Разновозрастная команда способствует взаимодействию между младшими и старшими школьниками, развивает лидерские качества, чувство ответственности и способность помогать друг другу.
Участники мероприятия
Спортивная игра предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных групп.
Команда, состоящая из 10 учащихся 2-8-х классов
- 2 классы - 1 девочка и 1 мальчик
- 3 классы - 1 девочка и 1 мальчик
- 4 классы - 1 девочка и 1 мальчик
- 5-6 классы - 1 девочка и 1мальчик
- 7-8 классы - 1 девочка и 1 мальчик
К участию в соревнованиях каждый участник должен быть допущен врачом, согласно состояния своего здоровья.
Цель мероприятия: Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физкультурой и спортом посредством организации спортивных мероприятий игровой формы, способствующих социализации и формированию позитивного отношения к физическим нагрузкам.
Задачи мероприятия
- Формирование устойчивого интереса к спортивному образу жизни.
- Улучшение общей физической подготовки, укрепление мышц и опорно-двигательного аппарата.
- Социальная адаптация детей путем включения их в коллективную деятельность.
- Повышение уровня доверия и взаимопомощи внутри коллектива.
- Стимулирование развития координационных качеств, внимания и реакции.
- Создание атмосферы радости и удовлетворения от достижения общих командных успехов.
Место проведения: Спортивный зал школы.
Форма проведения: Игровое соревнование, которое проходит в форме прохождения станций.
Каждая станция представляет собой отдельное игровое задание, направленное на выполнение определенной физической задачи. Участникам предстоит пройти последовательно все станции всей командой, выполняя задания и поддерживая друг друга.
Сценарий игры
Начало игры
- Построение команд. Команды выстраиваются в определенном порядке, дети занимают заранее отведённые места. Педагог открывает встречу и приглашает участников принять участие в состязании.
- Приветствие команд. Ведущий приветствует каждую команду, оглашая название команды и представляя капитанов команд. Представление сопровождается коротким вступительным словом ведущего о важности спортивного духа и дружеского общения.
- Поднятие флага и исполнение гимна Российской Федерации. Проводится торжественное поднятие государственного флага Российской Федерации, сопровождаемое исполнением гимна страны.
- Объяснение порядка проведения. Ведущий рассказывает порядок прохождения станций, объясняет важность соблюдения дисциплины и техники безопасности. Уточняет, что прохождение станций возможно лишь после успешного завершения предыдущего этапа.
- Описание станций. Детям предоставляется информация о предстоящих этапах соревнования и характере заданий на каждой станции. Подробно объясняются правила выполнения заданий, система оценки и критерии победы.
Программа соревнований
1. Станция «Болото»
Из тренажёров выстраивается своеобразная тропинка, имитирующая поверхность болота, которое должна преодолеть вся команда поочередно.
Цель станции: Развитие ловкости, координации, обучение правильному распределению веса тела, воспитание дисциплины и концентрации внимания.
Порядок выполнения задания:
- Команда встает в колонну друг за другом.
- По сигналу судьи первый участник команды становится на первую платформу, стараясь сохранять равновесие и удерживаться на поверхности без касания ногами земли. Затем переходит на вторую платформу и далее движется по всей линии устройств, соблюдая осторожность и баланс.
- Передача эстафеты осуществляется касанием руки второго участника команды, стоящего на старте и так выполняет вся команда.
- Время прохождения этапа засчитывается по последнему игроку команды.
Оценивание: За каждое нарушение (падение, касание пола ногой, отклонение от маршрута) команде начисляется штраф + 1 секунда на итоговое время.
Рисунок 1.
2. Станция: «Погрузка арбузов»
В обруче лежат 4 набивных мяча разного веса (1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг). Эти мячи представляют собой символические "арбузы", которые необходимо передать друг другу и вернуть назад в обруч.
Цель станции: Развитие силы рук, точности броска, скорости передвижения и согласованности действий команды.
Порядок выполнения задания:
- Шесть учащихся 2-4 классов распределяются на спортивной площадке таким образом, чтобы дистанция между ними постепенно увеличивалась. Расстояние между участниками увеличиваем в зависимости от класса. Первый участник стоит на расстоянии -1-1,5 метра от стартовой линии, где лежат в обруче мячи, второй участник стоит на расстоянии - 1-1,5 метра от первого, третий участник стоит на расстоянии 1-1,5 метра от второго, четвертый участник стоит на расстоянии 2-3 метра от третьего, пятый участник стоит на расстоянии 2-3 метра от четвертого, шестой участник стоит на расстоянии 2-3 метра от пятого. Четыре участника, учащиеся 5–8 классов, стоят на расстоянии 2-3 метра от шестого, т.е в конце площадки.
- По сигналу судьи первый участник берёт из обруча набивной мяч и аккуратно передаёт его ближайшему соседу.
- Получивший мяч следующий участник также аккуратно передает его дальше вдоль цепочки.
- Последний участник, принявший мяч, бегом доставляет его к учащимся 5-8 классов, находящихся в конце площадки.
- Пятиклассник принимает мяч, бежит назад и помещает его обратно в обруч и остается рядом с обручем.
- Тем временем второй мяч также продвигается, цикл повторяется заново.
- Игра продолжается до тех пор, пока все четыре мяча не окажутся вновь в обруче. Время прохождения определяется моментом, когда последний учащийся 5-8 классов успешно положил четвёртый мяч в обруч.
Оценивание: За каждое нарушение (падение мяча) команде начисляется штраф + 1 секунда на итоговое время.
Рисунок 2.
3. Станция: "Право-Лево"
На полу в линию лежат обручи. Каждый обруч делится лентой на две половины, образуя сектора: горизонтальное разделение, вертикальное разделение, наклонное разделение под углом 45 градусов вправо и влево. Участники команды поочередно выполняют прыжки в обруч на двух ногах, преодолевая один за другим. Линия, находящаяся в обруче должна быть между стоп. Расстояние между центрами соседних обручей составляет примерно 1-1.1м. Обручи можно брать разных диаметров.
Цель станции: Развитие координации движений, быстроты реакции и пространственного воображения.
Порядок выполнения задания:
- Команда встает в колонну друг за другом.
- Первый участник прыгает через серию обручей, лежащих на полу, таким образом, чтобы лента, разделяющая обруч на две половины, оставалась между стоп и не была задета.
- Выполнив задание, первый участник, возвращается к команде и передает эстафету, касаясь руки второго участника и так выполняет вся команда.
- Время прохождения этапа засчитывается по последнему игроку команды.
Оценивание: За каждое нарушение (касание ленты ногой, не было прыжка в обруч) команде начисляется штраф + 1 секунда на итоговое время.
Рисунок 3.
4. Станция: "Пирамида"
Установлена конструкция из девяти хоккейных шайб, собранных в форму пирамиды. Ударами волейбольного мяча надо сбить все элементы конструкции. Принимает участие вся команда. Задание выполняется без учета времени.
Цель станции: Тренировка глазомерных навыков, точности бросков, уверенности в действиях и концентрации внимания.
Порядок выполнения задания: От пирамиды проводятся две линии:
- на расстоянии трёх метров для учащихся 2–4-х классов
- на расстоянии четырех метров для учащихся 5–8-х классов.
Каждый участник выполняет три броска волейбольным мячом и пытается разрушить пирамиду. Для каждого участника пирамида выстраивается только один раз.
Оценивание: Баллы подсчитываются исходя из количества сброшенных шайб (каждая сброшенная шайба равна одному очку). Победители определяются по наибольшему количеству набранных баллов.
Рисунок 4.
Станция: Боулинг
Классический спортивный элемент, где игрокам предстоит попробовать свои силы в точной стрельбе по кеглям. Задача - сбросить наибольшее число кеглей за установленное количество попыток.
Цель станции: Развитие меткости, силы броска, стратегического планирования и зрительно-пространственной ориентации.
Порядок выполнения задания:
- Устанавливаются стандартные пластиковые кегли в классическом расположении, как в традиционном боулинге.
- В пяти метрах от кегель наносится чётко обозначенная линия, за которой стоят участники.
- Каждому игроку даётся две попытки, чтобы сбить максимальное количество кеглей.
- Участники стараются попасть мячом точно в центр группы кеглей, стремясь поразить как можно больше элементов. Мяч должен катиться по полу.
Оценивание: Количество набранных очков соответствует числу сбитых кеглей каждым участником.
Рисунок 5.
Станция: Флорбол
Игра основана на принципах флорбола — хоккея с мячом на твёрдой поверхности.
Задача состоит в том, чтобы маневрировать вокруг препятствий, сохранив контроль над мячом, и завершить упражнение передачей клюшки следующему участнику
Цель станции: Развитие техники владения клюшкой, координации движений, быстрой реакции и умения ориентироваться в пространстве.
Порядок выполнения задания:
- Три кегли размещаются на одинаковом расстоянии 1-1,5 метра друг от друга в ряд, в пяти метрах от линии старта.
- От последней кегли на расстоянии трёх метров устанавливаются небольшие воротца.
- По команде первый участник стартует, ведёт мяч клюшкой, огибая препятствия-кегли, и проводит мяч через ворота, затем ведет мяч по прямой к команде и передает клюшку второму участнику и т.д.
- Если мяч покидает пределы зоны, игрок возвращает его и продолжает попытку.
Оценивание: Успешным считается прохождение дистанции без столкновения с кеглями и попадание мяча в ворота.
Рисунок 6.
Финальное испытание: Загадка и креативное фото
Чтобы завершающий этап мероприятия прошёл ярко и необычно, каждой команде дается одна загадка, в которой зашифрован популярный вид спорта.
Творческое решение: Получив ответ (например, биатлон), команда создает оригинальный фотоколлаж или короткой видеоролик, отображающий специфику данного вида спорта. Фото должно включать самих участников, реквизит и обстановку, соответствующую виду спорта. Команде необходимо проявить изобретательность и артистизм. Фотографии отправляются организаторам.
Примерные загадки (Взяты на просторах Интернета)
На воротах он стоит и ворота защитит.
По воротам ты ударь - не пропустит мяч ………………Соберем команду в школе и найдем большое поле.
Пробиваем головой, забиваем угловой?
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы ……………..Лента, конь, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам …………………………В этом спорте игроки все ловки и высоки,
Любят в мяч они играть, и в кольцо его кидать,
мячи звонко бьет об пол, значит это……………..
Деревянных два коня вниз с горы несут меня
Я в руках несу две палки, но не бью коней - их жалко
А для ускоренья бега палками касаюсь снега……………………………..Здесь команда побеждает, если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко, не в ворота- через сетку
И площадка, а не поле у спортсменов в ………………Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.
Крики: «Шайбу!» «Мимо!», «Бей!» - значит там идет…………………………..
Окончание игры: Награждение. На церемонии подведения итогов командам вручаются грамоты, дипломы участников и сладкие призы. Мероприятие заканчивается спуском флага.
Необходимый инвентарь и оборудование
1. Станция "Болото"
- Платформы Bosu - 8-10 шт.;
- Степ-платформы различной высоты - 4-6 шт.;
- Маркеры для обозначения начала и конца пути.
2. Станция: «Погрузка арбузов»
- Медицинские мячи различного веса 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг – по 1 мячу;
- Спортивная площадка или ровная территория с разметкой линий;
- Большой обруч.
3. Станция: "Право-Лево"
- Обручи диаметром ~1 метр - 10 шт.;
- Цветная клейкая лента для разделения половинок обруча;
- Мел или маркеры для нанесения разметки на пол.
4. Станция: "Пирамида"
- Хоккейные шайбы - минимум 9 шт.;
- Мяч для сбивания шайб - 1 шт.;
- Полосы на полу на расстоянии 3 и 4 метра соответственно.
5. Станция: Боулинг
- Стандартные пластиковые кегли — минимум 10 шт.;
- Мягкий резиновый мяч среднего размера — минимум 1 шт.;
- Стартовая линия на расстоянии 5 метров от кеглей.
6. Станция: Флорбол
- Клюшки для флорбола —1 шт.;
- Маленький мяч для флорбола —1 шт.;
- Три кегли для объезда;
- Небольшие ворота шириной около 50 см;
- Маркеры для размещения ориентировочных точек.
Дополнительное оборудование для всех станций
- Свисток для подачи сигналов;
- Карандаши и бумага для фиксации результатов;
- Секундомер для измерения времени прохождения трасс;
- Призы и грамоты для награждения победителей;
- Запас воды и полотенец для поддержания комфортного состояния участников.
Рекомендации для ведущих и организаторов
Эти рекомендации позволят грамотно управлять процессом, обеспечить комфорт и безопасность детей, эффективно провести мероприятие и поддержать интерес участников.
- Знание структуры мероприятия: Руководитель должен внимательно ознакомиться с правилами каждой станции и быть осведомлён о всех особенностях прохождения заданий.
- Организация пространства: Подготовьте помещение заранее, разместив требуемое оборудование и снаряжение на соответствующих местах. Создайте четкую разметку зон, исключающую путаницу.
- Обеспечение безопасности: Обратите внимание на правильное размещение оборудования, отсутствие острых углов и возможность травмирования. Используйте защитные покрытия и специальные средства защиты при необходимости.
- Контроль поведения участников: Во время мероприятия убедитесь, что все участники соблюдают правила поведения и обращения с оборудованием. Исключайте грубость, конфликтные ситуации и нарушения дисциплины.
- Справедливость оценок: Будьте объективны и справедливы при оценке результатов. Точно фиксируйте промежуточные показатели, контролируйте соблюдение требований заданий.
- Поддержка слабых участников: Особое внимание уделяйте поддержке менее подготовленных участников, создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.
- Эмоциональный настрой: Поддерживайте положительный эмоциональный фон, хвалите детей за старания и успехи, даже если результат далек от идеала.
- Медицинская готовность: Организаторы должны следить за состоянием здоровья участников, оперативно реагировать на признаки усталости или плохого самочувствия.
Правила поддержки членов команды
Поддержка друг друга играет ключевую роль в успехе всей команды. Для эффективного результата игры участники должны соблюдать следующие принципы поддержки:
- Доверительная атмосфера: Важно создать атмосферу доброжелательности и взаимоподдержки, где каждый чувствует себя уверенно и защищённо.
- Совместность усилий: Задания выполняются всеми участниками одновременно, либо последовательно один за другим. Старшие школьники оказывают помощь младшим, помогая им справиться с заданиями, демонстрируя терпение и уважение.
- Поощрение достижений: Каждый игрок заслуживает похвалы и одобрения независимо от результата выполнения задания. Это помогает укрепить уверенность в себе и мотивирует продолжать усилия.
- Помощь в преодолении трудностей: Если кто-то испытывает трудности с выполнением задания, другие члены команды оказывают поддержку, предлагая помощь, подсказывая способы решения проблемы или морально подбадривая товарища.
- Равноправие: Все игроки имеют равные права и обязанности вне зависимости от возраста или уровня физического развития. Каждый ребенок важен и ценен для команды.
- Безопасность превыше всего: Соблюдение правил безопасности на каждом этапе соревнования обязательно. Любой дискомфорт или затруднения должны немедленно сообщаться педагогу или инструктору.