Материал к уроку по истории изобразительного искусства на тему «Искусство этрусков» медаль

Разделы: МХК и ИЗО, Презентация к уроку

Класс: 4


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (47 МБ)

Загрузить презентацию (28 МБ)


  1. Кто такие этруски и где они жили.
  2. Основные виды искусства этрусков (архитектура, скульптура, живопись,
  3. декоративно-прикладное искусство): материалы и техники, темы и мотивы изображения.
  4. Особенности художественного стиля этрусков.
  5. Объяснение значимости их искусства для истории.
  6. Влияние на Римскую цивилизацию.

Слайд 2. Структура искусства этрусков.

  • Архитектура (храмы, гробницы, крепости).
  • Скульптура (статуи, рельефы, скульптура малых форм).
  • Живопись (фрески в гробницах)
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Вазопись

Дополнительные материалы:

  • Слайды с изображениями этрусского искусства.
  • Видео о культуре и искусстве этрусков.

Слайд 2. Этруски – один из самых загадочных народов в истории европейской цивилизации. Они жили ещё до зарождения христианства. Это были очень умелые художники, скульпторы и строители. Этруски создали развитую цивилизацию с процветающими городами - государствами, занимавшимися торговлей, ремеслами и земледелием. Их географическое положение на пересечении торговых путей способствовало о6мену идеями и технологиями, что отразилось в их искусстве.

Слайд 3. Этруски — древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова в области древней Этрурии, современная Тоскана, которая расположена между реками Арно и Тибр. Этруски проживали на территории нынешней Италии примерно с конца IX до II века до н.э. и были предшественниками древних римлян. Этруски были искусными мастерами градостроительства, прекрасно владели инженерным искусством, умели строить мосты и дороги, арочные своды зданий, многоэтажные здания. Особенностью этой древней цивилизации Средиземноморья, помимо всех прочих загадок, является то, что этот народ не оставил потомкам, к сожалению, ни одного письменного документа. Слайды 4,5,6,7 Их язык до сих пор не расшифрован, а об их культуре, верованиях, традициях и политическом устройстве мы знаем очень мало. Учёные собирали по крупицам данные о них в записях древнегреческого историка Геродота. Также несколько упоминаний об этрусках имеется у Дионисия Галикарнасского.

Культура этрусков формировалась под влиянием, как местных традиций, так и контактов с греками и другими народами Средиземноморья. У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

Самый ранний этап в этрусской культуре начинается около 900 год до н.э. Этот период называют протоэтруский период Вилланова, который длится примерно до 700 гг. до н.э. Первые памятники культуры этрусков относятся именно к этому периоду. Слайд 8. Визитной карточкой этой культуры являются характерные погребальные урны в форме хижины, а также биконические урны для праха покойных. Иногда крышку делали в форме шлема. Одну ручку всегда отбивали в ходе неизвестного ритуала. Позднее, стали делать антропоморфные урны, к которым приделывали медные руки.

Архаический период в этрусской истории - это период развития этрусской цивилизации, охватывающий примерно с 600 по 475 годы до н.э., оставивший множество артефактов, свидетельствующих о развитой культуре, ремеслах и общественной структуре. Среди наиболее важных артефактов можно выделить: ювелирные изделия (золото, серебро, бронза, слоновая кость, драгоценные камни), предметы роскоши (стекло, фаянс, янтарь), архитектурные сооружения (гробницы, стены), художественные произведения (фрески, скульптуры).

Классический период — 480-300 гг. до н.э. и этрусско-римский период 300-100 гг. до н.э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н.э. Рим находился под её влиянием до I в. до н.э.

Слайд 9. Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к VI - началу V в. до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет.

Слайд 10. Для начала нам надо понять каким образом этруски совершили контакт с греками. А это произошло в эпоху Великой греческой колонизации. Начиная с VIII века до н.э. греки стали активно колонизировать побережья Италии, Галлии, Испании и других регионов. Главным образом они это делали для того что бы приобретать и добывать необходимые им ресурсы: зерно, металлы, древесину, Понятное дело, что регионы которые они колонизировали не были необитаемыми. И умные греки стали активно сбывать местным жителям товары своего производства: вино, керамику и оливковое масло. В процессе обмена товарами, стал происходить и культурный обмен. Местные жители стали переменять у греков некоторые их обычаи и их культуру. Но стоит отметить, что эти изменения коснулась только внешних форм. На мировоззрения и менталитет этрусков греки повлиять так и не смогли. Уж слишком сильны были различия между этими двумя культурами.

Этрусская скульптура отличалась реализмом, выразительностью и вниманием к деталям. Мастера изображали как богов и героев, так и о6ычных людей, передавая их характеры и эмоции. B этрусской скульптуре преобладали погребальные мотивы, связанные с культом предков и верой в загробную жизнь. Саркофаги, урны с прахом и надгробные памятники украшались скульптурными изображениями, отражающими представления этрусков о смерти и 6ессмертии.

Основные материалы и технологии

  1. Терракота. О6ожженная глина была одним из самых распространенных материалов в этрусском искусстве. Из нее изготавливали скульптуры, архитектурные детали и предметы 6ыта.
  2. Бронза. Этруски были известны своими бронзовыми изделиями, включая статуи, зеркала, оружие и украшения. Они использовали сложные техники литья и чеканки для создания детализированных и выразительных образов.

1. Химера из Ареццо. Бронзовая статуя. V в. до н.э.

Химера из Ареццо представляет собой бронзовую статую, созданную этрусками северной и центральной части Италии в V-IV веках до нашей эры. Существо - огнедышащий монстр из греческой мифологии, у которого голова льва, змея вместо хвоста, а из спины торчит козлиная голова. Грозная статуя была обнаружена в Ареццо в Тоскане (Италия), и о ней часто говорят как о лучшим образце этрусского искусства. Сейчас это один из главных экспонатов в Национальном археологическом музее Флоренции.

Статуя химеры была обнаружена в 1553 году н.э., когда во время правления Козимо Медичи, великого князя Тосканы, в городе Ареццо (древнее название Арретия) строились укрепления. Она была откопана в траншее вместе с другими ритуальными элементами, такими как маленькие фигурки возле Порта Сан Лорентино.

Рост существа 78,5 см. в высоту и длина 129 см. Оно было отлито из бронзы в технике c выплавлением воска. Зверь принимает напряженную позу, готовый наброситься на свою жертву в любой момент, его задние лапы заряжены на резкий скачок, а когти полностью выпущёны. Львиная голова окружена заострённой гривой, имеющей продолжение в виде шипастой шерсти вдоль спины, что завершает образ зловещей агрессии. Голова козла, торчащая из его спины клонится в сторону от кровоточащей раны, в то время как хвост-змея обнажил клыки.

2. Капитолийская волчица

Пожалуй, ни одна статуя не вызывала столько вопросов и споров, как эта. Ученые считают, что по стилю изготовления скульптура волчицы, находящаяся в Капитолийском музее, относится к V веку до нашей эры и изготовлена древними народами современной Италии этрусками, а фигуры близнецов были выполнены позднее, предположительно в XV веке, взамен утерянных.

Вместе с тем, возник вопрос, как могли этруски в те древние времена отлить скульптуру высотой 65 сантиметров, если тогда технологии изготовления таких фигур не было? Если бы волчица была отлита по частям, то вопросов не было бы, но её фигура цельная.

В 2006 году специалист по металлургии Анна Мария Карруба, проводившая реставрацию статуи, доказала, что она изготовлена не ранее VIII века нашей эры, а не в V столетии до нашей эры! Так, капитолийская волчица помолодела сразу на 1200 лет.

Основатель монастырей запада Бенедикт пишет о судилище, в котором проходили суды и казни и где стояла Капитолийская волчица — так её называл монах. Никаких упоминаний о младенцах, сосущих молоко матери, в его трудах не было. Согласно исследованиям, их фигуры изготовили значительно позже — в XV веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Более того, они выполнены в другом стиле мастером Антонио дель Поллайоло.

3. ФРЕСКА

Живопись по сырой штукатурке 6ыла популярным спосо6ом украшения Этрусских гробниц и храмов. Фрески отличались яркими цветами, динамичными композициями и повествовательными сюжетами. Настенные росписи изображали сцены веселья этрусков во время празднеств и пиров. Все надписи выполнены на этрусском языке.

Этрусский алфавит произошел от одной из форм греческого алфавита - эвбейского алфавита.

Реконструкция этрусской виллы седьмого века в Мурло выявила большие расписные терракотовые панели, украшавшие входы, а также ряд фресковых настенных росписей. Этрусские картины и фрески часто передают чёткое ощущение радости жизни, в виде танцующих пар или других человеческих фигур, выглядящих сильными, здоровыми и полными жизни. В этом смысле этрусское искусство передавало человеческие эмоции гораздо лучше, чем более стилизованное греческое искусство.

4. ВАЗОПИСЬ

Этрусская вазопись является основным элементом этрусского искусства и производилась с VII по IV века до нашей эры. Греческая вазопись оказала сильно влияние на нее. Этруски были не только самостоятельными производителями, но и основным экспортным рынком греческой керамики.

5. ГЛИПТИКА

Этрусская глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, которое процветало в Этрурии (современная Тоскана, Италия). Эта форма искусства, вдохновленная греческой глиптикой, приобрела свои уникальные черты и использовалась для создания гемм, украшений и печатей.

6. АРХИТЕКТУРА ЭТРУССКОВ

Единственное письменное упоминание об их архитектуре этрусков принадлежит Витрувию (умершему после 15 года до н.э.), написанному примерно через два столетия после того, как этрусская цивилизация была поглощена Римом. Многие аспекты его описания соответствуют тому, что могут увидеть археологи, но некоторые — спорны.

Этрусские города одними из первых в Средиземноморье продемонстрировали передовое градостроительство. Планировка этих городов, таких как Тарквиния и Вольтерра, демонстрирует четкое понимание инфраструктуры и городского дизайна.

Массивные стены, окружавшие эти города, некоторые из которых стоят до сих пор, были не только оборонительными сооружениями, но и символами богатства и власти.

Построенные из больших, тщательно обработанных камней, эти стены демонстрируют мастерство этрусков в каменном деле.

Этрусская архитектура, представленная городами, храмами и гробницами, отражает высокий уровень развития цивилизации этрусков. Этрусские города строились на холмах и окружались мощными стенами, защищавшими их от врагов.

Этрусская цивилизация просуществовала только 5 столетий, но за это время сумела создать столь высокую культуру, что ее смело ставят в один ряд с греческой и римской.