Урок финансовой грамотности в начальной школе. Решение задач

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: финансовая грамотность


Цель: Развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи:

  • Способствовать формированию экономического образа мышления.
  • Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
  • Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
  • Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.
  • Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся.

Регулятивные результаты:

  • умение ставить цель и выбор правильных способов ее достижения;
  • контролировать и оценивать свою работу и её результат;

Познавательные: умение находить и работать с необходимой информацией: сравнение, обобщение, классификация, рассуждение, соотнесение к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • признания возможности существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
  • умение излагать и отстаивать свою точку зрения,
  • умение договариваться о распределении функций совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные понятия: натуральный обмен, духовные и материальные мечты, деньги, банкноты, карманные деньги, потребности, желания, долг, покупка, копилка.

Приложение: Презентация.

Форма работы участников: групповая, парная, индивидуальная.

Время занятия: 40 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент. Мотивационный этап

Вступление

Ребята, сейчас я прочитают стихотворение, а вы послушайте внимательно, а затем я попрошу вас ответить на вопросы:

Каждый на свете о чем-то мечтает,
Всем нам чего-то чуть-чуть не хватает.
Кто-то мечтает скорей подрасти,
Кто-то – смешного щенка завести.

Новую куклу ты хочешь иль книжку,
Может, мечтаешь понянчить братишку,
Может, к далеким уплыть островам,
Может, к высоким подняться горам.

Кто-то мечтает, чтоб все улыбались,
Вместе дружили и чаще встречались.
Знай, не бывает неважной мечты!
Верь и надейся, и к ней стремись ты!

Я же мечтаю, чтоб сбылись скорей
Все мечты честных и добрых детей!!!

- Ребята, а о чем Вы мечтаете? (Ответы детей). Значит, в жизни бывают материальные (то, что мы можем купить) и духовные (то, чего не можем купить) мечты.

- Ребята, а как сделать так, чтобы материальные мечты сбылись? (ответы детей), нужны деньги. (Демонстрирую детям деньги: бумажные и металлические, и безналичные).

2. Актуализация знаний и умений (устный счёт)

Расположить в порядке возрастания (работаем с дощечками) СЛАЙД

  1. А Найдите суму чисел 36+38=74
  2. И Найдите разность чисел 480-150=330
  3. Н Увеличить 17 в 4 раз=68
  4. Н Уменьшить 210 в 7 раза=30
  5. Ф на сколько 920 больше 108= на 812
  6. Ы Во сколько 420больше 210 = в 2
  7. С.Увеличить 32 в 2раза=64
ф

и

н

а

н

с

ы

812

330

300

74

68

64

2

А чтобы правильно тратить деньги нужно уметь что делать? (нужно уметь их грамотно считать)

3. Тема: "Решение задач, связанных с финансами"

- Зачем людям изучать финансовую грамотность?

- Финансовая грамотность помогает научиться управлять деньгами, уметь их считать.

Задачи:

  • умение решать задачи
  • ознакомить учащихся с понятием “Личные деньги”,
  • ознакомить с принципами формирования дохода, его сохранения и расхода

- Поднимите руку кому родители дают карманные деньги.

- Какие? (наличные или карточка на которой деньги)

- Как вы поняли, что такое карманные деньги? (Карманные деньги – это сумма, выделяемая родителями детям на их собственные нужды)

- Как правильно распоряжаться карманными деньгами? (часть потратить, часть копить, часть отдать, если есть долг).

Решение задачи (Посмотрим, как вы умеете распоряжаться карманными деньгами) по вариантам, взаимопроверка.

Задача 1. У Вики было 500 рублей. Она купила 2 книги по 80 рублей, 12 тетрадей по 5 рублей, 5 ручек по 25 рублей. Сколько денег осталось у Вики? Хватит ли ей денег, чтобы купить ещё 2 ластика по 10 рублей и 2 карандаша по 15 рублей?

  • 80*2=160(р) стоят книги
  • 12*5=60(р) стоят тетради
  • 5*25=125(р) стоят ручки
  • 500-( 160+125+60)=155(р) осталось.

Ответ: хватит.

Задача 2. Татьяне на день рождения подарили 5 банкнот номиналом 100 рублей и 5 банкнот номиналом 50 рублей. Сколько всего денег подарили Татьяне? Сможет ли она купить себе планшет за 620 рублей? Будет ли остаток? Какой?

  • 100*5=500(руб)
  • 50*5=250(руб)
  • 500+250=750(руб)
  • 750-620=130(руб)

Ответ: хватит

Молодцы, вы умеете считать деньги.

Ребята, если мы тратим деньги — это это? (расход)

А если мы их получаем это? (доход)

Давайте посмотрим как вы ориентируетесь в понятиях доход и расход.

Физкультминутка

Игра «Расход - доход» (отвечаем хором)

  • Папа получил премию (доход)
  • Взяли кредит в банке (доход)
  • Бабушка заболела (расход, дети поясняют почему)
  • Мама заплатила штраф (расход)
  • Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход)
  • Потеряли кошелёк (расход)
  • Продали картофель с дачного участка (доход)
  • Нашли 100 рублей (доход)
  • Сдали пальто в химчистку (расход)
  • Заплатили за воду (расход)

Слайд (Пословица - Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт).

- Дети, как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).

Работа в р/т по финансовой грамотности с. 14 №1,2

Самостоятельная работа с. 15 №4

Д/з с. 15 №5

Как вы умеете распоряжаться карманными деньгами, так скорее всего вы будете распоряжаться и планировать свой семейный доход и расход.

Поработаем в группах. Посмотрим, как вы сможете посчитать семейный бюджет.

Посчитай сбережения семьи по таблице бюджета. (в группах)

Доходы

 

 

 

 

 

 

 

расходы

 

 

 

 

 

 

 

Доходы Сумма (руб.)

  • Зарплата мамы 20000
  • Зарплата папы 30000
  • Социальные пособия 2000
  • Пенсия бабушки 12000

Расходы Сумма (руб.)

  • Коммунальные платежи 5000
  • Проезд 2000
  • Лекарства и лечение 7000
  • Детский сад, кружки и секции 4000
  • Питание 20000
  • Покупка одежды, обуви 10000

- Какой вывод можно сделать.

В том, чтобы рассчитать деньги так, чтобы расходы не превышали доходы, надо уметь считать деньги.

Итог: Человек должен не только зарабатывать, но и тратить деньги правильно, чтобы получить и пользу, и удовлетворение.

Как встарь «по доходам расходы»!

А поэтому важно учиться рассчитывать деньги. Очень важно уметь грамотно распорядиться денежными средствами, ставить перед собой финансовые цели и находить правильное решение для достижения этих целей.