Пояснительная записка
Данный вариант парциальной программы «Модель сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума как ресурса ранней профориентации дошкольников» для детей с 5 до 7 лет (далее Программа) разработана педагогами частного дошкольного образовательного учреждения «РЖД детский сад № 75» (далее Учреждение) и включается в содержание основной образовательной программы Учреждения, соответствует ФГОС ДО, является инновационным документом для Учреждения. Подготовлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Программа включает в себя обобщение опыта работы в данном направлении педагогов Учреждения. Программу рекомендуется использовать с детьми старшего дошкольного возраста, в рамках ценностно-нормативной основы взаимодействия Учреждения с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями, предприятиями ОАО «РЖД».
Характеристика программы: модифицированная, развивающая, профориентационная.
Сроки реализации Программы: 2 года.
Возрастные показатели воспитанников: 5–7 лет.
В программе используется практический материал (тематическое планирование, конспекты занятий, развлечения) с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим особенностям детей.
Вся образовательная деятельность Программы состоит из 4 блоков:
- 1 блок: «Вопросы и ответы»;
- 2 блок: «Большой мир маленьких железнодорожников»;
- 3 блок: «Железная дорога нашего города»;
- 4 блок: «Первые шаги в профессию».
Актуальность программы
Знакомство дошкольников с историей железной дороги, железнодорожным транспортом, железнодорожными профессиями – процесс длительный и сложный. Он требует систематического и целенаправленного взаимодействия и с детьми и с их родителями. Профориентация детей дошкольного возраста объединяет в единое целое задачи духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического, физического воспитания дошкольников. Помимо формирования знаний о различных профессиях, у ребёнка необходимо развивать психологическую готовность к вхождению во взрослый мир профессии, используя разнообразные технологии, такие как диалог, игра, проект.
Цель программы – осознание детьми важности профессии железнодорожника и воспитание стремления продолжать дело своих родителей, как основа зарождения профессиональных династий.
Задачи программы:
- Познакомить воспитанников с историей развития железной дороги и ее ролью в современном обществе
- Развитие интереса дошкольников к профессиям железнодорожников.
- Вовлечение родителей воспитанников в работу направленную на раннюю профориентацию дошкольников.
- Организация работы по взаимодействию с филиалами и подразделениями ОАО «РЖД» направленной на раннюю профориентацию дошкольников
- Создать предметно-развивающую среду, способствующую освоению знаний о железной дороге и становлению устойчивого интереса к профессии железнодорожников
- Сформировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов
Программа рассчитана на 2 возрастных периода (старшая и подготовительная группы). Каждый возрастной период включает в себя перспективный план вне образовательной деятельности.
Формы и режим деятельности: 1 раз в квартал - как часть воспитательно-образовательной деятельности, каждая из которых состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач. Все виды деятельности проводятся в рамках перспективного плана программы и в различных разделах деятельности детей:
- сюжетно-дидактических игр, сюжетно-ролевых игр,
- ознакомления с художественной литературой,
- ознакомления с окружающим, развития речи,
- конструированию из бумаги, природного и бросового, строительного материала,
- игр-драматизаций, игр-тренингов,
- аппликации и рисования,
- музыкальных и спортивных развлечений и др..
Основные пути реализации данной Программы:
- Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
- Расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;
- Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
- Издательская деятельность.
Дидактические принципы: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.
Профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Технология. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у детей дошкольного возраста необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях.
Принципы и подходы к формированию Программы:
- Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
- Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
- Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
- Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
- Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
- Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений.
Планируемые результаты освоения программы
Старшая группа
- Имеет представление о железнодорожном транспорте, различных его видах, о предприятиях железнодорожного транспорта на станции Уссурийск, истории его возникновения и развития.
- Проявляет интерес к профессиям железнодорожников. Позиционирует себя в различных профессиях.
- Отражает впечатления о железнодорожном транспорте в игровой, продуктивной деятельности.
Имеет представление о трудовых операциях и механизмах, результатах труда железнодорожников, оборудовании и инструментах, необходимых для работы людям разных профессий. - Выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа, и пойти работать на железную дорогу.
Имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на железной дороге и проявляет желание их выполнять.
Подготовительная группа
- Имеет представление о железнодорожном транспорте мира, различных железных дорогах.
- Имеет общее представление о развитии Дальневосточной железной дороги.
- Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников.
- Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии.
- Умеет строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса.
- Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.
- Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий. Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.
Владеет информацией о способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях на железной дороге. - Проявляет заботу о родителях, уважение их нелегкого труда, высказывает желание трудиться на железнодорожном транспорте и в какой роли (профессии).
Формы и методы реализации Программы
Для ознакомления детей с миром железной дороги можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- Игровые обучающие ситуации для старшего дошкольного возраста
- Экскурсии в институт ПРИМИЖТ г.Уссурийска, эксплуатационное локомотивное депо г.Уссурийска, эксплуатационное вагонное депо г.Уссурийска, в музей ветеранов железнодорожников Узлового совета г.Уссурийска.
- Встреча с интересным человеком (родители работающие на железной дороге)
- Проведение праздников, конкурсов, викторин, акций, выставок, соревнований посвященных железнодорожному транспорту и развлечения
- Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, музыкальные, подвижные)
- Ознакомление с художественной литературой
- Просмотр мультфильмов и презентаций о железной дороге и безопасности на железной дороге
Перспективный план работы программы «Модель сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума как ресурса ранней профориентации дошкольников» (старшая и подготовительная группы)
Формы подведения итогов:
- организация в акциях, ежеквартальных выставок детских работ;
- участие в конкурсах, организованные ОАО «РЖД», КВН, викторин;
- тематические представления и открытые мероприятия в ДОУ;
- проведение с родителями семейной гостиной, встреч, игры-практикумы.
Непосредственное ознакомление детей с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями может быть результативным в группе благодаря:
- экскурсиям (работа с социальными партнерами), именно благодаря тематическим экскурсиям дети познают окружающий мир, понимают важность железнодорожных профессий, знакомятся с разными видами транспорта;
- встречам с родителями – железнодорожниками, специалистами (вовлечению родителей и специалистов в непосредственную образовательную деятельность и их рассказов о своей профессии),
- выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления с железной дорогой и железнодорожными профессиями.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
В группе созданы оптимальные условия для разностороннего развития детей: организована многофункциональная зона (железнодорожный уголок) по нескольким направлениям в соответствии с возрастом:
- История железной дороги
- Железнодорожный вокзал будущего
- Виды транспорта
- Железнодорожные профессии
- Кругосветное путешествие по железной дороге
- Знакомьтесь железная дорога нашего города.
Имеются накопительные папки по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге.
Открыт действующий мини - музей «Юный железнодорожник», где проводятся циклы познавательных занятий. В электронной библиотеке «Железная дорога – мечта моя» имеется картотека видеоматериалов.
Список используемой литературы
1. Андрюшина Е.С., О.Н. Плющева «Детские железные дороги /. — М.: Центральный дом детей железнодорожников, 2004.
2.Сташкова Т.Н., Шеболдина Л.Н. Методическая разработка «Мы будущие железнодорожники». М., «Гном», 2011.
3.Шеболдина Л.Н., Сташкова Т.Н. Раскраски-подсказки. «Железная дорога», М.: Ритм, 2010.
4.Шеболдина Л.Н. Сташкова Т.Н. Хрестоматия «В гостях у королевы Магистрали». 2011.
5.Шалаевой Г. - Большая книга правил поведения для воспитанных детей. - М., Эксмо, 2006.
6.Ковардакова М.А., Стеклова И.Ю., Тимереева М. Г., Королева С.В. Дошкольник и мир профессий. Железная дорога. Программа и методические рекомендации АРКТИ, 2010.