Модель сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума как ресурса ранней профориентации дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Пояснительная записка

Данный вариант парциальной программы «Модель сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума как ресурса ранней профориентации дошкольников» для детей с 5 до 7 лет (далее Программа) разработана педагогами частного дошкольного образовательного учреждения «РЖД детский сад № 75» (далее Учреждение) и включается в содержание основной образовательной программы Учреждения, соответствует ФГОС ДО, является инновационным документом для Учреждения. Подготовлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Программа включает в себя обобщение опыта работы в данном направлении педагогов Учреждения. Программу рекомендуется использовать с детьми старшего дошкольного возраста, в рамках ценностно-нормативной основы взаимодействия Учреждения с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями, предприятиями ОАО «РЖД».

Характеристика программы: модифицированная, развивающая, профориентационная.

Сроки реализации Программы: 2 года.

Возрастные показатели воспитанников: 5–7 лет.

В программе используется практический материал (тематическое планирование, конспекты занятий, развлечения) с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим особенностям детей.

Вся образовательная деятельность Программы состоит из 4 блоков:

  • 1 блок: «Вопросы и ответы»;
  • 2 блок: «Большой мир маленьких железнодорожников»;
  • 3 блок: «Железная дорога нашего города»;
  • 4 блок: «Первые шаги в профессию».

Актуальность программы

Знакомство дошкольников с историей железной дороги, железнодорожным транспортом, железнодорожными профессиями – процесс длительный и сложный. Он требует систематического и целенаправленного взаимодействия и с детьми и с их родителями. Профориентация детей дошкольного возраста объединяет в единое целое задачи духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического, физического воспитания дошкольников. Помимо формирования знаний о различных профессиях, у ребёнка необходимо развивать психологическую готовность к вхождению во взрослый мир профессии, используя разнообразные технологии, такие как диалог, игра, проект.

Цель программы – осознание детьми важности профессии железнодорожника и воспитание стремления продолжать дело своих родителей, как основа зарождения профессиональных династий.

Задачи программы:

  • Познакомить воспитанников с историей развития железной дороги и ее ролью в современном обществе
  • Развитие интереса дошкольников к профессиям железнодорожников.
  • Вовлечение родителей воспитанников в работу направленную на раннюю профориентацию дошкольников.
  • Организация работы по взаимодействию с филиалами и подразделениями ОАО «РЖД» направленной на раннюю профориентацию дошкольников
  • Создать предметно-развивающую среду, способствующую освоению знаний о железной дороге и становлению устойчивого интереса к профессии железнодорожников
  • Сформировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов

Программа рассчитана на 2 возрастных периода (старшая и подготовительная группы). Каждый возрастной период включает в себя перспективный план вне образовательной деятельности.

Формы и режим деятельности: 1 раз в квартал - как часть воспитательно-образовательной деятельности, каждая из которых состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач. Все виды деятельности проводятся в рамках перспективного плана программы и в различных разделах деятельности детей:

  • сюжетно-дидактических игр, сюжетно-ролевых игр,
  • ознакомления с художественной литературой,
  • ознакомления с окружающим, развития речи,
  • конструированию из бумаги, природного и бросового, строительного материала,
  • игр-драматизаций, игр-тренингов,
  • аппликации и рисования,
  • музыкальных и спортивных развлечений и др..

Основные пути реализации данной Программы:

  • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
  • Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
  • Расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;
  • Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
  • Издательская деятельность.

Дидактические принципы: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.

Профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.

Технология. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у детей дошкольного возраста необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях.

Принципы и подходы к формированию Программы:

  1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
  2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
  3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
  4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
  5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
  6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений.

Планируемые результаты освоения программы

Старшая группа

  1. Имеет представление о железнодорожном транспорте, различных его видах, о предприятиях железнодорожного транспорта на станции Уссурийск, истории его возникновения и развития.
  2. Проявляет интерес к профессиям железнодорожников. Позиционирует себя в различных профессиях.
  3. Отражает впечатления о железнодорожном транспорте в игровой, продуктивной деятельности.
    Имеет представление о трудовых операциях и механизмах, результатах труда железнодорожников, оборудовании и инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.
  4. Выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа, и пойти работать на железную дорогу.
    Имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на железной дороге и проявляет желание их выполнять.

Подготовительная группа

  1. Имеет представление о железнодорожном транспорте мира, различных железных дорогах.
  2. Имеет общее представление о развитии Дальневосточной железной дороги.
  3. Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников.
  4. Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии.
  5. Умеет строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса.
  6. Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.
  7. Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий. Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.
    Владеет информацией о способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях на железной дороге.
  8. Проявляет заботу о родителях, уважение их нелегкого труда, высказывает желание трудиться на железнодорожном транспорте и в какой роли (профессии).

Формы и методы реализации Программы

Для ознакомления детей с миром железной дороги можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

  1. Игровые обучающие ситуации для старшего дошкольного возраста
  2. Экскурсии в институт ПРИМИЖТ г.Уссурийска, эксплуатационное локомотивное депо г.Уссурийска, эксплуатационное вагонное депо г.Уссурийска, в музей ветеранов железнодорожников Узлового совета г.Уссурийска.
  3. Встреча с интересным человеком (родители работающие на железной дороге)
  4. Проведение праздников, конкурсов, викторин, акций, выставок, соревнований посвященных железнодорожному транспорту и развлечения
  5. Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, музыкальные, подвижные)
  6. Ознакомление с художественной литературой
  7. Просмотр мультфильмов и презентаций о железной дороге и безопасности на железной дороге

Перспективный план работы программы «Модель сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума как ресурса ранней профориентации дошкольников» (старшая и подготовительная группы)

Формы подведения итогов:

  • организация в акциях, ежеквартальных выставок детских работ;
  • участие в конкурсах, организованные ОАО «РЖД», КВН, викторин;
  • тематические представления и открытые мероприятия в ДОУ;
  • проведение с родителями семейной гостиной, встреч, игры-практикумы.

Непосредственное ознакомление детей с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями может быть результативным в группе благодаря:

  • экскурсиям (работа с социальными партнерами), именно благодаря тематическим экскурсиям дети познают окружающий мир, понимают важность железнодорожных профессий, знакомятся с разными видами транспорта;
  • встречам с родителями – железнодорожниками, специалистами (вовлечению родителей и специалистов в непосредственную образовательную деятельность и их рассказов о своей профессии),
  • выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления с железной дорогой и железнодорожными профессиями.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

В группе созданы оптимальные условия для разностороннего развития детей: организована многофункциональная зона (железнодорожный уголок) по нескольким направлениям в соответствии с возрастом:

  • История железной дороги
  • Железнодорожный вокзал будущего
  • Виды транспорта
  • Железнодорожные профессии
  • Кругосветное путешествие по железной дороге
  • Знакомьтесь железная дорога нашего города.

Имеются накопительные папки по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге.

Открыт действующий мини - музей «Юный железнодорожник», где проводятся циклы познавательных занятий. В электронной библиотеке «Железная дорога – мечта моя» имеется картотека видеоматериалов.

Список используемой литературы

1. Андрюшина Е.С., О.Н. Плющева «Детские железные дороги /. — М.: Центральный дом детей железнодорожников, 2004.

2.Сташкова Т.Н., Шеболдина Л.Н. Методическая разработка «Мы будущие железнодорожники». М., «Гном», 2011.

3.Шеболдина Л.Н., Сташкова Т.Н. Раскраски-подсказки. «Железная дорога», М.: Ритм, 2010.

4.Шеболдина Л.Н. Сташкова Т.Н. Хрестоматия «В гостях у королевы Магистрали». 2011.

5.Шалаевой Г. - Большая книга правил поведения для воспитанных детей. - М., Эксмо, 2006.

6.Ковардакова М.А., Стеклова И.Ю., Тимереева М. Г., Королева С.В. Дошкольник и мир профессий. Железная дорога. Программа и методические рекомендации АРКТИ, 2010.