Цель: Расширение представлений детей о многообразии природы родного края.
Задачи:
- Создать условия для обогащения знаний детей о природе родного края (растения, животные, грибы, ягоды).
- Способствовать развитию познавательного интереса, поддерживать интерес детей к растительному и животному миру Урала.
- Воспитывать любовь к родному краю, малой Родине.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа В.Бианки «Как звери к зиме готовились».
- Д/и «Живая и неживая природа», «С какого дерева листок», разрезные картинки «Грибы».
- Рассматривание альбомов «Как животные готовятся к зиме», «Природные зоны Российской Федерации», «Красная книга России».
- Беседы «Мой город Озёрск», «Наш край Урал», «Растения и животные нашего края».
Словарная работа: Уральцы, малая Родина, белоствольная, ветвисторогий, горбоносый, названия деревьев, животных, грибов, ягод)
Материал: карта, иллюстрации (лес, степь, горы, реки), мяч, картинки с изображением ягод и грибов, корзинка, платочки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили, что у каждого человека есть Родина. Кто помнит, что такое Родина? (семья, близкие люди, родной город, улица, дом, страна)
Слышишь песенку ручья? Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья? Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей
И в саду смородина – это тоже Родина.
Ребята, давайте дружно скажем, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Наша страна очень большая. (Показывает на карте) Это самая большая страна в мире.Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бескрайними степями, высокими горами, полноводными реками и прозрачными озёрами. (показ картинок с изображением степи, гор, рек и озёр…)
Воспитатель: Как называется наш край, в котором мы живём? (Урал) Посмотрите, ребята, на карту: вот это (показывает ) - наш край Урал.
- Как называют людей, которые живут на Урале? (уральцы)
- А как называется город, в котором мы живём? Верно, Озёрск. Посмотрите, где на карте находится наш город (показывает)
- Почему наш город так называется? (город расположен среди озёр)
- Какие озёра окружают наш город? (Иртяш, Большая Нанога, Малая Нанога)
- Ребята, мы с вами живём в России, мы – россияне. И Россия – это наша с вами Родина, Но у каждого россиянина, жителя одной большой страны, есть малая Родина – место, где человек родился, растёт, живёт, где его дом, семья… Как вы думаете, наша с вами малая Родина – это…. Верно, наш любимый город Озёрск!
- А какой наш город, что в нашем городе есть интересного? ( красивый, зелёный, чистый, есть памятники, скверы и парки, много улиц (длинных и коротких, широких и узких), школ и детских садов, магазинов, библиотеки и т.д.)
- Ребята, а все ли из вас знают, на какой улице вы живёте? Сейчас мы проверим.
Игра с мячом «Улицы Озёрска»
(педагог кидает мяч по очереди каждому ребёнку, ребёнок должен назвать улицу, на которой живёт и вернуть мяч обратно)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все улицы назвали правильно! Давайте снова посмотрим на карту. Как вы думаете, почему на карте наш край Урал (показать на карте) - зелёного цвета? (выслушиваю ответы детей) Правильно, наш край Урал богат лесами. Лес – это огромный дом. Одно древо может дать приют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи.
- Какие деревья вы знаете? (Ель, сосна, клён, дуб, рябина, берёза осина, ольха и т.д.)
- Какое хвойное дерево сбрасывает листву?(Лиственица)
- А как вы думаете, каких деревьев на Урале больше всего? (сосен и берёз)
- А можете ли вы по листочку угадать, какое это дерево? Давайте проверим.
Игра «С какого дерева листок»
(дети подбирают карточки с изображением листьев к карточкам с изображением дерева, называют дерево и его отличительные признаки)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какое дерево является символом России? Конечно, берёза! А чем берёза отличается от других деревьев? (У неё белый ствол, ветки свисают вниз и на ней есть серёжки). Если у берёзы белый ствол, как можно про неё сказать? Какая берёза? (белоствольная).
Ребята, про берёзку сложено много песен. Предлагаю вам встать вокруг берёзы в хоровод .
Хоровод под песню «Во поле берёза стояла» (с платочками)
Воспитатель: Ребята, а чем ещё богаты наши леса? (Животными, птицами, грибами, ягодами)
Воспитатель: Какие лесные ягоды вы знаете? Узнаете их на картинках? (показ картинок , дети называют)
Воспитатель: Какие грибы растут в наших лесах? (ответы детей) Посмотрите, на столе много картинок с изображением разных грибов. Давайте соберём в корзинку съедобные грибы.
Игра «Собери грибы в корзинку»
(дети берут по 1 картинке, называют гриб, кладут в корзинку. Оставшиеся – ядовитые - называют, объясняют, почему не положили в корзинку)
Воспитатель: Ребята, почему животных, которые живут в лесу, называют дикими? (они сами добывают себе еду).
Воспитатель: Дети, у вас было небольшое домашнее задание. Найти дома ответы на вопросы. Проверим?
- О каком животном можно сказать (длинноногий, ветвисторогий, горбоносый) (Лось) Да, это лось - самое крупное животное наших лесов, лось достигает 3 метра в высоту, а его вес достигает 600 кг.
- Какое самое маленькое животное нашего края? (Землеройка. Её тело без хвоста 3 см, а вес 3,5 гр)
- Какое животное летает без крыльев? (Белка)
- Как зовут «хозяина леса», что весит до 300 кг, но питается порой ягодами и муравьями? (Медведь).
Воспитатель: Молодцы! С домашним заданием тоже отлично справились.
А наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось? А что вам было трудно? Что нового вы узнали?