Урок математики во 2-м классе на тему «Знакомство с уравнением»

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку

Класс: 2

Ключевые слова: математика, уравнения, УМК «Школа России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (682 кБ)


Цель: дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; развивать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами.

Задачи:

Предметные:

  • познакомить детей с новым математическим понятием: «уравнение»;
  • закрепление умений решать задачи разными способами;
  • закреплять знания о связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания;
  • совершенствование навыков счёта.

Метапредметные:

  • Познавательные: способствовать формулированию познавательной цели, построению логической цепи рассуждений, выбора наиболее эффективных способов решения задач.
  • Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать, задавать вопросы и высказывать своё мнение.
  • Регулятивные: способствовать формированию умения постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; развитие умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него; способствовать формированию умения планировать свои действия, оценивать свою деятельность.

Личностные:

  • развитие самостоятельности и ответственности;
  • развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Ресурсы урока: М.И.Моро, М.А.Бантова. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1.

Оборудование: ИКТ, тетради,

Тип урока: открытие новых знаний.

Технологии: здоровьесбережение, проблемное обучение.

Ход урока

I. Организационный этап

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели!

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок математики.

- Ребята, а с каким настроением вы начинаете урок?

Перед вами листы с кружочком. Раскрасьте кружок

  • если радостное настроение - красный цвет,
  • если нормальное - зелёный,
  • а если плохое - синий.

- Каким вы хотели, чтобы был этот урок? (ответы детей)

- Хотели бы вы научиться новому?

- Мне очень приятно слышать это. Начнем с устной работы.

II. Актуализация знаний

1) Устный счет.

Работа с таблицей. Слайд 2

Заполните таблицу с пропущенными числами.

Как найти неизвестное слагаемое?

2) Решение задачи.

Слайд 3

Тане 5 лет, мама на 19 лет старше Тани, а папе столько лет, сколько лет Тане и маме вместе. Поставьте вопрос и решите задачу.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

  • 5+19=24(г) – Тане
  • 24+5=29 (л) – папе

Ответ: 29 лет папе.

3) Решение примеров с пропущенным числом

Слайд 4.

1 вариант

2 вариант

□ +6 = 15

14- □ = 9

□- 5 =13

16 - □ =7

□+ 9 =13

□ + 4 = 12

13-□ = 5

□- 9 = 6

17 - □ =8

□+ 3 =11

- Как одним словом называются записи: равенства или неравенства? (Равенства)

- Какое задание надо выполнить? (Вставить числа в «окошечки», чтобы равенства стали верными.)

(Самостоятельная работа с последующей проверкой. Слайд 5.)

– Кто нашёл у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. Что необходимо сделать, чтобы избежать дальнейших ошибок? (ответы учащихся)

– А кто не ошибся? Молодцы!

Физминутка

4. Постановка проблемы

- А сейчас посмотрите на равенства, записанные на доске. Попробуем назвать что это за выражение и решить его.

  • 1 5 – 9 =
  • 7+ □ = 11
  • х + 5 = 12

На доске карточки

Числовое выражение

Выражение с «окошечком»

- Как назовём первый пример? (Числовое выражение.)

- Что такое числовое выражение? (ответы детей)

(Учитель обобщает ответы детей.)

Слайд 6.

Числовое выражение — это запись, состоящая из чисел и знаков действий между ними.

(Карточку «Числовое выражение» помещают напротив примера. Дети записывают пример в тетрадь, решают.)

- Как называют второй пример? (Выражение с «окошком»)

(Карточку «Выражения с «окошком» помещают напротив второго примера.)

- В примерах «с окошком» мы подбираем число для составления верного равенства. Решите.

(Дети записывают пример в тетрадь и решают.)

- Как называется третий пример? (Ученики не могут назвать.)

- Вы сегодня будите исследователями. На уроке мы узнаем, как называются такие равенство.

5. Открытие новых знаний

Итак, мы начинаем наши исследования.

- Посмотрите на выражение. Что вы можете о нём сказать?

- Это равенство.

- Почему?

- Стоит знак «равно».

- Что ещё можно сказать?

- Это сложение, потому что знак «+».

- Что ещё можно сказать?

- Это буквенное выражение.

- Почему?

- Потому что вместо одного числа написана буква латинского алфавита.

- Буквенное выражение похоже на выражение со «окошком» - это всё равенства с неизвестным числом.

-Обратимся к учебнику и узнаем, как называется буквенное выражение с латинской буквой «х».

Дети открывают учебник на стр. 80. Читают правило.

6. Определение темы урока

- Так как же называется эта запись? (Уравнение)

Тема нашего урока – уравнение. В старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Ещё 4000 лет назад их решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне.

–- Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока.(ответы учеников)

– А моя учительская задача – научить вас правильно работать с уравнениями.

7. Открытие новых знаний

- Значит, как будем называть пример с буквой «х»? (Уравнением)

Слайд 7.

- Если одно число неизвестно, перед нами какая встает задача? (Найти, какое это число)

- Найдите это число, чтобы равенство было верным (Это число 7, потому что 7 + 5 =12)

- А знаете, что вы сейчас сделали? Решили уравнение: х + 5 = 12.

Слайд 8.

- Давайте сделаем вывод.

Уравнение это (показываю на знак «=») равенство, которое содержит (показываю на Х) неизвестное число.

Искусство решать уравнения зародилось у жителей древнего Вавилона, 4 ТЫСЯЧИ лет назад. С помощью уравнений они делили участки земли, рассчитывали запасы для военных походов, определяли движение звёзд.

Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство стало верным.

Слайд 9.

Когда уравненье решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок! - корень.
Значение буквы проверить несложно,
Поставь в уравненье его осторожно!
И если верное равенство выйдет у вас,
То КОРНЕМ значенье зовите тотчас!

- Вам удалось выяснить, что такое уравнение? (Да)

- Расскажите своему соседу по парте, что новое вы узнали.

Физминутка

6. Первичное закрепление

Учебник стр. 80 № 1

Первый и второй столбики выполняются с записью на доске.

Третий и четвёртый столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.

Учебник стр 80 задание под красной чертой, без номера.

Дети выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой: 1 ученик у доски показывает выполнение задания. Дети оценивают работу, у кого ошибки – исправляют.

7. Включение в систему знаний

Самостоятельная работа по вариантам.

Слайд 10.

Проверка. Слайд 11.

8. Систематизация умений и знаний. Работа с задачей

Учебник стр. 81 №6

- Прочитайте условие.

- О ком говорится в задаче? (О Тане, маме и папе)

- Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет. Сколько вместе Тане и маме)

- Запишите условие кратко.

(Дети записывают условие и проверяют: 1 ученик записывает условие на доске.)

- Как можно узнать сколько лет папе? (Дети высказывают разные варианты решения.)

- Запишите решение задачи.

(Дети самостоятельно решают задачу.)

III. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока (Узнать, что такое уравнение и научиться его решать)

- Достигли мы этой цели? (Да)

- Что такое уравнение?

- Что значит решить уравнение?

- Я благодарю вас за работу на уроке.

Продолжите предложения

  • Я вспомнил…,
  • я узнал…,
  • я научился…

Слайд 12.

Спасибо за урок.

IV. Домашнее задание

Учебник стр. 80 № 2.