Методическая разработка интегрированного урока по литературному чтению на основе текста Александра Савчука "Шоколадный торт". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: этикет для детей, этикет


Цель: создание правил этикета по приему гостей и поведению в гостях.

Задачи:

Образовательные:

  • применять первичные знания на практике;
  • продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
  • расширять и активизировать словарный запас школьников;
  • закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам;
  • учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»)

Развивающие:

  • развивать творческую активность учащихся;
  • развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать;
  • формировать навыки самостоятельной работы, работы в команде;
  • обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;
  • продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста, читательской грамотности на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира
  • расширять представление об этикете, его роли и значимости в жизни человека.

Воспитательные:

  • воспитывать социально-нравственные качества личности: вежливость, гостеприимство, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
  • способствовать всестороннему развитию личности.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • знать правила этикета приема гостей и поведения в гостях;
  • уметь применять знания на практике.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;
  • осуществлять синтез как составление целого и частей;
  • проводить анализ объектов с целью выделения признаков;
  • решать проблемы, при помощи построения логической цепи рассуждений;

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • формировать положительную адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • строить сообщения в устной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочный лист, карточки, отдельно распечатанный текст на каждого ученика, смайлики.

Александр Савчук «Шоколадный торт»

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
И добрый день длится до самого вечера!

- Работаем в группе, вспомните правила, выберите лидера.

- Каждая группа оценивает себя, оценочный лист у вас на столах. (критерии 2б, 1б, 0б) Приложение № 1.

II. Формулирование темы и цели урока

- Посмотрите отрывок из мультфильма и предположите, о чем пойдет речь на уроке.

Просмотр мультфильма «Кто ходит в гости по утрам…» (предположения)

- В каких случаях мы ходим в гости?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Савчука «Шоколадный торт», герой которого принимал гостей на свой день рождения.

- Предположите, чему мы будем учиться на уроке?

- Предлагаю первичное самостоятельное прочтение рассказа. После выполните 1 задание на карточке и определите цель урока.

Приложение № 2, Приложение 3

1. Почему гости обиделись? Отметь правильный вариант ответа.2б

  • Оказался невкусным
  • Именинник плохо отозвался о принесенных ему подарках
  • Гостям не понравилась музыка
  • Торт был разделен не на равные части

Проверка по эталону, оценивание.

- Какова же цель урока?

- На примере рассказа «Шоколадный торт» мы узнаем, как быть гостеприимным человеком, как вести себя в гостях. А урок у нас сегодня интегрированный и задания будут по всем основным учебным предметам.

III. Основной этап урока

Вторичное чтение по цепочке в группах.

- Прежде чем выполнить задания 2, 3, предлагаю вам вторичное чтение по цепочке в группе.

2. Подпиши, кто что подарил.

  • Сказки Андерсена
  • Хоккей
  • Фломастеры

3. Заполни таблицу, используя данные текста.

Люди

Сокращенное имя

Полное имя

Именинник

Саша

 

Сосед

 

 

Друг

 

 

Одноклассница

 

 

Проверка по эталону, оценивание.

- Переходим к заданию 4 по предмету «Математика». Прочитайте, обсудите в группе, приготовьтесь ответить.

4. В какое время года родился мальчик, если его сосед Колька старше его на полгода, и праздновал свой день рождения в Новый год? Подчеркни правильный ответ.

Летом; осенью; зимой; весной.

Проверка по эталону, оценивание.

- Какое же гостеприимство без приятного чаепития. А сейчас мы проверим, кто умеет искусно заваривать чай. Выполните 5 задание, составьте алгоритм заваривания чая.

5. Пригласив гостей к столу, именинник начал делить торт и чай разливать. Но ведь сначала чай надо заварить. Вспомни, как взрослые заваривают чай, и расставь с помощью цифр правильный порядок действий.

  1. Залить кипятком заварной чайник.
  2. Вскипятить воду.
  3. Накрыть чайник специальной грелкой.
  4. Ополоснуть кипятком заварной чайник.
  5. Засыпать в чайник заварку.
  6. Подождать до полного заваривания 5 минут
  7. Приготовить заварку.

Проверка по эталону, оценивание.

- А как мы угощаемся конфетами в гостях?

- Давайте узнаем, сколько конфет съели наши герои в гостях.

- Решите задачу 6.

6. Колька, Витька и Лиза вместе съели 6 конфет. Каждый из них съел разное количество конфет. Колька съел больше конфет, чем другие, а Лиза меньше, чем другие. Каждый из них съел хотя бы одну конфету. Сосчитай и запиши, сколько конфет съел каждый из гостей.

Колька _____ Витька _____ Лиза _____

Проверка по эталону, оценивание.

- Узнаем, в какой день недели у Саши был день рождения. Выполните 7 задание.

7. В какой день недели у мальчика был день рождения, если он был вчера, а завтра будет пятница? Подчеркни правильный ответ.

В субботу; в четверг; в среду; в воскресенье.

Проверка по эталону, оценивание.

- На уроках окружающего мира мы с вами говорим о правилах поведения в школе, в семье, в общественных местах. А вот следующее задание поможет нам вспомнить, как правильно ходить в гости и принимать гостей.

Ф И З М И Н У Т К А Приложение № 4

8. Вспомни, как правильно нужно принимать гостей и ходить в гости. Отметь верные утверждения.

  1. Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей.
  2. Вошедший здоровается первым.
  3. За столом принято сидеть развалившись, опершись на него локтями.
  4. Здороваясь, нужно смотреть в глаза.
  5. Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отложить в сторону, не проявляя своего интереса к ним.
  6. За столом принято рассказывать о своих болезнях.
  7. Одежда должна быть чистой и опрятной.
  8. Подарки, сделанные собственными руками, дарить неприлично.
  9. Приходить в гости следует в четко назначенное время.
  10. Уходя, нужно поблагодарить хозяев.
  11. Проверка по эталону, оценивание.

9. Отметь, каких слов нельзя говорить, встречая гостей.

  • «Добро пожаловать!»
  • «Милости прошу!»
  • «Входите, пожалуйста!»
  • «Заваливайте скорее!»

10. О чем говорят в гостях воспитанные люди? Отметь верные варианты ответа.

  • Обсуждают книгу или мультфильм.
  • Сообщают друзьям семейные тайны.
  • Перемывают косточки отсутствующему товарищу.
  • Строят совместные планы на ближайшие дни.

11. Отметь, каких слов не должен говорить воспитанный гость, уходя домой.

  • «Спасибо, все было очень вкусно!»
  • «Мне очень понравилось у вас. Приходите и вы к нам непременно.»
  • С удовольствием приду к вам еще раз, только не приглашайте того молчуна в очках.»

12. Какое вежливое слово использовал в своей речи именинник? Найди его в тексте и подчеркни.

Проверка. Какие еще вежливые слова вы знаете?

13. Отметь, сколько ошибок в правилах поведения за столом совершили ребята, находясь в гостях. Подчеркни их в тексте.

Пригласил именинник гостей к столу. Колька сидел за столом на краешке стула, вытянув ноги под стол. Витька держался за бахрому скатерти и покачивался на задних ножках стула. А Лиза пробовала с кончика ножа шоколадный торт.

  • Три
  • Четыре
  • Пять
  • Вели себя правильно

14. Расшифруй и запиши пословицу.

К А Ж Д Ы Й П О Д А Р О К О Т Д Р У Г А Э

Т О П О Ж Е Л А Н И Е С Ч А С Т Ь Я
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________

Итог урока

- Чему учит это произведение?

- Как должен был Саша принять подарок от Лизы, Кольки, Витьки, с какими словами?

- Посчитайте баллы.

- Оцените смайликом свое настроение после выполненной работы в команде.

Приложения