Методическая разработка тренинговых занятий на развитие памяти, внимания, мышления. Обучение приёмам активного слушания и способам снятия интеллектуального напряжения. Тайм-менеджмент при подготовке к экзаменам.
Таблица 1. Тематический план программы тренинга по развитию памяти, внимания и мышления
| № | Тема тренинга |
Цель |
Содержание занятий |
1 |
Вводное занятие |
Ознакомление участников программы с целями и задачами программы комплекса тренингов, создание положительного настроя коллектива |
1) Приветствие (Упражнение «Приветствие») |
2 |
«Развитие мышления» |
Развитие логического мышления, развитие способности его адекватной оценки |
1) Приветствие (Упражнение «Приветствие») |
3 |
«Развитие внимания и памяти» |
Развитие внимание и памяти, получение представлений у подростков о способах развития памяти и внимания |
1) Приветствие (Упражнение «Приветствие») |
4 |
«Активное слушание» |
Обучение приемам активного слушания |
1) Приветствие (Упражнение «Приветствие») |
5 |
«Моделирующие образы» |
Развитие познавательной мотивации, способствующей успешной сдаче ЕГЭ и созданию благоприятного будущего; формирование побуждения к совершению ежедневных познавательных действий |
1) Приветствие друг друга улыбкой без использования слов (Упражнение «Приветствие») |
6 |
«Снятие интеллектуального и эмоционального напряжения» |
Уменьшение тревожности, повышение стрессоустойчивости, снятие неуверенности в себе |
1) Приветствие (Упражнение «Приветствие») |
7 |
«Правильная подготовка к экзаменам» |
Обучение детей алгоритму правильного подхода к подготовке экзаменам, обучением приемам аутогенной релаксации |
1) Приветствие (Упражнение «Приветствие») |
8 |
«Тайм-менеджмент» |
Обучение нахимовцев приемам и методам тайм-менеджмента |
1) Приветствие (Упражнение «Приветствие») |
9 |
Завершающее занятие |
Получение обратной связи по Программе тренинга, подведение итогов |
1) Приветствие (Упражнение «Приветствие») |
Описание игр и упражнений, используемых в программе комплекса тренингов.
Тренинг «Вводное занятие»
1. Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой.
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
Анализ упражнения:
- По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
- Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
- Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
2. Упражнение «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: каждый из участников говорит что-то хорошее о другом участнике, выделяя его профессиональные или личностные качества.
3. Игра «Рисунок на спине»
Цель: расслабление участников, создание весёлого настроения и обращение внимания участников на особенности окружающих людей.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: Участники становятся друг за другом. Каждому участнику выдается ручка и листок бумаги. Последнему в цепочке показываем картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него, впередистоящий в это время определяет, что же было нарисовано у него на спине и, в свою очередь, рисует то, что определил на спине у человека, стоящего впереди него. И так до последнего человека в цепочке.
4. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане.
- Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. (Зал помогайте – молодчины же участницы столько преград преодолеть и сохранить позитив.) Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Тренинг «Развитие мышления»
1. Упражнение «Заверши предложение нужным словом» (разработано на основе анализа раздела «Логический отбор» из методики исследования интеллекта Р.Амтхауэра
Цель: развитие логического мышления.
Дается предложение с несколькими заключениями. Нужно выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор. Можно усложнить работу, давая предложения без вариантов ответов. Старшеклассники дают свои ответы и обосновывают их, поощрять же нужно тот, который больше всего соответствует концу предложения. Учащиеся также должны сами оценить свои ответы.
Материал к упражнению:
1. В озере все время имеются:
а) вода; б) рыба; в) водоросли; г) лилии.
2. В цветке всегда есть:
а) корни; б) лепестки; в) тычинки; г) шипы.
3. Книга не может быть без…
а) картинок; б) произведения; в) текста; г) страниц.
4. Библиотека не существует без:
а) книг; б) библиотекарей; в) каталогов; г) читального зала.
5. Собака похожа больше на:
а) кошку; б) волка; в) льва; г) человека.
2. Упражнение «Реши пропорцию» ((разработано на основе языковой игры «Пропорции»)
Цель: развитие мышление и логики.
Старшекласснику следует найти нужное слово во 2-й пропорции, разобравшись в том, какова закономерность в 1-й.
Материал к упражнению:
1) чайник / чай = ? / кофе (ответ: кофейник).
2) гора / вершина = океан / ? (ответ: дно).
3) человек / рука = птица / ? (ответ: крыло).
4) хлеб / крошка = песок / ? (ответ: песчинка).
5) ? / гнездо = ? / дом (ответ: птица; человек).
6) солнце / тепло = дерево / ? (ответ: прохлада).
7) завод / рабочий = парк / ? (ответ: турист или отдыхающий).
8) портфель / школа = ? / работа (ответ: сумка).
9) облака / небо = ? / море (ответ: пена).
10) певец / ? = поэт / ? (ответ: песня; стихотворение (или поэзия)).
3. Упражнение «Сравни слова» (разработано на основе языковой игры «Пропорции»)
Цель: развитие мышления.
Старшекласснику даются два слова. Ему нужно объяснить, что в них общего и дать 3-е слово (или несколько), обозначающее эту общую особенность.
Материал к упражнению:
- Часы – термометр
- Куст – пихта
- Холодильник – телевизор
- Книга – журнал
- Луна – звезда
- Подснежник – роза
- Золото – сапфир
- Торт – картофель
- Собака – орел
- Лес - долина
Тренинг «Развитие памяти и внимания»
1. Упражнение «В морской поход»
Цель: развитие памяти.
Инструкция. Каждому из вас предстоит повторить фразу: «Мы отправляемся в морской поход и берём с собой……..» при этом вы называете предмет, который взял предыдущий участник и добавляете что-то свое.
(Участники выполняют упражнение).
2. Упражнение «Снежный ком»
Цель: развитие памяти.
Упражнение выполняется в круге. Первый участник произносит любое слово. Следующий по кругу участник произносит предыдущее, а затем любое другое. Следующий произносит предыдущие два и добавляет одно свое и т.д.
3. Упражнение «Найди слова»
Цель: развитие внимания.
Среди буквенного текста вставлены слова. Учащийся должен найти и подчеркнуть эти слова.
МАЗОБРАТОНИЛОТОЗАКОН МУСЕРЛОНГВОДАРИНАВУПТИМОНАТОЛИГЮЙСГРАФУНИТАРЕ
РОЛЛГНЕРЕКАДЬБМОРЯКТРДОМПНЕАВМЯЧРРКЛЩШНГЕХЛЕБПАЕСВПАЛУБАРЛЩ ОРКАМБУЗПАКНИГАИСТЛДШГЕЛОСЬАУВИМКАНАТЛДЩГШЕДАБЛШГЕКУЛЁДАКВ
Тренинг «Активное слушание»
1. Упражнение «Говорящий и слушающий»
Цель: научиться приемам и методам активного слушания.
Обсуждается любая тема (к примеру, как хорошо сдать предстоящий экзамен или как правильно снимать эмоциональное напряжение), где каждый старшеклассник по очереди становится говорящим или слушающим. Когда говорящий заканчивает выступать, слушатель должен повторить основные тезисы говорящего и сделать комплимент или дать оценку.
Слушающий показывает, что он внимательно следил за выступлением говорившего. Это упражнение можно использовать в диалогах, а также во время проведения ролевой игры.
2. Упражнение «Перефразирование»
Цель: научиться перефразировать чью-то речь как один из приемов активного слушания.
Участники разбиваются на пары. Каждый старшеклассник рассказывает о каком-то событии из своей жизни. Его партнер во время рассказала кивает, а после завершения перефразирует весь рассказ.
Тренинг «Моделирующие образы»
1. Упражнение «Моделирующие образы»
Цель: моделирование и визуализирование ситуации сдачи ЕГЭ.
Ведущий: «Представьте себе, что вы сдаете ЕГЭ со всем багажом знаний у себя в голове».
2. Упражнение «Представления о вознаграждении»
Цель: формирование положительного отношения к обучению и получению нахимовцами знаний.
Ведущий: «Представьте себе, что в вашей жизни будет положительного, если вы много знаете?»
3. Упражнение «Образы будущего»
Цель: формирование положительного отношения к обучению и получению детьми знаний, визуализация «положительного» будущего.
Ведущий: «Представьте себя через 10-15 лет. Подумайте: будете ли вы сожалеть о том, что не желали получать знания; станете ли думать, что было бы у вас прекрасно в жизни, если б он много знали?»
В конце представления каждого образа предлагается графически изобразить его, придумать ему название.
Тренинг «Снятие интеллектуального и эмоционального напряжения»
1. Упражнение «Дом» (разработано на основе упражнения, описанного А.Г.Лидерс «Две минуты отдыха».)
Цель: обучение детей приемам снятия интеллектуального и эмоционального напряжения, релаксация.
Нужно закрыть глаза и вначале вообразить событие, вызывающее сильную тревожность и неуверенность в себе. При возникновении данных состояний следует вообразить себе красивый дом, окруженным чудесным садом. Затем представить себя, гуляющему по этому саду и созерцающему долгое время растения в нем, дом, слушающего пение птиц. После этого – медленно заходящего в него и осматривающего окружающую обстановку. Во время выполнения упражнения спокойно дышать. В конце же сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов, внушая себе, что с каждым вдохом приходит полное спокойствие и уверенность в себе, а с каждым выдохом – устраняются навсегда тревоги.
2. Упражнение «Ассоциации, связанные с уверенностью»
Цель: обучение детей практическим навыкам саморегуляции.
Нужно представить волнующую ситуацию и связать ее с красным цветом. Затем - спокойную ситуацию и себя в красивой роще. И в конце – ситуацию, где старшеклассник вел себя уверенно и себя на вершине горы. Когда же возникнет тревога, вспомнить все. Полезно сопровождать это спокойным дыханием.
Тренинг «Правильная подготовка к экзаменам»
1. Упражнение «Дискуссия»
Цель: психологическая подготовка детей к сдаче экзамена, проигрывание ситуации сдачи экзамена, развитие коммуникативных способностей.
Ученики должны разбиться на несколько подгрупп. Так, участникам необходимо определить председателя (следит за тем, чтобы группа не меняла тему разговора), секретаря (записывает идеи группы), спикера (излагает идеи, предложения группы) и таймера (следит за временем).
Цель: выработать как можно больше идей.
- Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам?
- Задание 2-й группе: как организовать рабочее место для подготовки к единому государственному экзамену?
- Задание 3-й группе: как организовать день накануне экзамена?
- Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен?
Задания для обсуждения:
- Задание 1-й группе: плюсы и минусы в поведении во время экзамена.
- Задание 2-й группе: как сосредоточиться во время экзамена.
- Задание 3-й группе: как избежать неудачи во время экзамена.
- Задание 4-й группе: как расположить к себе преподавателя во время экзамена.
2. Упражнение «Аутогенная релаксация»
Цель: обучение детей приемам релаксации.
Участникам предлагается выполнить следующие указания:
Первое: удобно расположитесь в кресле или на стуле. Прижмите голову к груди и отпустите ее, расслабьте шею. Глаза прикройте. Руки опущены или на подлокотниках. Успокойте дыхание: сделайте глубокий вдох на счет 1, 2, 3, 4, медленно выдохните, на выдохе задержите дыхание на счет 1, 2, 3, 4. Повторите про себя 3 раза: «Мне спокойно, совершенно спокойно, тело расслаблено».
Второе: представьте, что у Вас в руках по ведру с водой. Как только представите, ведра медленно поставьте на пол. Подумайте: «Как приятно гудят мышцы рук!» Повторите по себя 3 раза: «Руки приятно отяжелели».
Третье: представьте, что Вы придерживаете ногами качели в виде доски на бревнышке. На другом конце доски – мешок с песком. Как только почувствуете напряжение в ногах, качели отпустите и подумайте: «Как приятно гудят мышцы ног!» Повторите про себя 3 раза: «Ноги приятно отяжелели».
Четвертое: представьте, что Ваша левая рука опущена в тазик с горячей водой. Тепло разливается вверх по руке, до лопатки, по левой стороне груди. Повторите 3 раза: «Сердце бьется спокойно, ровно, мощно».
Выход из состояния релаксации:
- Сделайте три дыхательных цикла с приоткрытым ртом. Почувствуйте охлаждение неба и языка. Прохлада распространяется на глазницы. Повторите 3 раза: «Мой лоб прохладный, мысли четкие. Я буду держать себя в руках. Мне легко дается напряжение в работе. Я умею настоять на своем».
- Медленно поднимите руки. Сожмите их в кулаки. Как только руки окажутся над головой, посмотрите на кулаки и, потягиваясь, подумайте: «Все тело освежилось, отдохнуло, наполнилось энергией».
Тренинг «Тайм-менеджмент»
1. Упражнение на персональное ощущение времени
Цель: определение индивидуальных особенностей восприятия времени.
Выполнение. Все участники закрывают глаза. После команды тренера им необходимо мысленно отметить тот момент, когда пройдет минута. Отсчитывать мысленно секунды нельзя. Каждый открывает глаза и поднимает руку после того, как, по его мнению, истекла минута.
Упражнение демонстрирует широкий разброс результатов. Адекватность восприятия времени индивидуальна. Оптимальными считаются результаты, попадающие в интервал от 55 до 65 секунд.
Если получилось меньше, это означает, что вы слишком спешите, есть опасность быстрого истощения. Время движется на самом деле медленнее, чем вам кажется.
Если более 66 секунд – вы предпочитаете не торопиться, но иногда все-таки следует ускорять восприятие времени, иначе вы можете не успеть что-либо сделать.
2. Упражнение «Лента жизни»
Цель: формирование правильного отношения к фактору времени.
Для этого упражнения по тайм-менеджменту вам потребуется бумажная лента длиной 100 см и ножницы.
Бумажная лента будет символизировать 100 лет жизни. Однако средняя продолжительность жизни составляет 79 лет. Так что отрежьте от ленты 21 см – у вас останется 79.
Какой ваш возраст? Допустим, вам 16 лет. Эти годы – то, что можно назвать «невозвратными расходами». Вы уже ничего не сможете с ними сделать. Отрежьте еще 16 см (ваше количество лет).
Теперь длина ленты будет составлять 63 см. Что ж, теперь у вас осталось 63 года жизни?
Де-юре – да. Де-факто – нет. Это объясняется тем, что далеко не все время вы можете посвятить продуктивной деятельности. Вам все еще нужно учитывать множество переменных: выходные, праздничные дни, больничные. В каждом году 52 недели, так что это 52 воскресенья в году. Умножьте это на 63 (длина нашей ленты) и разделите на 365. Вы получите 9 лет. Уменьшите ленту еще на 9 см.
Та же логика действует и по субботам. Уменьшите ленту еще на 9 см. Добавьте сюда еще 14 государственных выходных каждый год, что при умножении на 63 составляет 2 года – минус 2 см. Примерно 40 дней в году мы проводим в отпусках и больничных. Это около 7 лет, так что отрезайте еще 7 см.
Итого у нас осталось 36 лет. Но это еще не все. Вам нужно учитывать сон, еду и поездки. Мы проводим треть дня (8 часов) во сне. Это дает 21 год. Отрезайте 21 см. Около 2-х часов уходит на завтраки, обеды, ужины и перекусы. Еще 5 года. Наконец, чуть больше часа в день отбирают поездки – минус 2 см. И столько же уходит на гигиену и прочий быт – это еще минус 2 года или 2 см.
6 лет. Это и есть то пресловутое время, которым вы можете управлять для достижения всего лучшего в своей жизни. Не так и много, правда?
3. Упражнение «Жесткие и гибкие»
Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.
Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.
Инструкция для участников: Для того чтобы эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.
Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (выполнение заданий по самоподготовке, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)
Помимо этого, у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».
У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.