Часть 2
Введение
Функциональная грамотность – это «способность человека использовать знания, приобретенный навыки для решения широкого спектра жизненных задач. Она включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи. Умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях и использовать различные формы общения для успешного выполнения практических задач и достижения своих целей в различных сферах жизни». [7]
Как было упомянуто в первой части статьи, формирование навыков функциональной грамотности школьников происходит том числе и на уроках английского языка в начальной школе, способствуя развитию критического мышления, воображения и памяти, знакомству с культурой и традициями других стран, а также закреплению таких навыков, как анализ и синтез. Первые три направления функциональной грамотности – математическая, финансовая и естественнонаучная грамотность – были рассмотрены в первой части данной статья. Ниже будут рассмотрены следующие три направления: глобальные компетенции, креативное мышление и читательская грамотность, а также проанализированы тексты и упражнения из учебников «Английский в фокусе» («Spotlight») 2–4 классов, способствующих формированию этих направлений функциональной грамотности на уроках английского языка.
1. Глобальная компетенция
Глобальная компетенция школьников – это интеграция знаний, умений и ценностей, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать в мультикультурной среде, понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения и принимать участие в решении глобальных проблем.
На уроках английского языка можно развивать глобальную компетенцию обучающихся, формируя у них аналитическое и критическое мышление, понимание глобальных проблем и осознание межкультурных различий. Это можно сделать, используя различные методы обучения, такие как дискуссии, мини-проекты, интерактивные и ролевые игры, чтение различных иноязычных аутентичных произведений, работа с разными видами источников (текст, таблица, веб-сайты и проч.).
На уроках английского языка в 3 классе в рамках изучения темы «Время» обучающиеся знакомятся с различными часовыми поясами и временем в разных странах и городах мира:
Учебник для 3 класса, стр. 85
В 4 классе на уроках английского языка обучающиеся обсуждают проблемы загрязнения окружающей среды (при закреплении модального глагола must/mustn´t составляют предложения типа: You must put your rubbish in the bin.), затрагивают вопросы глобальной защиты животных, в частности знакомятся cо Всемирным фондом защиты окружающей среды и его задачами, знакомятся с названиями разных стран и национальностей и обсуждают особенности национальной одежды и флагов, ищут ответы на вопросы о традициях разных стран мира и проч.
По результатам изученных тем обучающихся предлагаются выполнить различного вида мини-проекты. Так, в рамках изучения темы «Животные» обучающиеся готовят мини-проекты на тему «Защита окружающей среды». Для этого они выбирают проблему, собирают из разных источников необходимую информацию и представляют свои проекты на английском языке в виде презентаций или плакатов.

Большой спектр заданий для формирования глобальной компетенции предоставляют страноведческие тексты из раздела «Spotlight on the UK», «Spotlight on the USA», «Spotlight on Australia», «Spotlight on Russia».
2. Креативное мышление
Креативное мышление в школе – это умение находить нестандартные решения, развивать воображение и творческие способности, а также способность мыслить за пределами общепринятого. Умение мыслить креативно базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Креативное мышление напрямую связано с использованием воображения и творческого потенциала для решения задач и создания новых вещей – оно помогает детям проявлять свои творческие способности и может быть выражено в виде устного или письменного высказывания, а также художественно или символически. Поэтому на уроках важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Этому способствуют диалоговое обучение (составление различных диалогов), работа в мини-группах над проектами и мини-исследованиями, выполнение творческих заданий (в том числе, составление монологических высказываний по теме, написание электронных писем), проведение экспериментов и проч.
Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям. Поэтому в рамках изучения различных тем и подготовки к монологическим высказываниям по теме обучающимся начальной школы можно предложить создать генеалогическое дерево своей семьи, план своей квартиры или комнаты, нарисовать и описать выдуманное животное, приготовить поздравительную открытку маме/другу, сделать куклу и т.п. Широкий спектр заданий, способствующих развитию творческого потенциала обучающихся, заложен в разделах «Fun at school» и «Portfolio», где детям предлагается создать презентации, постеры, коллажи, открытки и проч.:

3. Читательская грамотность
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать и размышлять о текстах, а также заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. Читательская грамотность является одним из базовых направлений функциональной грамотности. Выделяют несколько основных видов чтения:
- ознакомительное – направлено на быстрое усвоение общей информации;
- изучающее – направлено на детальное понимание и анализ содержания;
- просмотровое – направлено на беглый осмотр текста для получения общего представления;
- поисковое – направлено на извлечение конкретной информации;
- усваивающее – направлено на запоминание и воспроизведение прочитанного.
На уроках английского языка в начальной школе преобладающими видами чтения являются изучающее, поисковое и усваивающее. Из них именно изучающее и поисковое чтение способствуют, на наш взгляд, развитию читательской грамотности. На это направлены и различного вида задания и упражнения, представленные в УМК: поиск ответов на вопросы после текста, задания в формате True/False (Yes/No), задания на заполнение пропусков в тексте подходящими словами или грамматическими формами слов, задание на заполнение таблицы по прочитанному, выбор подходящего заголовка к тексту, составление диалога из разрозненных фраз и проч. При этом обучающиеся учатся работать с разными типами текстов (линейными и нелинейными) для извлечения необходимой информации. Например:
УМК для 2 класса:


На уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Этому способствуют разного вида тексты, на основе которых одновременно формируются навыки двух-трех компетенций, например:
- развитие навыков читательской и математической грамотности – после прочтение текста обучающимся предлагается составить список городов по убывающей численности жителей. Чтобы выполнить это задание, обучающиеся должны понять содержание текста, с также знать порядковый счет:
Учебник для 4 класса, стр. 142
- развитие навыков читательской грамотности и глобальной компетенции – при чтении данного вида текстов обучающиеся расширяют свой кругозор, знакомятся с межкультурными различиями и одновременно выполняют задания в рамках поискового чтения:
- развитие навыков читательской грамотности, математической грамотности и глобальной компетенции – в данном задании обучающимся после прочтения мини-текста необходимо выполнить ряд заданий на поиск запрашиваемой информации, а также произвести подсчет времени, что напоминает им о разных часовых поясах и мировом времени:
Учебник для 3 класса, стр. 129
Заключение
Функциональная грамотность обучающегося – это цель и результат образования. Как итог, российский школьник должен обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, а самое главное, стремлением к дальнейшему образованию и самообразованию.
Источники:
- Антропова Т.Ю., Развитие функциональной грамотности (компонент «Глобальные компетенции») на уроках английского языка. // https://infourok.ru/prezentaciya-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-komponent-globalnye-kompetencii-na-urokah-anglijskogo-yazyka-zadaniya-po-formiro-6578108.html
- Миюсов В.А., Креативное мышление в современной школе // https://spbschool21.ru/default/moddocument/1443/7551c28db6664935030a12372f8c303a6976539d.pdf
- Мухина Т.П., Обучение финансовой грамотности учащихся на уроках английского языка // https://infourok.ru/obuchenie-finansovoj-gramotnosti-uchashihsya-na-urokah-anglijskogo-yazyka-6782160.html
- Мясищева О.Н., Развитие математической грамотности на уроках английского языка // https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2025/01/05/razvitie-matematicheskoy-gramotnosti
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / под науч.ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский доа РАО, 2003. – с. 35. – 368 с.
- Тайлашева Л.А. Практика формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, – https://rco-seversk.ru/upload/files/ObcheeObrazovanie/GMO/Tailasheva.pdf
- Что такое функциональная грамотность и как её оценивать?. Московский центр качества образования (ответ от 2 декабря 2021).