Цель урока: формирование понятия милосердие через призму мировых религий.
Задачи:
- формировать у учащихся понимание единства религий в вопросе милосердия
- формировать понимание значимости милосердия в жизни каждого человека
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов.
Результаты личностные: учащиеся научатся понимать, что милосердие можно проявлять всегда, когда знаешь, что рядом или где-то есть человек слабее тебя и нуждающийся в твоей помощи
Предметные
- формирование умения пользоваться в повседневной жизни такими понятиями курса как милостыня (в исламе закят), бодхисатва – существо в буддизме, отказывающееся от лучшей участи ради помощи страждущему человечеству
- учащиеся научатся понимать, что сострадание и милосердие – это сочувствие чужому горю, соединенное с желанием помочь
Познавательные
- формирование умения анализировать притчи (О страшном суде, О блудном сыне)
- переносить символический смысл притч в свою жизнь и соотносить свои поступки с этими притчами, то есть актуализировать свой опыт
- формирование умения делать нравственные выводы из своих поступков и других людей
Регулятивные
- научатся определять цель урока
Коммуникативные
- научатся высказывать свою точку зрения по поводу фактов, событий и получат возможность корректировать ее.
Формы учебной деятельности учащихся: участие в учебном диалоге, работа в группах, смысловое чтение притч.
Оборудование: учебники, презентация к уроку, карточки с заданиями для групп
Литература:
- “Основы мировых религиозных культур” под ред. Е.С.Токаревой
- “Основы православной культуры” А.В.Кураев
- “Основы буддийской культуры” В.Л.Чимитдоржиев
- “Основы иудейской культуры” М.А.Членов, Г.А.Миндрина, А.В.Глоцер
- “Основы исламской культуры” Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин
Ход занятия
I этап. Мотивация. Самоопределение
Слушаем или читаем притчу по учебнику или со слайда: «Рассказывают, что у пророка Муххамада был сосед, который не любил его и старался всячески ему вредить. Однажды сосед заболел, и Муххамад пришел его проведать. Сосед удивился и спросил, почему он это делает. «Ты мой сосед, и я обязан заботиться о тебе», - ответил Муххамад.
- Как вы думаете, о чем эта притча?
- Выделите основную мысль. В ходе полилога приходим к мысли.
Необходимо заботиться о тех, кто попал в беду. И не важно, какой это человек. Человеку плохо – ему надо помочь.
Смотрим сюжеты о взаимопомощи, милосердии.
- О чем же пойдет речь на уроке?
Ребята говорят о том, что речь пойдет о помощи, взаимопомощи людей друг другу.
II этап. Актуализация
- А так ли важно помогать другому? Почему это важно людям?
Учитель подводит учащихся к повторению золотого правила морали и религиозных заповедях, о котором речь шла на прошлом уроке.
- Что сказал Христос людям, которые привели к нему женщину, которую по законам того времени надо было казнить, забросать камнями?
- Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил.
На месте этой женщины мог оказаться любой из этих людей. Значит, как Христос учил людей, относится друг к другу? И дети отвечают: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Для усиления этого правила можно на экран вывести формулировку этого правила другими мировыми религиями.
Коран: «Если вы творите добро, то совершаете его для себя».
- Как вы объясните эту мысль?
Дети говорят о том, что добро к тебе вернется обязательно.
Вот суть всей Торы: «Не делай ближнему того, что неприятно тебе».
Вместе делаем вывод, что каждый человек хотел бы чувствовать доброе к себе отношение, а, следовательно, должен и вести себя соответствующим образом по отношению к другим людям.
III этап. Усвоения новых знаний. Милосердие
- А какими словами можно выразить помощь другому человеку, заботу о нем, когда он особенно нуждается в этом?
- Что является одним из важнейших правил мировых религий в отношениях между людьми?
Ребята должны выйти на правило давать милостыню. Этому учат все мировые религии.
На доске или экране работаем со словом милосердие – производные от него слова: милость, милостыня, сердечный.
- Как можно проявить милосердие? Приведите примеры.
Ребята приводят примеры:
- простить обидевшего тебя
- уступить место пожилым людям в общественном транспорте
- подобрать бездомных кошек, собак, птиц, накормить их
- давать остронуждающимся: деньги, еду, одежду, кров
- гуманитарная помощь людям в очагах военных действий
- посетить больного
- собрать деньги нуждающемуся в дорогостоящей операции
- не смеяться над человеком с физическими недостатками
- Какую притчу из Ветхого завета о великом милосердии Бога вы можете привести как пример? Показ слайда презентации картины «Возвращение блудного сына»
- В чем здесь проявилась милость Отца?
- Да, в умении прощать.
- Когда мы говорим милосердие, то какое чувство мы проявляем?
Учитель подводит учащихся к мысли о том, что в первую очередь мы помогаем тем, кто особенно нуждается в нашей помощи: больным, бедным, испытывающим какие-то лишения.
- Что испытывают люди в данный момент их жизни?
Дети отвечают, что страдание. Учащиеся должны сделать умозаключение, что рядом со словом милосердие мы пишем слово сострадание.
Ребята размышляют о том, что есть сострадание и милосердие.
Сострадание и милосердие – это сочувствие чужому горю, соединенное с желанием помочь. Готовность откликнуться на чужое несчастье.
- Вспомните, кто такие бодхисатвы в буддизме?
- В каждой мировой религии есть обязательное для верующих действие, которое связано с милосердием, и это? – Милостыня
В иудаизме благотворительность считается одним из основных предписаний: бедный имеет право получать, а богатый обязан давать и делать это с радостью. В иудаизме нуждающийся должен помогать еще более нуждающимся. Евреи-пенсионеры получают от еврейской общины каждый месяц набор продуктов.
Закят – милостыня у мусульман. Она раздается нуждающимся: бедным, сиротам, ученикам. Обязательная милостыня относится к пяти столпам ислама.
- А какое главное правило сотворения добра вам известно?
Беседа и вывод. Главное правило сотворения добра: не выставлять его напоказ. Сделал доброе дело, помог человеку – забудь об этом и не жди благодарности.
IV этап. закрепления
Группы получают задания. Групп 4-5. Задания могут дублироваться.
Задание. Прочитайте притчу о страшном суде, подумайте: в чем ее смысл.
Задание. Прочитайте текст следующей притчи.
«Жил некогда человек. Однажды перед ним прошли хромой, слепой и отверженный. Увидев их, он впал в отчаяние и обратился к Аллаху: «О, Создатель, как можешь ты быть Богом любви и не сделать ничего, чтобы помочь страдальцам? В ответ прозвучало: «Я сделал для них многое. Я создал тебя».
Как вы продолжите эту притчу?
Задание. Разберите ситуацию.
- Кого ты пригласишь к нам домой на праздник? – спросила у Алсу мама.
- Весь класс! Не позову только Рашида и Фатиму. Они дразнят меня, обижают. Я не люблю их, - ответила дочь.
Как вы думаете, что сказала на это мама?
Через 4-5 минут каждая группа в течение 1-2 минут докладывает о своем видении проблемы.
Можно предложить группам карточки (пазлы) с отдельными словами, из которых они должны составить поговорки.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Делай добро и бросай его в воду.
- В молчании должно добро твориться и нечего об этом толковать.
- Сострадание правит миром (буддизм)
- Настоящий воин тот, у кого есть милосердие (христианство)
5. Рефлексия
- Как мировые религии учат относиться к человеку, друг он тебе или недруг?
В ходе беседы приходим к выводу, что к людям надо относиться милостиво, с состраданием, стремится помочь попавшим в беду. И каждый из нас ждет именно такого к себе отношения.
Лист самооценки урока
- На уроке больше всего понравилось….
- Из урока мне запомнилось….
- Я понял, что….
Домашнее задание: обсудить с родителями как они в своей жизни проявляли милосердие к другим людям.