Урок по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: милосердие


Цель урока: формирование понятия милосердие через призму мировых религий.

Задачи:

  • формировать у учащихся понимание единства религий в вопросе милосердия
  • формировать понимание значимости милосердия в жизни каждого человека

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов.

Результаты личностные: учащиеся научатся понимать, что милосердие можно проявлять всегда, когда знаешь, что рядом или где-то есть человек слабее тебя и нуждающийся в твоей помощи

Предметные

  • формирование умения пользоваться в повседневной жизни такими понятиями курса как милостыня (в исламе закят), бодхисатва – существо в буддизме, отказывающееся от лучшей участи ради помощи страждущему человечеству
  • учащиеся научатся понимать, что сострадание и милосердие – это сочувствие чужому горю, соединенное с желанием помочь

Познавательные

  • формирование умения анализировать притчи (О страшном суде, О блудном сыне)
  • переносить символический смысл притч в свою жизнь и соотносить свои поступки с этими притчами, то есть актуализировать свой опыт
  • формирование умения делать нравственные выводы из своих поступков и других людей

Регулятивные

  • научатся определять цель урока

Коммуникативные

  • научатся высказывать свою точку зрения по поводу фактов, событий и получат возможность корректировать ее.

Формы учебной деятельности учащихся: участие в учебном диалоге, работа в группах, смысловое чтение притч.

Оборудование: учебники, презентация к уроку, карточки с заданиями для групп

Литература:

  1. “Основы мировых религиозных культур” под ред. Е.С.Токаревой
  2. “Основы православной культуры” А.В.Кураев
  3. “Основы буддийской культуры” В.Л.Чимитдоржиев
  4. “Основы иудейской культуры” М.А.Членов, Г.А.Миндрина, А.В.Глоцер
  5. “Основы исламской культуры” Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин

Ход занятия

I этап. Мотивация. Самоопределение

Слушаем или читаем притчу по учебнику или со слайда: «Рассказывают, что у пророка Муххамада был сосед, который не любил его и старался всячески ему вредить. Однажды сосед заболел, и Муххамад пришел его проведать. Сосед удивился и спросил, почему он это делает. «Ты мой сосед, и я обязан заботиться о тебе», - ответил Муххамад.

- Как вы думаете, о чем эта притча?

- Выделите основную мысль. В ходе полилога приходим к мысли.

Необходимо заботиться о тех, кто попал в беду. И не важно, какой это человек. Человеку плохо – ему надо помочь.

Смотрим сюжеты о взаимопомощи, милосердии.

- О чем же пойдет речь на уроке?

Ребята говорят о том, что речь пойдет о помощи, взаимопомощи людей друг другу.

II этап. Актуализация

- А так ли важно помогать другому? Почему это важно людям?

Учитель подводит учащихся к повторению золотого правила морали и религиозных заповедях, о котором речь шла на прошлом уроке.

- Что сказал Христос людям, которые привели к нему женщину, которую по законам того времени надо было казнить, забросать камнями?

- Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил.

На месте этой женщины мог оказаться любой из этих людей. Значит, как Христос учил людей, относится друг к другу? И дети отвечают: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Для усиления этого правила можно на экран вывести формулировку этого правила другими мировыми религиями.

Коран: «Если вы творите добро, то совершаете его для себя».

- Как вы объясните эту мысль?

Дети говорят о том, что добро к тебе вернется обязательно.

Вот суть всей Торы: «Не делай ближнему того, что неприятно тебе».

Вместе делаем вывод, что каждый человек хотел бы чувствовать доброе к себе отношение, а, следовательно, должен и вести себя соответствующим образом по отношению к другим людям.

III этап. Усвоения новых знаний. Милосердие

- А какими словами можно выразить помощь другому человеку, заботу о нем, когда он особенно нуждается в этом?

- Что является одним из важнейших правил мировых религий в отношениях между людьми?

Ребята должны выйти на правило давать милостыню. Этому учат все мировые религии.

На доске или экране работаем со словом милосердие – производные от него слова: милость, милостыня, сердечный.

- Как можно проявить милосердие? Приведите примеры.

Ребята приводят примеры:

  • простить обидевшего тебя
  • уступить место пожилым людям в общественном транспорте
  • подобрать бездомных кошек, собак, птиц, накормить их
  • давать остронуждающимся: деньги, еду, одежду, кров
  • гуманитарная помощь людям в очагах военных действий
  • посетить больного
  • собрать деньги нуждающемуся в дорогостоящей операции
  • не смеяться над человеком с физическими недостатками

- Какую притчу из Ветхого завета о великом милосердии Бога вы можете привести как пример? Показ слайда презентации картины «Возвращение блудного сына»

- В чем здесь проявилась милость Отца?

- Да, в умении прощать.

- Когда мы говорим милосердие, то какое чувство мы проявляем?

Учитель подводит учащихся к мысли о том, что в первую очередь мы помогаем тем, кто особенно нуждается в нашей помощи: больным, бедным, испытывающим какие-то лишения.

- Что испытывают люди в данный момент их жизни?

Дети отвечают, что страдание. Учащиеся должны сделать умозаключение, что рядом со словом милосердие мы пишем слово сострадание.

Ребята размышляют о том, что есть сострадание и милосердие.

Сострадание и милосердие – это сочувствие чужому горю, соединенное с желанием помочь. Готовность откликнуться на чужое несчастье.

- Вспомните, кто такие бодхисатвы в буддизме?

- В каждой мировой религии есть обязательное для верующих действие, которое связано с милосердием, и это? – Милостыня

В иудаизме благотворительность считается одним из основных предписаний: бедный имеет право получать, а богатый обязан давать и делать это с радостью. В иудаизме нуждающийся должен помогать еще более нуждающимся. Евреи-пенсионеры получают от еврейской общины каждый месяц набор продуктов.

Закят – милостыня у мусульман. Она раздается нуждающимся: бедным, сиротам, ученикам. Обязательная милостыня относится к пяти столпам ислама.

- А какое главное правило сотворения добра вам известно?

Беседа и вывод. Главное правило сотворения добра: не выставлять его напоказ. Сделал доброе дело, помог человеку – забудь об этом и не жди благодарности.

IV этап. закрепления

Группы получают задания. Групп 4-5. Задания могут дублироваться.

Задание. Прочитайте притчу о страшном суде, подумайте: в чем ее смысл.

Задание. Прочитайте текст следующей притчи.

«Жил некогда человек. Однажды перед ним прошли хромой, слепой и отверженный. Увидев их, он впал в отчаяние и обратился к Аллаху: «О, Создатель, как можешь ты быть Богом любви и не сделать ничего, чтобы помочь страдальцам? В ответ прозвучало: «Я сделал для них многое. Я создал тебя».

Как вы продолжите эту притчу?

Задание. Разберите ситуацию.

- Кого ты пригласишь к нам домой на праздник? – спросила у Алсу мама.

- Весь класс! Не позову только Рашида и Фатиму. Они дразнят меня, обижают. Я не люблю их, - ответила дочь.

Как вы думаете, что сказала на это мама?

Через 4-5 минут каждая группа в течение 1-2 минут докладывает о своем видении проблемы.

Можно предложить группам карточки (пазлы) с отдельными словами, из которых они должны составить поговорки.

- Сам погибай, а товарища выручай.

- Делай добро и бросай его в воду.

- В молчании должно добро твориться и нечего об этом толковать.

- Сострадание правит миром (буддизм)

- Настоящий воин тот, у кого есть милосердие (христианство)

5. Рефлексия

- Как мировые религии учат относиться к человеку, друг он тебе или недруг?

В ходе беседы приходим к выводу, что к людям надо относиться милостиво, с состраданием, стремится помочь попавшим в беду. И каждый из нас ждет именно такого к себе отношения.

Лист самооценки урока

  1. На уроке больше всего понравилось….
  2. Из урока мне запомнилось….
  3. Я понял, что….

Домашнее задание: обсудить с родителями как они в своей жизни проявляли милосердие к другим людям.