В дошкольном возрасте у ребенка происходит усиленное умственное развитие. Малыш постепенно знакомится с окружающим его миром. В этот период дети пытаются получить как можно больше информации о том, что их больше всего интересует, что их окружает, хотят познать и сохранить полученные знания, умения и навыки. Новая полученная информация и опыт запоминаются, сохраняются и воспроизводятся на протяжении всей жизни дошкольника. Воспроизведение полученного опыта и знаний – это и есть память.
Память – это совокупность познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению приобретенных знаний умений и навыков. В памяти у ребенка могут отражаться элементы и явления, те, на которые направлен интерес, которые попадают в поле зрения как случайно, так и не случайно, вызывая яркий и не очень эмоциональный отклик. Поэтому запоминание разного рода информации влияет на особенности развития ребенка, на его настроение, предпочтение, его интересы и виды деятельности.
На устойчивость запоминания и закрепления информации влияет процесс осмысления полученного материала. Осмысленное запоминание у ребенка заключается в том, что он пытается сопоставить новую полученную информацию с имеющимися уже знаниями и опытом, так происходит систематизация знаний и опыта. Информация, которая проявляется в памяти, может быть разной. При использовании разных органов чувств, анализаторов и заключается отличие восприятия информации. Важное условие восприятия получаемой информации, это слаженная и гармоничная работа всех видов памяти.
Виды памяти:
- вкусовая (запоминание вкусовых ощущений)
- осязательная (сохранение тактильных ощущений)
- обонятельная (сохранение запахов)
- слуховая (сохранение услышанной информации)
- зрительная (сохранение визуальных образов и явлений)
У детей в дошкольном возрастном периоде активно развивается речь, накапливается словарный запас, а накопление словаря способствует улучшению восприятия и запоминания услышанного материала. Дошкольники без труда запоминают фразы из мультфильмов, песен, сказок, стихотворений. Они уже способны проанализировать неправильно воспроизведенный взрослым текст, любимого знакомого произведения, сказки, фраз. У детей в этом возрасте есть особенность четко и точно воспроизводить в памяти целые ситуации и сценарии, увиденные и услышанные ранее, и, чем ярче и эмоциональнее эти воспоминания, тем более детально ребенок воспроизводит и копирует полученный опыт. Такой вид запоминания называется наглядно-образный, основан он на зрительном восприятии целого субъективного образа и действия. Чтобы ребенком лучше воспринималась какая-либо информация, необходимо задействовать различные наглядные материалы и средства, для задействования всех видов памяти. Одним из приемов запоминания являются мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это таблица, разделенная на квадратики с картинками, схемами или символами, в которых заключена определенная информация. Этот способ запоминания позволяет запоминать и воспроизводить по памяти информацию благодаря визуальному и слуховому восприятию.
При помощи мнемотаблиц ребенок воспринимает информацию не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия, при помощи схематического изображения, зрительных образов. Этот способ запоминания дает не только визуальную опору, но и систематизирует сочетание нескольких зрительных образов в логическую и временную цепочку событий в материале, который нужно запомнить. При помощи мнемотаблиц у ребенка формируется не только память, но и развивается логика, образное мышление, воображение, внимание, активизируется и расширяется словарный запас, формируется связная речь. Ребенок уже сможет выстроить свое собственное высказывание на основе полученной визуальной информации.
Ознакомление с приемом мнемотехники у ребенка должно проходить постепенно, от простого к сложному.
- Мнемоквадрат – отдельная карточка с изображением предмета или действия, явления, изображенными схематично, без лишних визуальных элементов.
- Мнемодорожка – это расположенные линейно несколько мнемоквадратов, по которым можно составить предложение, фразу.
- Мнемотаблица – усложненная карточная система, цепочка, конструкция, в которую заложена более обширная информация, стихотворение, рассказ и т.д.
Количество информационных мнемоквадратов в цепочке или таблице, зависят от индивидуальных особенностей, возраста ребенка и от практических навыков использования этого приема запоминания. Для детей 3 – 5 лет используем упрощенные схематические изображения, состоящие из 4 – 8 квадратов. С детьми старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет можно уже использовать более сложные схематические изображения и применять от 8 – 16 квадратов.
Мнемотаблицы для младшего дошкольного возраста должны быть яркими, цветными, хорошо понятными изображениями, без лишних мелких элементов, так малышу будет легче концентрировать свое внимание. Для детей старшего и среднего дошкольного возраста можно использовать черно-белые схематические изображения. Важно, чтобы изображения и схемы были знакомы и понятны ребенку.
Для лучшего запоминания информации, стихотворения существует алгоритм работы с мнемотаблицами.
- Прочитайте ребенку стихотворение, четко с выражением и интонацией, без ускорения.
- Предложите ребенку послушать стихотворение с опорой на схемы мнемотаблицы, делая остановки на обсуждения и вопросы к каждому схематическому изображению, понятны ли они ему.
- Совместно с ребенком обсудите содержание стихотворения, главную мысль, опираясь на схематическое изображение каждого предложения, строчки.
- Предложите малышу запомнить это стихотворение. Далее вместе проговаривайте стихотворение по одной строчке, с опорой на мнемотаблицу.
- В итоге ребенок может самостоятельно рассказать стихотворение, опираясь не только на слухоречевую память, но и на зрительную память.
Память ребенка дошкольного возраста совершенствуется и развивается в течении всего детства. Задача взрослых сделать так, чтобы малышу было понятно зачем ему нужен этот опыт запоминания информации, ведь осознанное приобретение и запоминание – это процесс фиксации, взаимодействия с приобретенными опытом и знаниями.