Данный сценарий позволит детям не только узнать о профессиях, но и развить навыки сотрудничества, что особенно актуально в рамках инклюзивного образования.
Цель: познакомить учащихся с современными профессиями и профессиями будущего через игровые элементы, практические задания и совместную деятельность, учитывая интересы и способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- познакомить детей с разными профессиями и их особенностями;
- развивать командное взаимодействие и коммуникационные навыки;
- стимулировать креативное мышление и инициативу через игровые задания;
- формировать положительное отношение к выбору будущей профессии.
Актуальность: в условиях быстроменяющегося мира профессии будущего становятся все более многообразными. Учащиеся начальной школы должны получить представление о различных направлениях труда, чтобы ориентироваться в возможностях, которые их ждут в будущем.
Условия реализации: деление на группы по 4-5 человек (в каждой группе должны быть учащиеся всех уровней подготовки, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности, в активное взаимодействие и обучение.
Содержание: Краткий интерактивный опрос о профессиях, которые знают дети. Игра «Профессии в кругу». Выполнение заданий на станциях профессий. Викторина «Мир профессий».
Место проведения: летний лагерь, открытая площадка.
Время проведения: 3 часа.
Возрастная категория: 7-9 лет.
Оборудование: карточки с заданиями, материалы для творчества (бумага, фломастеры, клеящие материалы и др.), спортивный инвентарь
Ход мероприятия
1. Введение (15 минут)
Ведущий: «Доброе утро, ребята! Как вы все сегодня настроены? (Ждать ответов). Сегодня у нас очень интересное мероприятие, которое называется «Мир профессий: от настоящего к будущему». Мы с вами сегодня будем знакомиться с разными профессиями, играть и работать в группах.
А теперь, давайте немного пофантазируем. Если бы у вас была возможность выбрать любую профессию, что бы вы выбрали? (Ждать ответов). Очень интересно слышать ваши идеи!
Теперь давайте выберем команды!»
2. Формирование команд (10 минут)
Ведущий: «Я разделю вас на команды. Важно, чтобы в каждой команде были ребята, которые могут помочь друг другу. Каждая команда получит название профессии, с которой мы будем работать. На каждую профессию мы подготовили особые задания! Давайте об этом расскажу. У вас будут команды: «Врачи», «Инженеры», «Экологи», «Учителя», «Программисты».
Пожалуйста, вставайте в команды по 4-5 человек!».
3. Игра «Профессии в кругу» (30 минут)
Ведущий: «А теперь мы с вами поиграем в игру «Профессии в кругу». Мы встаём в круг, и я буду передавать мяч. Пока мяч у вас, вы называете профессию, которую знаете. Если не назовёте, вы выходите из круга и стали зрителем. Можно называть только те профессии, которые ещё не были названы. Давайте проверим, сколько профессий вы знаете!»
(Ведущий начинает игру, контролируя процесс и комментируя, поощряя успехи участников).
4. Станции профессий (90 минут)
Ведущий: «Теперь, пришло время, перейти к нашим станциям профессий! Каждая команда отправится на свою станцию и выполнит полученные задания. Вы будете работать в группах и должны придумывать, как выполнить задание вместе.
Задание на каждой станции:
Станция «Врачи»
Ведущий: «Врачи помогают людям оставаться здоровыми. Они лечат болезни и заботятся о нашем здоровье.
Представьте себе, что вы — врачи, и ваша задача — спасти своих пациентов, используя волшебные лекарства. Как вы думаете, какие инструменты нужны врачу для работы? Давайте перечислим эти предметы и обсудим их значимость!» (Дать время для обсуждения и собрать идеи)»
Задание: создайте мини-аптечку из цветной бумаги.
Станция «Инженеры»
Ведущий: «Инженеры проектируют и создают конструкции, которые мы видим вокруг: здания, мосты и даже компьютеры.
Ваша задача как инженеров — постройте мост из палочек, который сможет удержать легкий груз (например, мячик). Используйте свои идеи и показательные материалы, чтобы представить, какой он будет!»
Станция «Экологи»
Ведущий: «Экологи защищают нашу планету и заботятся о природе. Они изучают, как мы можем сохранить окружающую среду и сделать её чище.
Теперь давайте представим, что вы — экологи и у вас есть задание для парной работы. Одна пара придумывает, как можно уменьшить загрязнение нашего города, а другая пара собирает «мусор», который мы оставили на площадке, и вместе обсудите, как его можно перерабатывать»
Станция «Учителя»
Ведущий: «Учителя — это те люди, которые помогают нам учиться и узнавать новое. Они открывают перед нами двери в мир знаний и вдохновляют нас на достижения.
Сейчас ваша задача — встать в круг и по очереди назвать, чему вы хотели бы научиться у своего учителя. (Дать время для ответов и обсуждений)
Задание: создать план урока по теме «Профессии».
Станция «Программист»
Ведущий: «Программисты создают программы и компьютерные игры, которые мы все любим. Они работают с компьютерами и помогают им выполнять свои задачи.
Заданиее: на бумаге нарисуйте идеальную компьютерную игру и расскажите, что она умеет делать» (Дать время для обсуждений и сбора идей).
По сигналу игра заканчивается и все собираются на стадионе.
Ведущий: «Вот мы и прошли через удивительный мир профессий: учителя, врача, эколога, инженера и программиста! Каждая из них играет важную роль в нашем обществе. Надеюсь, теперь у вас появилось немного больше понимания о том, какие возможности есть в будущем.
А сейчас каждая команда представит свою работу. Расскажите, что вы сделали, и что узнали на своей станции» (Каждая команда по очереди презентует свою работу)
6. Рефлексия (15 минут)
Ведущий: «Как вам сегодня понравилось? Есть ли какое-то задание, которое вам особенно запомнилось? (Ждать откликов).
Каждый из вас уникален и может делать что-то интересное, что нам нужно в будущем! Не бойтесь мечтать.
Хочу поблагодарить каждого из вас за вашу активность и креативность сегодня. Вы все молодцы! Не забудьте, что профессии могут быть самыми разными, и вы сами решаете, кем вы хотите стать!»
7. Заключение
Ведущий: «Прошу командам по очереди ответить на вопросы викторины. (Приложение 1)
Ведущий: «На память о нашем мероприятии я хочу подарить вам дипломы (Приложение 2). Поздравляю вас, и до новых встреч!»
(Раздача дипломов и заключительное общение с детьми)
Список использованной литературы
- Куликова, Н.В. «Профориентация и современные профессии». – Москва: Издательство УРА, 2020.
- Петрова, А.Ю. «Развивающие игры для детей с ОВЗ». – Санкт-Петербург: Уроки будущего, 2019.
- Бодрова, Л.Д., Румянцева, И.С. «Профессии будущего: как подготовить детей?». – Екатеринбург: Образование 21 века, 2021.
- Диплом https://kancnika.ru/netcat_files/2232/3853/kn51274.jpg