Развитие речи младших школьников на уроках и во внеклассных занятиях

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники


Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи.

Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся. Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов. Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык. Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.

Словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматривается их значение, состав, произношение, написание).

Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Обогащению словарного запаса способствует изучение темы:

«Пословицы и поговорки». Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов».

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание обращается на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа.

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:

  • Проблемное обучение
  • Игровые технологии
  • Компьютерные технологии
  • Речетворчество
  • Метод проектов

Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей. Проблемно – речевые ситуации используются в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания для умения видеть проблемы:

  • «Посмотри на мир чужими глазами»
  • «Составь рассказ от имени другого персонажа»
  • «Составь рассказ, используя данную концовку»
  • «Сколько значений у предмета»
  • «Назови как можно больше признаков предмета» и др.

При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.

Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

Так же для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества:

- предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.

Речетворчество

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. Здесь необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у обучающихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Научить детей писать сочинения правильно и красиво - большой и кропотливый труд. Если мы хотим, чтобы наши ученики стали умными, любознательными, сообразительными, нужна постоянная повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках. На каждом уроке надо заботиться о содержании детских высказываний, об их правильности, логической последовательности. Необходимо учить правильно строить предложения, вдумчиво подбирать слова, работать над грамотным оформлением мыслей.

Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у обучающихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах). Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе я ставлю задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия, благодарности и т.д. Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом – условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.

Важное место на уроках занимает поэзия. Проведение поэтических минуток помогает развивать навык чтения, отрабатывать выразительность. Очень важно воспитать в младшем школьном возрасте любовь к книге, к чтению, научить ребят радоваться встречам с любимыми героями сказок, рассказов, убедить их в том, что чтение - одно из лучших удовольствий, которое дано людям. При этом всемерно использовать учебно-воспитательные возможности, предоставляемые этим видом работы. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг, - пишет В.А.Сухомлинский. - Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой - к раздумьям и размышлениям» .

Для младших школьников прекрасен и увлекателен мир сказок. Их захватывает острый, занимательный сюжет, необычность обстановки, в которой происходят события; привлекают герои - смелые, сильные, находчивые люди. Сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Текст сказок - прекрасный материал для формирования навыков связной речи.

В настоящее время много говорят об интеграции обучения в начальной школе. Один из видов интеграции – осуществление межпредметных связей. Уроки по окружающему миру помогают развивать речь учащихся в непринуждённой обстановке, свободной атмосфере, на основе живого интереса к объектам природы. Природа предоставляет большие возможности для речевого развития. Яркие, красочные образы природы развивают как логику, так и эмоциональность речи. К.Д.Ушинский отмечал, что всё, «что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой…»

Виды работ самые разнообразные: выступление бюро погоды, составление рассказа по иллюстрации учебника или картине, по материалам наблюдений на экскурсии, выборочный диктант (выбрать предложения, описывающие степь), обсуждение «жалобы грибов», чтение и обсуждение поступков людей (Рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»), составление рассказа по вопросам, отгадывание загадок, работа с приметами, пословицами.

«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом» - так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Ученики сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, открыть для себя что-то новое и, главное, - выразить свою мысль словом, а для этого нужны речевые упражнения, устные и письменные. Одним из таких упражнений является пересказ текста. Выбор слов, оборотов речи, предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи – это сложный комплекс действий, требующий от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил.

Развивать самостоятельность и творчество детей – одна из важнейших задач уроков развития речи в начальной школе. Но развитие речи проходит не только на уроках. Огромное значение имеют внеклассные занятия по русскому языку, где дети в игровой форме получают богатейший материал по фонетике, фразеологии, орфографии. На кружке по изобразительному искусству учащиеся учатся устно описывать картины, сравнивают картины разных художников на одну тему. Большое впечатление на детей производят внеклассные занятия «Путешествия в вечное», где дети знакомятся с произведениями великих художников, поэтов, писателей и композиторов, а затем обмениваются мнениями, высказывают предположения, пожелания.

Хорошо организованное внеклассное занятие даёт возможность глубже раскрывать богатство русского языка. На всех занятиях приобретают жизненные навыки, знакомятся с ситуациями в жизни, учатся самостоятельно подбирать и анализировать нужный материал, учатся добывать знания из других источников, пользоваться справочной литературой. Овладение широким словарным запасом является главным условием освоения языка, его грамматики и практического применения в жизни.

Одним из эффективных средств, позволяющих решить проблему развития связной речи, является проектная деятельность. Используя проектную деятельность, учащиеся овладевают рядом языковых умений: учатся строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Эффективной формой проектной деятельности выступают квесты. Они изначально направлены на развитие речи ребенка и могут предполагать любую тематику [1] .

Через включения детей в проектную деятельность были решены следующие задачи по развитию коммуникативно-речевых навыков:

  • обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта,
  • развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи),
  • развитие планирующей функции речи за счет индивидуальных и коллективных форм работы,
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

По мнению Т.А.Макаренко при осуществлении проекта у детей развивается социальный аспект личности за счёт включения ее в различные виды деятельности [2]. В рамках проектов открылись замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только учащихся, но и родителей, посредством сопровождения обучающихся в поисках необходимой информации в книгах, журналах, Интернете, в оказании помощи в изготовлении продуктов проекта и подготовке к публичной презентации. В результате дети занимают места на конкурсах чтецов, выразительного чтения, каллиграфии, олимпиадах.

Список литературы

  1. Макаренко Т.А. Применение ролевых квест-проектов в образовании Научные труды SWorld. 2013. Т. 20. № 4. С. 42-45.
  2. Макаренко Т.А Применение проектов в воспитательной работе со школьниками с целью формирования нравственных качеств в сборнике: Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества // Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. Ответственные за выпуск: О.М.Чоросова, Р.Е.Герасимова, Л.Е.Манчурина, Н.И.Захарова. 2014. С. 514-518.