Тип урока: урок - открытия новых знаний.
Форма урока: урок-прогулка.
Цель урока: Формировать представление о марше как жанре музыки.
Задачи:
- Дать понятие о марше как жанре музыки.
- Формировать умение воспринимать музыку разных жанров.
- Различать виды и интонационно-образные особенности танцевальной, маршевой музыки.
- Формировать первоначальные представления о стиле композитора (П.Чайковского, С.Прокофьева).
- Формировать умение слышать, видеть, чувствовать музыку.
- Обучать логическим действиям сравнения, анализа.
- Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине.
Формирование УУД:
- Предметные:
- понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- учиться размышлять о музыке.
- Метапредметные:
- формирование познавательных универсальных учебных действий: умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать;
- умение применять имеющиеся знания;
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме
- Регулятивные:
- способность к контролю, самоконтролю.
- совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
- Коммуникативные:
- формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Технологии: технология проблемного диалога.
Методы:
- Индивидуальная работа
- Метод сравнения и сопоставления
- Метод пластического интонирования
- Активные методы
Оборудование: интерактивная доска, учебник "Музыка. 2 класс. ФГОС" – Критская Е.Д., Сергеева Г.П. , Шмагина Т.С.
Ход урока
1. Организационный момент
- Я предлагаю поприветствовать друг друга песней «Здравствуй, Родина моя!»
2. Актуализация опорных знаний
Что мы проходили на прошлом уроке? (танцы)
Послушайте, назовите лишнее. Почему?
- Вальс (Чайковский)
- Камаринская (Чайковский)
- Марш (Прокофьев)
Почему? (Потому что это марш, а не танец.)
3. Формулирование темы, цели урока
Сформулируйте тему урока.
«Эти разные марши»
- Что такое марш?
- Какие бывают марши?
Слайд 1. На экране названия пьес: шествие кузнечиков, ходит месяц над лугами, марш, марш деревянных солдатиков, похороны куклы.
Как вы думаете все эти пьесы – марши?
Поставьте задачи.
- Что хотите узнать на уроке?
- Как вы думаете, где можно услышать марши? Слайд 2
- А в нашем городе можно услышать? Где?
4. Изучение нового материала
Предлагаю отправиться на прогулку по нашему городу.
Перед вами маршрутный лист, который вы будете заполнять во время прогулки.
А поможет нам пьеса «Прогулка» С.С.Прокофьева. Кто помнит, какая она по характеру? Как будем двигаться? (вприпрыжку)
Физкультминутка. Давайте встанем и отправимся на прогулку.(маршируем)
1 остановка. (памятник маршалу Жукову) Слайд 3
- Кто узнал, где это находится?
- Как вы думаете, какой марш можно здесь услышать?
- Я предлагаю вам два варианта марша, выберите подходящий.
(спортивный, футбольный, встречный)
Правильно, Встречный марш, автор Семён Чернецкий. Почему?
- Какой он по характеру? Выберите подходящие слова. Слайд 4
- Итак, какой марш мы услышали?(Встречный)
- Запишите в маршрутном листе.
Отправляемся дальше.
2 остановка. (Чечёрский пруд) Слайд 5
- Кто узнал, где это находится?
- Как вы думаете, название какой пьесы больше всего подойдёт к этой остановке?
- Давайте послушаем, и определим, является ли эта пьеса маршем?
Видеоряд (шествие кузнечиков)
- Как вы считаете, это марш? (нет)
- Какой это жанр? Песня? танец?
- Правильно, слышны танцевальные интонации. Галоп.
- А написал эту пьесу С.С.Прокофьев.
Запишите в маршрутном листе.
А мы отправляемся дальше.
3 остановка. (д.с. «Лисёнок») Слайд 6
- Где это находится?
Какую пьесу можно здесь услышать?
(Марш деревянных солдатиков.)
Кто автор? (Чайковский)
- Какой он по характеру?
- Давайте представим себя солдатиками.
Физкультминутка. Маршируем
Пластическое интонирование «Марша деревянных солдатиков»
- Какой марш мы услышали?
- Запишите в маршрутном листе.
Отправляемся дальше.
4 остановка (школа). Слайд 7
- Где это находится?
Можно здесь услышать марш? Какой? (детский)
- Вслушайтесь внимательно и постарайтесь определить композитора.
Слушание.
Кто автор? (Прокофьев)
- Какой по характеру?
- Передайте ритм этого марша с помощью пальцев.
Давайте сравним марш Чайковского и марш Прокофьева.
| Чайковский | Прокофьев |
игрушечный |
детский |
Мягкий, плавный, напевный |
Чёткий, острый, «колючий» |
фортепиано |
фортепиано |
- Итак, какой марш мы услышали на этой остановке?
Запишите в маршрутный лист.
- Какие ещё пьесы остались? А они являются маршами? Что для этого нужно сделать? (послушать)
- Послушайте и определите. Если это марш синяя карточка, если нет - красная.
Видеоряд марша "Похороны куклы".
Кто автор? (Чайковский)
Видеоряд: Ходит месяц над лугами - р.н.песня
Кто автор? (Прокофьев).
- Запишите в маршрутный лист.
Итак, что такое марш?
- Марш в переводе с французского шествие, ходьба. В музыке марша слышна поступь, интонация шага. Слайд 1
Работа с маршрутным листом и с учебником с.24-25
- Какие пьесы написал Чайковский, а какие Прокофьев?
- Подчеркните красным цветом - пьесы, которые написал Чайковский, а синим, пьесы которые написал Прокофьев.
5. Итог урока
Ну что ж, небольшая прогулка по Москве подошла к концу.
Расскажите по схеме, чему научились на уроке?
- Я знаю…
- Я запомнил…
- Я выяснил…
6. Рефлексия
Слайд 9
- Синяя карточка - урок понравился. Я активно работал на уроке, с заданиями справлялся успешно.
- Красная карточка - урок понравился, но некоторые задания были сложными для меня, но я справился.
Давайте закончим наш урок песней «Здравствуй, Родина моя!»
7. Домашнее задание
Слайд 11
- Узнать, какие ещё существуют марши?
- Подготовь презентацию на тему «Эти разные марши» (по желанию)