Разработка урока по музыке "Такие разные марши". 2-й класс

Разделы: Музыка, Начальная школа, Презентация к уроку

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок - открытия новых знаний.

Форма урока: урок-прогулка.

Цель урока: Формировать представление о марше как жанре музыки.

Задачи:

  • Дать понятие о марше как жанре музыки.
  • Формировать умение воспринимать музыку разных жанров.
  • Различать виды и интонационно-образные особенности танцевальной, маршевой музыки.
  • Формировать первоначальные представления о стиле композитора (П.Чайковского, С.Прокофьева).
  • Формировать умение слышать, видеть, чувствовать музыку.
  • Обучать логическим действиям сравнения, анализа.
  • Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине.

Формирование УУД:

  • Предметные:
    • понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
    • учиться размышлять о музыке.
  • Метапредметные:
    • формирование познавательных универсальных учебных действий: умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать;
    • умение применять имеющиеся знания;
    • осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме
  • Регулятивные:
    • способность к контролю, самоконтролю.
    • совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
  • Коммуникативные:
    • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Технологии: технология проблемного диалога.

Методы:

  • Индивидуальная работа
  • Метод сравнения и сопоставления
  • Метод пластического интонирования
  • Активные методы

Оборудование: интерактивная доска, учебник "Музыка. 2 класс. ФГОС" – Критская Е.Д., Сергеева Г.П. , Шмагина Т.С.

Ход урока

1. Организационный момент

- Я предлагаю поприветствовать друг друга песней «Здравствуй, Родина моя!»

2. Актуализация опорных знаний

Что мы проходили на прошлом уроке? (танцы)

Послушайте, назовите лишнее. Почему?

  1. Вальс (Чайковский)
  2. Камаринская (Чайковский)
  3. Марш (Прокофьев)

Почему? (Потому что это марш, а не танец.)

3. Формулирование темы, цели урока

Сформулируйте тему урока.

«Эти разные марши»

  • Что такое марш?
  • Какие бывают марши?

Слайд 1. На экране названия пьес: шествие кузнечиков, ходит месяц над лугами, марш, марш деревянных солдатиков, похороны куклы.

Как вы думаете все эти пьесы – марши?

Поставьте задачи.

  1. Что хотите узнать на уроке?
  2. Как вы думаете, где можно услышать марши? Слайд 2
  3. А в нашем городе можно услышать? Где?

4. Изучение нового материала

Предлагаю отправиться на прогулку по нашему городу.

Перед вами маршрутный лист, который вы будете заполнять во время прогулки.

А поможет нам пьеса «Прогулка» С.С.Прокофьева. Кто помнит, какая она по характеру? Как будем двигаться? (вприпрыжку)

Физкультминутка. Давайте встанем и отправимся на прогулку.(маршируем)

1 остановка. (памятник маршалу Жукову) Слайд 3

- Кто узнал, где это находится?

- Как вы думаете, какой марш можно здесь услышать?

- Я предлагаю вам два варианта марша, выберите подходящий.

(спортивный, футбольный, встречный)

Правильно, Встречный марш, автор Семён Чернецкий. Почему?

- Какой он по характеру? Выберите подходящие слова. Слайд 4

- Итак, какой марш мы услышали?(Встречный)

- Запишите в маршрутном листе.

Отправляемся дальше.

2 остановка. (Чечёрский пруд) Слайд 5

- Кто узнал, где это находится?

- Как вы думаете, название какой пьесы больше всего подойдёт к этой остановке?

- Давайте послушаем, и определим, является ли эта пьеса маршем?

Видеоряд (шествие кузнечиков)

- Как вы считаете, это марш? (нет)

- Какой это жанр? Песня? танец?

- Правильно, слышны танцевальные интонации. Галоп.

- А написал эту пьесу С.С.Прокофьев.

Запишите в маршрутном листе.

А мы отправляемся дальше.

3 остановка. (д.с. «Лисёнок») Слайд 6

- Где это находится?

Какую пьесу можно здесь услышать?

(Марш деревянных солдатиков.)

Кто автор? (Чайковский)

- Какой он по характеру?

- Давайте представим себя солдатиками.

Физкультминутка. Маршируем

Пластическое интонирование «Марша деревянных солдатиков»

- Какой марш мы услышали?

- Запишите в маршрутном листе.

Отправляемся дальше.

4 остановка (школа). Слайд 7

- Где это находится?

Можно здесь услышать марш? Какой? (детский)

- Вслушайтесь внимательно и постарайтесь определить композитора.

Слушание.

Кто автор? (Прокофьев)

- Какой по характеру?

- Передайте ритм этого марша с помощью пальцев.

Давайте сравним марш Чайковского и марш Прокофьева.

Чайковский

Прокофьев

игрушечный

детский

Мягкий, плавный, напевный

Чёткий, острый, «колючий»

фортепиано

фортепиано

- Итак, какой марш мы услышали на этой остановке?

Запишите в маршрутный лист.

- Какие ещё пьесы остались? А они являются маршами? Что для этого нужно сделать? (послушать)

- Послушайте и определите. Если это марш синяя карточка, если нет - красная.

Видеоряд марша "Похороны куклы".

Кто автор? (Чайковский)

Видеоряд: Ходит месяц над лугами - р.н.песня

Кто автор? (Прокофьев).

- Запишите в маршрутный лист.

Итак, что такое марш?

- Марш в переводе с французского шествие, ходьба. В музыке марша слышна поступь, интонация шага. Слайд 1

Работа с маршрутным листом и с учебником с.24-25

- Какие пьесы написал Чайковский, а какие Прокофьев?

- Подчеркните красным цветом - пьесы, которые написал Чайковский, а синим, пьесы которые написал Прокофьев.

5. Итог урока

Ну что ж, небольшая прогулка по Москве подошла к концу.

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

  • Я знаю…
  • Я запомнил…
  • Я выяснил…

6. Рефлексия

Слайд 9

  • Синяя карточка - урок понравился. Я активно работал на уроке, с заданиями справлялся успешно.
  • Красная карточка - урок понравился, но некоторые задания были сложными для меня, но я справился.

Давайте закончим наш урок песней «Здравствуй, Родина моя!»

7. Домашнее задание

Слайд 11

  1. Узнать, какие ещё существуют марши?
  2. Подготовь презентацию на тему «Эти разные марши» (по желанию)