Строение и состав семян. Распространение плодов и семян в природе

Разделы: Биология

Класс: 6


Класс: 6.

Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса. Вы получили для посева семена гороха и фасоли, не отличающиеся по величине. Одинакова ли должна быть глубина их заделки в почву? (можно: Семена какого растения потопили корабль?)

  1. Ситуация чтения (для чего учащиеся читают тексты).
    Читаю для того, чтобы разобраться, составить представление.
  2. Цель (прописанная через результат)

В ходе работы на уроке учащиеся:

  • определят особенности строения семян однодольных и двудольных растений; состав семян; способы распространения семян и плодов;
  • классифицируют растения на двудольные и однодольные;
  • систематизируют полученный материал об особенностях строения и состава семян; о способах распространения семян и оформят в виде таблицы.

В ходе работы на уроке учащийся сможет продемонстрировать умения

  • находить нужную информацию в тексте;
  • соотносить информацию;
  • формулировать вывод, обосновывать свою точку зрения;
  • применять информацию, полученную из текстов, для решения новой учебно-практической задачи.

Организационно-педагогические условия проведение урока

1. Определение темы урока

Демонстрация семян (фасоли, гороха, пшеницы) гербариев этих растений, таблиц с изображением этих растений. Рассмотрение слайда. Ответ на вопрос. Определение, каким общим словом можно назвать изображения на слайде.

Формулирование учениками темы урока.

2. Коллективное составление кластера 1

Прежде чем приступить к работе с текстами, учитель задает вопрос, выясняет, какие ассоциации у детей связаны со словом «семя». На доске составляется кластер 1 на основе ответов учащихся.

Далее ребята работают с натуральными обьектами. На столах в лотках лежат бобы фасоли (сухие многосеменные плоды), сухие и набухшие семена фасоли различных сортов, лупы, препаровальные иглы, сухие и набухшие зерновки пшеницы. Выполнение лабораторной работы "Строение семян двудольных и однодольных растений" по инстуктивной карточке. (фронтально)

Кластер №2

3. Проблемная ситуация

Зависит ли глубина заделки семян от их размеров?

или можно: Семена каких растений потопили корабль?

4. Работа в группах. Анализ текстов

Учащиеся в начале урока разделены на 3 группы. Принцип деления - желание детей. Заранее на столах приготовлен раздаточный материал для работы. Определено время выполнения заданий. Учащиеся читают тексты. Выполняют задания. Обсуждают полученный результат.

Задания для учащихся

1 группа

Задание 1. Формулировка вопроса. Прочитайте текст "Семя". Какое растение дает самое большое количество семян на одном растении в течение года?

Модельный ответ.

Это растение – тополь (28 млн семян в год)

Читательское умение. Находить и извлекать информацию (Определять место, где содержится искомая информация.)

Задание 2. Формулировка задания. Прочитайте текст "Семя". Укажи названия растений, семена которых являются источником белка.

Модельный ответ. Важным источником белков для человечества служат семена бобовых растений - сои, фасоли

Читательское умение. Находить и извлекать информацию (Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.)

Задание 3. Формулировка задания. Прочитайте текст "Семя". Отметить знаком (подчеркнуть) те факты, которых нет в тексте: Знаете ли вы, что

  1. что самые маленькие семена у орхидей-эпифитов
  2. что одна береза дает 300 тыс. семян
  3. семена клена распространяются при помощи ветра
  4. что семя самого массивного на Земле дерева - гигантской секвойи - весит всего лишь 4,7 мг
  5. что семена широко распространенного в Великобритании злакового сорняка овсюга выдерживают температуру 115,6 0С в течение 15 минут, не теряя всхожести

Модельный ответ. Знаете ли вы, что

  1. что самые маленькие семена у орхидей-эпифитов
  2. что одна береза дает 300 тыс семян
  3. семена клена распространяются при помощи ветра
  4. что семя самого массивного на Земле дерева - гигантской секвойи - весит всего лишь 4,7 мг
  5. что семена широко распространенного в Великобритании злакового сорняка овсюга выдерживают температуру 115,6 oС в течение 15 минут, не теряя всхожести

Читательское умение. Находить и извлекать информацию (находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

2 группа

Задание 1. Прочитайте текст " Строение семян двудольных и однодольных растений."

Рассмотрите рисунок "Семя пшеницы (однодольное растения) и фасоли (двудольное растение)." Соотносится ли изображение с содержанием статьи? Обоснуйте свой ответ.

Модельный ответ. Изображение на рисунке соотносится с содержанием статьи. Описанные в тексте части семени пшеницы и части семени фасоли указаны на рисунках внутреннего строения семян.

Читательское умение Интегрировать и интерпретировать информацию (соотносить визуальное изображение с вербальным текстом)

Задание 2. Прочитайте текст " Строение семян двудольных и однодольных растений." Рассмотрите рисунок "Семя пшеницы (однодольное растение) и фасоли (двудольное растение). Замени содержание текста "Строение семян двудольных и однодольных растений" пословицей, загадкой, афоризмом.

Модельный ответ.

  1. Раскололся тесный домик на две половинки.
    И посыпались оттуда бусинки-дробинки (горох)
  2. Весь из золота отлит, на соломинке стоит (колос пшеницы)

Читательское умение. Интегрировать и интерпретировать информацию; Осмыслять и оценивать содержание и форму текста (замени содержание текста "Распространение семян и плодов" загадкой, пословицей, поговоркой, афоризмом

Задание 3. Прочитайте текст "Строение семян двудольных и однодольных растений" Рассмотрите рисунок "Семя пшеницы (однодольное растение) и фасоли (двудольное растение)". Выбери верный ответ.

К двудольным растениям относится:
1) лилия
2) рожь
3) яблоня
4) кукуруза

Модельный ответ

К двудольным растениям относится:
1) лилия
2) рожь
3) яблоня
4) кукуруза

Читательское умение. Находить и извлекать информацию (вопрос с выбором верного ответа).

3 группа

Задание 1. Прочитайте текст "Способы распространения семян и плодов". Установите соответствие между способом распространения семян / плодов и приспособлениями к данному способу распространения.

Способ распространения

Признаки приспособленности

1) Ветром

Семена не тонут, так как внутри есть полость, заполненная воздухом

2) Водой

Створки плода сухие, растрескиваются

3) Животными

Легкие, мелкие семена, имеются крылатки

4) Саморазбрасывание

Вкусная сочная мякоть плодов

5) Человеком

Наличие крючков и зацепок, вкусные плоды

Модельный ответ.

Способ распространения

Признаки приспособленности

1) Ветром

Семена не тонут, так как внутри есть полость, заполненная воздухом

2) Водой

Створки плода сухие, растрескиваются

3) Животными

Легкие, мелкие семена, имеются крылатки

4) Саморазбрасывание

Вкусная сочная мякоть плодов, крючки

5) Человеком

Наличие крючков и зацепок, вкусные плоды

Читательское умение. Интегрировать и интерпретировать информацию (соотносить визуальное изображение с вербальным текстом (см.схему); устанавливать связи между утверждениями)

Задание 2. Замени содержание текста "Способы распространения семян и плодов" пословицей, загадкой, афоризмом.

Модельный ответ.

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок — и остался стебелек.
(Одуванчик)

Читательское умение. Интегрировать и интерпретировать информацию; Осмыслять и оценивать содержание и форму текста (замени содержание текста "Распространение семян и плодов" загадкой, пословицей, поговоркой, афоризмом)

Задание 3. Согласен ли ты с тем, что растения имеют приспособления, связанные со способом распространения семян и плодов?

Модельный ответ. Да согласен. Семена могут быть распространены несколькими способами (воздухом, водой, человеком, саморазбрасыванием, животными). И у каждого растения есть приспособление к каждому способу распространения (смотри признаки в таблице предыдущего задания)

Читательское умение. Осмыслять и оценивать содержание и форму текста (Высказывать и обосновывать собственную точку зрения.)

5. Организация дискуссии

Учащиеся представляют результаты заданий, который они получили в ходе анализа текстов. Заполняется кластер №2 на доске.

Читательское умение

1. Высказывать собственную точку зрения. Обосновывать свой ответ.

6. Систематизация материала

Учащиеся соотносят данные с теми результатами, которые возникли поле выполнения фронтальной работы с изображениями на слайде и работой с натуральными обьектами. (кластер 1 и кластер 2). Определяют характерные признаки строения семян двудольных и однодольных растений.

Решают проблему: Вы получили для посева семена гороха и фасоли, не отличающиеся по величине. Одинакова ли должна быть глубина их заделки в почву?

Объясняют свой выбор.

Читательские умения

  1. Интегрировать и интерпретировать информацию (выявление информации и обьяснение с помощью этой информации новой ситуации.)
  2. Формулировать вывод, собственную точку зрения.

Составление памятки о глубине посева семян и отвечают на вопросы:

Одинакова ли должна быть глубина заделки в почву семян гороха и фасоли, не отличающихся по величине?

Читательское умение

1. Применять информацию, полученную из текстов, для решения новой учебно-практической задачи.

8. Выставление отметок

Приложение