Дымковская игрушка. Изобразительная деятельность в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО, Презентация к уроку

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, изобразительная деятельность, дымковская игрушка


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: Знакомство детей с народной культурой.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
    • Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
    • Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
    • Учить расписывать дымковскими узорами.
    • Познакомить с историей Дымковской игрушки.
  • Развивающие:
    • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
    • Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

  • Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.

Материалы и оборудование к занятию:

  • Краски - гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, ватные палочки, силуэты дымковских игрушек, игрушка бибабо «Дедушка Матвей», презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия

Звучит музыка «Камаринская».

Воспитатель: - дети, мне кажется, к нам в гости кто-то спешит. Пойду посмотрю.

Воспитатель выходит и возвращается с игрушкой бибабо «Дедушка».

Воспитатель: - Посмотрите-ка ребята кто к нам заехал?!

Дедушка Матвей: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Дедушка Матвей!

Приехал я к вам из деревни за помощью. Я знаю, вы добрые, трудолюбивые мне поможете. Но сначала я хочу рассказать про свою деревню. Вы любите путешествовать?! Тогда садитесь поудобней отправляемся ко мне в гости!!

2 слайд

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люли. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают та долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть -Зиму прогонять, весну славить.

3 слайд

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Воспитатель: - Дедушка, так ты из села Дымково??? Наши детки знают и про ваше село и про ваш промысел. Правда, дети???

Дедушка Матвей:- Тогда я хочу проверить: все и всё ли знают дети.

Воспитатель: - Хорошо проверим.

Воспитатель: - Дети, скажите нам, из чего делали игрушки?

Ответы детей.

Слайд 4.

Воспитатель: - Как делали?

Ответы детей.

Слайд 5,6.

Воспитатель: - Скажите, а когда фигурки из глины были готовы, что надо было сделать?

Ответы детей.

Слайд 7,8.

Воспитатель: - Правильно, фигурки становились прочные, как камушек послепечки. Дальше что надо было сделать???

Ответы детей.

Слайд 9–11.

Воспитатель: - А как же они получались такими красивыми?

Ответы детей.

Слайд 12,13,14.

Воспитатель: - Какие элементы используются при росписи игрушек?

(кружочки, точки, волны, полоски и т.д.).

Ответы детей.

Слайд 15.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие бывают Дымковские игрушки?

Ответы детей.

Слайд 16–21.

Дедушка Матвей: - Что ж я вижу вы, ребята, молодцы всё знаете, не зря я к вам приехал за помощью. Я старенький, много болею. Не успел подготовиться к выставке. Хочу предложить вам стать моими подмастерьями и помочь мне.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете кто такие подмастерья? Я вам расскажу:

- Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Станем подмастерьями?!

Дедушка Матвей: - Прежде чем превратиться в дымковских мастеров, нужно приготовить свои руки к работе, так как дымковские мастера были умельцами и выполняли свою работу аккуратно и красиво.

Физкультминутка

Сегодня дымку мы узнали
И немного мы устали.
Руки в кулачки сожмём,
Кружочки рисовать начнем,
Кисти наши разожмем,
Краску лишнюю стряхнем,
Плечи шире разведём,
Спинки крепкие прогнем,
Ладошки солнышку покажем,
Весело ему помашем.
В руки кисточки возьмем
И рисовать начнем

Дедушка Матвей: - Молодцы, ребята!!! А теперь возьмите из моей корзинки заготовки и садитесь за свои рабочие места, а я буду наблюдать и помогать.

Воспитатель: - Но сначала давайте вспомним, как правильно нужно держать кисть при работе. Кисть находится между большим и средним пальцами указательный придерживает сверху. Посмотрите, как держу кисть я. Вы должны держать кисть точно так же. Итак, берем шаблон. Если хотите украсить точками, кисть держим вертикально, если хотите украсить полосками, кисть нужно держать наклонно, вести по ворсу слева направо. Самостоятельно выберите узоры, цвет. Сядьте удобно. Начнем украшать.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы - физкультминутка.

Физкультминутка

Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

По окончанию, предложить детям показать свои работы дедушке Матвею.

Дедушка Матвей хвалит детей, прощается, обещает заглянуть в гости в следующем году.

Воспитатель: Ребята, как мы сегодня работали? Что вам понравилось? Что нового вы узнали? Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Оформление выставки работ.