Духовная сфера общества

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Можно выделить несколько определений духовной сферы общества, которые в полной мере раскрывают суть этого понятия:

Духовная сфера общества – это сфера, связанная с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовная сфера жизни общества — это совокупность процессов, при которых люди создают, распространяют, сохраняют и потребляют духовные ценности.

Духовные ценности — это продукты духовной культуры общества, которые помогают удовлетворить высшие потребности человека.

Духовная культура выполняет определенную роль в жизни как человека, так и общества:

  • хранит опыт человечества;
  • служит для общества средством понимания и объяснения мира;
  • регулирует взаимодействие людей в обществе;
  • социализация
  • формирует ценности и идеалы в обществе;
  • задает модели поведения людей в обществе;
  • связывает общество в единое целое и позволяет людям понимать друг друга

Выделяют отдельные элементы духовной сферы общества, все они формируют социальную подсистему общества, в которой живут и взаимодействуют люди:

  • искусство,
  • религия,
  • мораль,
  • наука
  • право
  • культура
  • образование и т.д.

Выделяют следующие функции в духовной сферы:

  • познавательная – помогает познать мир и самого человека в этом мире.
  • коммуникативная – формирует навыки общения людей и способствует обмену опыта.
  • мировоззренческая – способствует формированию целостного, гармоничного взгляда на мир, общество и самого себя;
  • регулятивная – способствует регулированию поведения человека по законам права или морали;
  • воспитательная – способствует воспитанию нравственных качеств человека;
  • трансляционная — создание и распространение научных знаний, передача их из поколения в поколения и другие.

Формы духовной культуры:

  • Мораль— совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
  • Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
  • Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
  • Искусство — отражение окружающего мира при помощи системы образов.
  • Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
  • Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
  • Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.

Духовная сфера определяет духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это степень принятия высших образцов человеческой культуры, моральных и нравственных принципов и общечеловеческих духовных ценностей. Духовный человек не только понимает и признаёт все эти ценности, но и сам в своих действиях полностью ориентируется на них, принимая их в качестве внутреннего императива; духовность – это качество личности, характеризующее её нравственные, моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные, социальные и прочие духовные ценности.

Духовные потребности заставляют человека размышлять о мире, смысле жизни, любви, добре, справедливости и др.

Важнейшей духовной ценностью является совесть — как осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом и самим собой. Совесть — это своего рода нравственный.

Для людей духовно богатых характерно осознание собственного достоинства.

Человеческое достоинство — уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах.

Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля, когда человек измеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности. Для человека, обладающего чувством собственного достоинства, характерны неподдельный интерес к другому человеку, способность разглядеть в нем лучшее и признать его положительные стороны.

Главное значение духовной сферы в жизни человека:

  • формирует ценностно-нормативную систему общества,
  • развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал,
  • обеспечивает развитие общественного сознания,
  • обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

Основой духовной сферы выступает культурная среда — среда, необходимая для здорового личного и общественного развития, в нее входят культура общения, культура языка и речи, культура чувств, мышления и многое другое. Что же такое культура:

Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т.д.

В широком смысле культура — совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека.

В узком смысле – это результаты творческой деятельности, направленной на создание, распределение и потребление духовных ценностей (живопись, музыка, архитектура и др.)

Можно выделить несколько функций культуры:

  • Коммуникативная – общение людей, объединения творческих людей и др.
  • Трансляционная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
  • Оценочная – определение системы ценностей.
  • Регулятивная – формирование системы норм и требований к поведению человека.
  • Информативная – передача опыта, ценностей.
  • Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению.
  • Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе.

Типология культур.

  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.
  • по связи с религией: религиозная и светская. (религиозная культура выражает содержания, идеалы какой-либо религии. Светская культура – не связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи).

Самая распространённая классификация культур, выглядит следующим образом:

Элитарная культура — это культура, предназначенная для узкой привилегированной прослойки общества. Она отличается закрытостью, консерватизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Она включает в себя такие направления искусства, как литература, живопись, музыка, кино, опера, театр и др.

Особенности:

  • трудна для восприятия неподготовленного человека;
  • её девиз: «Искусство для искусства»;
  • для ее понимания необходима особая подготовка и склад мышления
  • создается по желанию автора и не нацелена на получение выгоды
  • стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе.
  • сложна по содержанию
  • рассчитана на небольшой круг разбирающихся людей.

Массовая культура – культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, преобладающая в современном обществе, характеризующаяся большой популярностью, простотой и распространенностью среди наибольшей части населения.

Она включает в себя такие явления, как СМИ, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и др.

Особенности:

  • возникла перед второй мировой войны
  • сформировалась в индустриальном обществе;
  • проста в понимании и восприятии
  • имеет самую широкую аудиторию;
  • утверждает простые и понятные представления и истины;
  • легко воспринимается, не требует специальной подготовки;
  • влечет к получении выгоды
  • сленговое название – кич, китч (в переводе с нем.) - дешёвка

Влияние культуры на жизнь человека имеет противоречивый характер с одной стороны она утверждает представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире; она непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы; отличается демократичностью, т.к. её потребителями являются представители самых разных социальных групп; отвечает потребностям многих людей, в том числе и потребностям в интенсивном отдыхе, психологической разрядке. Но в тоже время часть создаваемой культуры снижает общий уровень духовной культуры общества, ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления миллионов людей; сейчас больше на пассивного потребителя, пытается навязывать определённые представления, СМИ уводят многих людей от реальной жизни.

Народная культура – это культура, созданная народом, предаваемая им из поколения в поколение.

Особенности народной культуры:

  • культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях;
  • создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки;
  • может быть индивидуальной (изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой (карнавал);
  • является частью мировой культуры;
  • существует преимущественно в устной форме. Может существовать в двух видах: популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы, фольклорная – обращается к прошлому

Накопление культурных ценностей:

  • вертикальное – передача культурных ценностей от поколения к поколению,
  • горизонтальное — наследование целого художественного произведения.

Вестернизация (от англ. western — западный) — распространение ценностей западной культуры в не западные общества.

В рамках условий существования культуры, можно выделить два: преемственность – передача из поколения в поколение традиций, ценностей, идей и т.д. и новаторство – появление в культур новый творцов и новые идей.