Сценарий конкурса чтецов "Мы о войне стихами говорим"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: конкурс чтецов, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель конкурса: конкурс проводится в целях нравственного и патриотического развития и воспитания обучающихся.

Задачи:

  • Воспитывать у детей гражданственность и патриотизм, ответственность за живущих сейчас, за судьбы страны, уважение к бессмертному воинскому подвигу;
  • Воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям;
  • Выявлять и поощрять талантливых детей, предоставлять им возможность для самовыражения;
  • Обучать выразительному чтению, актёрскому мастерству.

Оборудование: тексты стихотворений, ПК, мультимедийный проектор, колонки.

Рекомендации: участники конкурса - учащиеся 1-4 классов.

Подготовительный этап: заранее раздать учащимся тексты стихотворений для заучивания наизусть, определить членов жюри.

Действующие лица: ведущий, жюри, конкурсанты-чтецы, зрители.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, ребята, уважаемые коллеги.

Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы поговорить о ВОВ, о великой Победе и поговорим мы о ней на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.

Наш конкурс чтецов будет оцениваться в двух возрастных группах.

  • Младшая группа - 1, 2 классы.
  • Старшая группа – 3, 4 классы.

Сегодня наш конкурс будет оценивать справедливое, объективное жюри и разрешите представить вам его (представление членов жюри)

Уровень исполнения поэтического произведения будет оцениваться по 5-балльной шкале по следующим критериям:

  • Первая оценка – за выразительность, нужный темп речи, удачно выбранную силу голоса, хорошую дикцию.
  • Вторая оценка – за знание текста, здесь же - объявление названия и автора стихотворения.
  • Третья оценка – за творческий подход к исполнению, который включает: умение держаться во время чтения, внешний вид, подбор атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения).

- Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников.

Клип «Священная война»

2 «Б» (Темникова Ю.Н)

Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...

Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки.

Читаешь стихотворение «Две сестры» - становится больно и горько, сердце сжимается в комок, с надеждой что девочка жива.

Сергей Сергеевич Сухонин «Две сестры» читает стихотворение ученица 2 «Б» класса

Две сестры бежали от войны –
Свете восемь, Кате три всего лишь…
Вот чуть-чуть еще, и спасены,
За холмом свои, а значит – воля.
Но рванула мина, сея смерть
Позади идущих дымно, гадко.
И один осколок долетел
И ударил младшей под лопатку.
Словно скрыть хотел преступный след
Миллиграмм горячего металла –
Ватник цел, и крови тоже нет,
Только сердце биться перестало.
Старшая сказала: «Хватит, Кать,
Ведь и мне приходится несладко.
Ручку дай, пора уже вставать,
Час еще, и будет все в порядке».

Но, увидев Катин взгляд пустой,
Света на мгновение застыла,
И, котомку выбросив с едой,
На плечо сестру свою взвалила.
И откуда силы в ней взялись,
Но она бежала и бежала…
Лишь когда увидела своих,
Пошатнулась и на снег упала.
Подошла к детишкам медсестра,
Маленькую Катю осмотрела
И сказала горестно: «Мертва»…
Света сразу в голос заревела.
«Нет, не надо, – разносился крик,-
Люди, люди, разве так бывает?...
Старший брат, Иван, в бою погиб…
Папу с мамой немцы расстреляли…

1 «А»

В произведении «Детский ботинок» Сергей Владимирович Михалков поднимает тему детства, опаленного и уничтоженного войной.

Стихотворение написано в 1944 году. Его автор – фронтовой корреспондент, побывавший и на передовой, и в окружении. Победу поэт встретил в Австрии. В основе стихотворения – подлинный случай. С.Михалков был потрясен увиденным в одном из освобожденных концлагерей. На примере лагеря Майданек, который был освобожден как раз летом 1944 года, можно представить размах организованного здесь «безотходного производства». Склад за крематорием предназначался для обуви. Сотни тысяч пар всех размеров, включая, разумеется, крохотную детскую. Не беда, если обувь была слишком ветхой, ведь всегда можно отодрать более-менее целую подошву, каблук, вынуть стельки, на худой конец. Все это «добро» вагонами отправлялось в Германию, к примеру, в фонд зимней помощи для бедных. Человек умеет придать и милосердию уродливые черты. В ребенке видели вещь, материал, а вот его ботинки ценились куда выше. Амбарные книги распухали от бесконечной переписи чужого, отнятого скарба. Детский ботинок – как история жизни, семьи, несбывшихся надежд и смерти от рук нелюдей.

Приглашаю на сцену ученика 1 а класса

Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый».
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой…»
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках

1 «Б»

Тушнова Вероника Михайловна была русской советской поэтессой. Вся её жизнь сопровождалась переездами. Война застала её, когда Веронике Михайловне было примерно тридцать лет. В военные годы она работала врачом-ординатором в московском госпитале и продолжала писать стихи. Одно из её творений – удивительное лирическое стихотворение «Кукла», написанное в 1943 году.

Тема стихотворения – война. Годы войны – самый тяжёлый период в жизни Вероники Михайловны. Кругом царили жестокость, потеря близких людей и душевная человеческая боль. Война коснулась каждого, не оставляя безучастными даже детей. Возможно, отправляясь в очередную вынужденную поездку, Вероника Михайловна и увидела ту самую картину: маленькую девочку, где-то вблизи железнодорожных путей, плачущую от разлуки со своей любимой игрушкой. Та кукла, которая была очень дорога её сердцу, осталась на железнодорожной платформе мокнуть в жидкой грязи, под многочисленным топотом солдатских сапог. Девочка не могла поверить в разлуку с куклой. Её переполняло чувство огорчения и желание вернуть свою любимую игрушку. Это чувство передается и нам, читателям. Хочется помочь девочке вернуть потерянную куклу, подарить ей хоть минутку счастья.

Следующий участник конкурса ученица 1б класса

"Много нынче в памяти потухло,
а живёт безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя…
Тёплый дождь шушукался в берёзах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала, и просила,
и рвалась из материнских рук, -
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.

4 класс

Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стихотворение, написанное Твардовским со слов очевидца.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Участник конкурса ученик 4 класса.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.

3 «Б»

Сергей Погореловский (1910–1995) – автор свыше семидесяти сборников стихов, многих поэтических переводов, песен. По его стихам можно изучать историю нашей страны – так много в них деталей и примет реальной жизни. Родился он под Ленинградом, в Царском Селе, всю жизнь был связан с родным городом и даже во время войны, в эвакуации, писал детские стихи, строчки из которых включались во взрослые антифашистские листовки – настолько точно они били по врагу! Однажды дочь поэта, Татьяна Сергеевна, подарила автору этих строк оставшиеся в архиве отца дубликаты его старых книжек. Многие стихи, напечатанные в них, может быть, покажутся сегодня наивными и восторженными. Но сколько же в этих книжках неподдельного чувства времени, той задушевности и простоты.

Сергей Васильевич Погореловский - «Имя»

К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.
К окрестным старушкам
Заходят ребята —
Узнать, расспросить их,
Что было когда-то.
— Что было?!
Ой, милые!..
Грохот, сраженье!
Солдатик остался
Один в окруженье.

2 «А»

Ольга Фёдоровна Бугримова (она Ольга Берггольц) – русская советская поэтесса, пережившая блокаду Ленинграда. Эта невероятно сильная женщина является автором крылатого выражения, ставшего лозунгом. Слова, принадлежащие ей, высечены на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где захоронены многочисленные жертвы ужасной блокады.

Фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» выражает идею, что никто не будет забыт и ничто из того, что было сделано и жертвовано во время войны, не будет забыто. Она призывает сохранять память о погибших воинских и гражданских жертвах и уважать их подвиги.

Никто не забыт и ничто не забыто,
На все поколенья и все времена.
Сединами живших и кровью убитых,
Оплачена страшная эта война.
Нет радости большей, чем радость Победы,
Но горечь утрат отзывается в нас.
И пусть не стыдятся почтенные деды,
Безудержных слёз, что струятся из глаз…
И если б их видели те, кто погибли,
Сказали: «Не плачьте, а будьте верны
Мечтам нашим светлым. Тому, что достигли.
И стойкими будьте. Такими, как мы.
Мы этой Победой себя утверждали.
Свободу несли человечеству мы.
А верой в Победу, которую ждали,
Ещё до сих пор поражается мир»…

Приглашаем ученицу 2 а класса

Стихотворение Сергея Владимировича Михалкова « Нет войны» раскрывает перед нами красочный образ мирного пробуждения от тягот войны к надежде и свету. Михалков, поэт с военным прошлым, в своем творчестве часто обращался к теме войны, но в данном случае он предстает перед нами как поэт-миротворец, мечтатель о мирной жизни без войны и потерь.

"Нет войны" является мощным лирическим посланием, в котором Михалков, опираясь на собственные военные переживания и надежды на мирное будущее, создал произведение, актуальное для всех времен. Стихотворение выходит за рамки простого антивоенного послания, стимулируя читателя к размышлениям о ценности мира, памяти и обязательствах перед будущими поколениями.

3 «А» «Нет войны»

Сергей Михалков
«Нет войны»

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!
Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.
Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.
И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.
От души спасибо им!

На этом наш конкурс подошёл к завершению. Дорогие ребята, учителя и все присутствующие на нашем мероприятии! Пусть всех нас объединит память о соотечественниках, жизнь которых унесла война! Никто не забыт и ничто не забыто!

Всем желаю мирного неба над головой.

Пока жюри подводит итог, исполним песню «Солнечный круг».

Слово предоставляется членам жюри.

Награждение детей.

Благодарю всех участников конкурса и классных руководителей за подготовку нашего конкурса.