Тренинг психологической саморегуляции при подготовке к ГИА"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Мастер-класс

Классы: 9, 11

Ключевые слова: подготовка к ГИА, психологическая подготовка к экзаменам, тренинг уверененности в себе


Цель: Формирование навыков саморегуляции и осознанного отношения к экзамену.

Задачи:

  • Актуализировать представление о стрессе, как реакции организма, помогающей мобилизовать ресурсы организма.
  • Определить ведущее полушарие и ведущий тип восприятия информации.
  • Познакомить учащихся с кинезиологическими упражнениями, направленными на балансирование работы полушарий мозга и техниками саморегуляции.

Ход тренинга

1. Приветствие

Здравствуйте, уважаемые одиннадцатиклассники. У вас в жизни наступает очень интересный и значимый этап - вы сдаете экзамены, которые помогут показать вашу успешность и заработать баллы для поступления в запланированные ВУЗы.

Сегодня я предлагаю вам задуматься о своем отношении к ЕГЭ, разобрать механизм стресса и его влияние на организм и познакомиться с упражнениями, которые помогут вам снять напряжение в период подготовки и сдачи ЕГЭ.

Давайте начнем наш тренинг.

2. Основная часть

Закончите по-очереди фразу «ЕГЭ для меня это…» (выписывам на доску ассоциации учащихся)

Давайте проанализируем, какой эмоциональный оттенок носят нашиассоциации? Что это для вас значит?

У некоторых из вас прозвучало слово СТРЕСС. А Стресс - это хорошо или плохо? Аргументируйте.

Определение понятия Стресс.

Стресс – состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов.

Что дает нам стресс? В чем он может помочь?

Работа с бланком:

Образ стресса - рационализация

  1. Где в теле я чувствую проявление стресса?
  2. На что похоже это чувство? (образ)
  3. Зачем он мне нужен, что полезного дает?
  4. Что происходит с организмом во время стресса?

В нашем организме все взаимосвязано. Эмоциональные переживания дают реакции на уровне тела. У кого-то напрягаются руки, кто-то начинает повторять навязчивые движения (щелкать ручкой, стучать по полу ногой)..., у кого-то появляется скованность в плечах, у кого-то учащается дыхание.

Важно научиться управлять реакциями своего тела, чтобы снимать мышечные зажимы.

Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария.

В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.

Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.

Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Предлагаю вам выполнить кинезиологические упражнения, которые помогут вам усилить межполушарные взаимосвязи и скоординировать рациональную и эмоциональную стороны.

Давайте определим ваше ведущее полушарие. Кто вы - «Художник» или «мыслитель»? (Приложение 2)

А теперь предлагаю определить, ваш ведущий тип восприятия.

Каждый из нас воспринимает информацию и создает свою «карту» мира. Можно выделить основные типы «Визуалы», «Аудиалы» и «Кинестетики». Для «Визуалов» важно получать зрительные образы - делать схемы, таблицы, картинки.

«Аудиалы» воспринимают информацию через тексты, слушание. Здесь важно прочитывать тексты вслух, внимательно слушать учителя.

«Кинестетики» воспринимают мир через ощущения и моторику. Им важно конспектировать, записывать.

Важно знать свой ведущий тип восприятия, чтобы эффективно готовиться к экзаменам, опираясь на свой ведущий канал восприятия информации. (Приложение 3.)

3. Практикум

«Массаж рук»

Начиная с мизинца левой руки массируем каждый палец от кончика к основанию. Затем там же массируем правую руку. Запускаем кровообращение.

«Шестеренки»

Встречаемся большим пальцем правой руки с мизинцем левой, затем указательный палец правой руки с безымянным левой, затем встречаются средние пальцы, безымянный правой руки с указательным левой, разворачивайте ладони и идите в обратную сторону.... ускоряемся.

Упражнения на смену позиций

«Вижу цель - готов работать» Правую руку прикладываем ко лбу , как бы вглядываясь вдаль «Вижу цель», левой рукой показываем «Класс!» - «Готов работать!». По хлопку меняем местами движения рук. Ускоряемся!

«Ружье и утка»

Пальцы правой руки сложить в «ружье» согнув безымянный и мизинец, удерживая их большим пальце, указательный и средний вытянув вперед.

Пальцы левой руки сложить в «утку» мизинец и безымянный вытянув вперед, указательный и средний, придерживая большим.

Расположить кисти рук со сложенными фигурами навстречу друг другу.По хлопку сменить положения пальцев на руках - правой в «утку», левой в «ружье» Ускоряемся.

«Энергетический массаж»

Представьте себе, что на кончиках ваших пальцев скопилось много позитивной энергии. Начиная с головы кончиками пальцев (кисти собраны в «кошечку») начинаем вколачивать энергию. Простукиваем заднюю поверхность шеи. Переходим к плечам, прохлопайте грудные мышцы, руки от кистей к плечам.

Почувствуйте, как ваше тело наполняется энергией.

Зевота – зарядка для мозга!

Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в префронтальную кору мозга.

Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью.

Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.

Дыхательная гимнастика:

  • Успокаивающее дыхание – выдох в два раза длиннее вдоха.
  • Мобилизующее дыхание – вдох в два раза длиннее выдоха.

В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут.

Снятие мышечных зажимов

«Стряхни пыль».

Представьте, что ваша одежда немного запылилась и кистями рук «стряхните вся пыль, начиная с кистей, поднимаясь к плечам и дальше. Отряхните так же ноги.

«Контраст»

Со всей силы сожмите кисти рук в кулаки, вытяните руки вперед, почувствуйте напряжение, представьте. Что собрали в кулаки все негативные эмоции - тревогу страх, напряжение.

Нас счет «Три» сбрасываем руки, разжимая кулаки. Чувствуем, как негативная энергия «стекает» с кончиков пальцев, Руки становятся расслабленными.
Повторим еще раз.

«Теплые ладони»

Очень часто в стрессовой ситуации происходит спазм в сосудах и руки становятся холодными, так как нарушается кровообращение. Нам нужно силой воображения согреть руки, чтобы улучшить циркуляцию крови в организме.

Закройте глаза. Представьте, что вы опускаете кисти рук под теплую струю воды. С водой смывается все напряжение, уходит негатив. Кисти рук согреваются. Энергия легко и свободно проходит по рукам, расслабляя, заряжая силой для успешной работы.

«Комок» - избавление от негативных эмоций.

Возьмите в руку небольшой листочек бумаги. Напишите на нем все свои страхи, негативные эмоции, связанные со стрессовой ситуацией.

Теперь кистью одной руки скомкайте листочек в маленький плотный комок.

Напоследок ваша задача попасть этим комком в мусорную корзину.

Помним, чем ближе мы подойдем к цели, тем больше вероятность меткого попадания.

«Мокрое полотенце»

Представьте, что у вас в руках мокрое полотенце. Вам нужно выжать из него всю влагу скручивающими движениями, представляя, что с каждой каплей уходит напряжение.

Энергично встряхните воображаемое полотенце несколько раз.

Дома можно отжать реальное полотенце.

Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды.

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.

В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях.

Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.

Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.

4. Ресурсы для энергии – работа в группах

А теперь предлагаю вам объединиться в четверки, и в группах вспомнить и записать ваши способы снятия напряжения.

Оформите их красиво в виде памятки.

Представление памяток от каждой группы.

Запишите в свои бланки те способы, которые вам подходят и используйте их.

5. Целеполагание

Ролик «Пять секретов настоящих мужчин» 3.30

Итак. Завершая работу по психологической готовности, я предлагаю вам сформулировать цель на ЕГЭ. Она должна быть «ДИКАЯ»:

Достижимая. Измеримая. Конкретная. Актуальная (значимая лично для вас). Ясная. (представьте максимально четко, что вы получите в результате).

А теперь пропишите план действий - конкретные шаги для достижения поставленной цели.

Обсудите свои цели в парах. Проконсультируйте друг друга, какие еще ресурсы можно использовать для достижения цели.

6. Рефлексия «Откровенно говоря…»

Мы завершаем нашу встречу. Традиционно настало время осознать, что полезного и важного вы взяли для себя с тренинга.

Предлагаю всем по кругу закончить фразу «Откровенно говоря...»

Приложение

Презентация