Современный лабораторный практикум по физике: учим, воспитываем, вдохновляем

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Патриотическое воспитание, Мастер-класс

Класс: 7


В рамках данной статьи рассматривается опыт разработки и внедрения рабочих листов для лабораторных работ по физике в 7-м классе на основе УМК А.В.Перышкина. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества естественнонаучного образования, формирования функциональной грамотности обучающихся и интеграции патриотического воспитания в учебный процесс.

Последние три года автор работал с выпускными классами (9–11), что позволило выявить ряд проблем, связанных с недостаточной подготовкой обучающихся к выполнению практических и лабораторных заданий. Возвращение к работе с 7 классами предоставило возможность пересмотреть подходы к организации лабораторного практикума и устранить выявленные недостатки.

Патриотическое воспитание на уроках физики

Патриотическое воспитание является важной составляющей образовательного процесса. Оно способствует формированию у обучающихся чувства гордости за свою страну и осознания личного вклада в её развитие. На уроках физики патриотическое воспитание может быть реализовано через изучение достижений отечественной науки и промышленности, а также через осознание роли региона в развитии страны.

Для достижения этих целей используются следующие подходы:

  • Изучение биографий учёных и их вклада в развитие науки.
  • Использование исторических примеров, демонстрирующих достижения российской науки.
  • Обсуждение актуальных технологических проблем и их решений.
  • Включение краеведческого компонента, подчеркивающего роль региона в развитии страны.
  • Организация экскурсий в музеи и научные центры.

В качестве базы в настоящей работе использовался комплекс вышеизложенных подходов. Далее речь пойдет про включение краеведческого компонента в содержание лабораторных работ по физике.

Лабораторные работы как инструмент формирования функциональной грамотности

Физика в 7 классе является первым шагом в мир естественных наук, поэтому важно сделать процесс обучения увлекательным и понятным. Однако понимание физических законов и явлений формируется не сразу. В новом учебнике физики для 7 класса (УМК Перышкина) предусмотрено 12 лабораторных работ, включая новую работу по изучению силы упругости, которая ранее изучалась только в 9 классе.

К настоящему моменту автором доработаны и реализованы 8 лабораторных работ, включающих задания, способствующие патриотическому воспитанию. Однако возникает вопрос: почему акцент делается именно на лабораторные работы, если их количество (12) значительно меньше общего числа уроков (68)?

В процессе обучения в средней школе, уже к 9-му классу, обучающиеся сталкиваются со значительными затруднениями при выполнении практических и лабораторных работ. Отсутствие интеграции знаний между дисциплинами естественнонаучного цикла, такими как физика, химия и биология, усугубляет данную проблему, приводя к фрагментарному восприятию мира. Как следствие, наблюдается снижение мотивации к изучению отдельных предметов и, в конечном итоге, недостаточный уровень развития функциональной грамотности школьников.

Для решения указанных проблем педагогическим коллективом команды 7 параллели МАОУ «СОШ «Петролеум+» была разработана и реализована единая образовательная среда, в которой прослеживается связь между предметами естественнонаучного цикла, придерживаются единых критериев оценивания, проводят интегрированные уроки. Это позволяет учащимся формировать целостную картину мира и повышает мотивацию к изучению предметов.

Одним из ключевых элементов данной среды является пересмотр лабораторного физического практикума. Внедрение краеведческого компонента и заданий на формирование функциональной грамотности позволяет не только повысить качество обучения, но и решать воспитательные задачи.

Особое внимание уделяется организации лабораторных работ. В рамках наставничества к проведению работ привлекаются старшеклассники-волонтеры, что позволяет:

  • Обеспечить осознанный подход к выполнению работ.
  • Укрепить теоретические знания через практику.
  • Решить проблемы коммуникации между учителем и учениками.
  • Повысить процент обучающихся, готовящихся к лабораторным работам.

Опрос обучающихся 7-х классов показывает, что работа с наставниками-старшеклассниками проходит менее напряженно, с ними легче общаться, они делятся своими знаниями, способные иначе и понятней объяснить сложные процессы. Высокий процент опрошенных, выразивших желание в будущем также стать наставниками, свидетельствует о значительном потенциале данной практики в формировании активной и заинтересованной образовательной среды.

Примеры реализации

Лабораторная работа «Градуирование динамометра и измерение сил»

Обучающимся предлагается решить ситуационную задачу, действие которой происходит на предприятии «Пермские моторы». Задача включает элементы функциональной грамотности и позволяет связать теоретические знания с практикой, а также зарождает интерес у обучающихся после урока узнать о данном предприятии больше. Кроме того, обучающиеся отмечают связь своей семьи с этим предприятием - работают родственники, друзья семьи и т.д.

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»

В рамках работы обучающиеся не только осваивают навыки работы с весами, но и узнают о важности точности измерений в авиастроении. В данной работе происходит уход от рычажных весов к цифровым, точность которых составляет сотые грамма. Такой переход может стать основанием для создания проблемной ситуации, что повышает образовательный и воспитательный потенциал урока.

Лабораторная работа «Измерение плотности твёрдого тела и жидкости»

Данная работа входит в курс внеурочной деятельности по физике, где обучающимся дается возможность применить теоретические знания на практике. Обучающиеся определяют плотность нефтепродуктов, что позволяет продемонстрировать применение физических знаний в нефтегазовой отрасли.

Этот подход позволяет совместить краеведческий компонент и посещение музея истории «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», где обучающиеся знакомятся с практическим применением изучаемых явлений, а в школе выполняют лабораторную работу по определению плотности жидкости.

Заключение

Современный урок физики в 7 классе — это не только передача знаний, но и возможность воспитать у обучающихся интерес к науке, чувство гордости за свою страну и умение применять знания в жизни. Лабораторные работы, разработанные с учётом интеграции краеведческого компонента через задания на функциональную грамотность, являются эффективным инструментом для достижения этих целей.

Объединение усилий педагогов, использование наставничества и включение краеведческого компонента позволяют сделать уроки физики более интересными и полезными для учащихся.

Выступление представлено на XIX Международной конференции «Школа в фокусе.
Фокусы для школы», https://vk.com/video-211971116_456240185 (с 2:43:00)