Знакомим дошкольников с миром профессий «Кем будет мой малыш?»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: профессии


Знакомство дошкольников с миром профессий – важный этап их социализации и развития. Каждый день ребенок окружен родными и близкими людьми, которые выполняют свои профессиональные обязанности. Дети учатся понимать, чем занимаются взрослые, как устроен мир труда, начинают формировать свои первые профессиональные предпочтения. От ребёнка, порой, можно услышать: «Вырасту, буду врачом, как мама!», «Хочу, как дедушка, быть водителем!»

Выбор человека в пользу той или иной профессии, как утверждают специалисты, начинается с семьи, так как ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Это время, когда дети через сказки, игры, игрушки, общение и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

Как только вы заметили заинтересованность сына или дочери к какой-либо профессии, то используйте этот момент для ненавязчивого знакомства малыша с особенностями профессиональной деятельности. Можно начать знакомство малыша с профессиями уже прямо по дороге в детский сад или на прогулке. Увидели дворника во дворе - расскажите об этой профессии. Проходите мимо стройки - узнаем о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите: «А кто здесь работает?»

А по возвращении домой, еще раз вспомните и проговорите с ребенком о том, людей каких профессий вы встретили сегодня. Также закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву.

Можно предложить ребенку составить список героических профессий. Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх, но и в повседневной жизни. Их работа - спасать жизни людей. Вместе с детьми можно составить список таких профессий: спасатели, полицейские, пожарные, врачи (попросите назвать известные детям врачебные специальности), летчики, военные, машинисты поездов и так далее.

Для ознакомления дошкольников с миром профессии лучше выбирать понятные и наглядные, например:

  • Врач, медсестра.
  • Пожарный, полицейский.
  • Повар, продавец.
  • Водитель, строитель.
  • Учитель, воспитатель.
  • Художник, музыкант.

Как познакомить детей с миром профессий?

1. Игровая деятельность.

Игра для детей - путь познания, приобщение к жизни, можно сказать - начало профориентации. Игры помогают детям в увлекательной форме узнать о разных профессиях, их инструментах и о важности труда.

  • сюжетно-ролевые игры: «больница», «магазин», «строители», «кафе-кондитерская» и так далее.
  • дидактические игры: «угадай профессию по описанию», «кому что нужно?», «кто больше назовет», «угадай по звуку», «что лишнее?» и так далее.
  • настольные игры: лото, пазлы.
  • театрализованная игра - игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по - своему.
  • подвижные игры: «помоги повару», «пожарные на учении», «почтальоны» и так далее.
  • творческие игры: «Костюмерная - придумай костюм», «Театр профессий».

2. Чтение произведений художественной литературы, энциклопедий.

  • В. Маяковский «Кем быть?» Дети познакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка.
  • при чтении произведений В. Бианки, М. Пришвина - с профессиями лесника, егеря и так далее.
  • К. Чуковский «Доктор Айболит».
  • Э. Успенский «Почтальон Печкин».
  • Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  • А. Барто «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач»
  • С. Михалков «Парикмахер», «Дядя Степа»
  • Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».
  • С. Чертков - Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и другие.

Читая произведение, просматривая иллюстрацию, можно доступно объяснить детям, кто такой пограничник, почтальон или механик.

  • Энциклопедии «Кем я стану, когда вырасту», «Профессии» и другие.

3. Экскурсии, встречи, наблюдения.

В процессе экскурсий есть возможность понаблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной специальности. Показывать детям желательно только одно трудовое действие в процессе наблюдения, но включать в это действие несколько последовательных операций (например - действия кондитера-кулинара: процесс приготовления теста, крема, начинки, выпекания, украшение изделий, и прочее) Необходимо комментировать каждую операцию.

Наблюдайте за трудом взрослых во время прогулок. Когда идете в детский сад, к врачу, в магазин, по другим маршрутам то, обращайте внимание на то, кто в это время встречается вам и работает. Расскажите ребенку о том, что делает каждый из специалистов, а также про то, что к их труду нужно относиться с уважением.

4. Творческие занятия.

  • Рисование и лепка на тему «Моя будущая профессия», «Рисуем профессию» и другие.
  • Аппликации «Инструменты строителя», «Кем я хочу стать» и другие.
  • Инсценировки, мини-спектакли.

5. Использование мультфильмов, видеосюжетов и так далее.

  • «Фиксики» (серии о разных профессиях)
  • «Смешарики. Пин-код» (о науке и технике)
  • Короткие познавательные видеоролики («Академия Профессий», «Малышковая школа»)
  • Мультсериал «Навигатум: в мире профессий» и другие.

6. Беседы и обсуждения.

  • «Кто работает в детском саду?»
  • «Что делает полицейский, учитель, пожарный?»
  • «Как мама и папа ходят на работу»
  • «Я в мире профессий»

Расскажите о своей работе - чем вы занимаетесь, что у вас получается особенно хорошо, чего хотели бы еще достичь. Объясните в чем суть вашего труда, его важность для других людей (папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди, пап работает пожарным). Расскажите ребенку, например, о том, как получаете сообщение о вызове на тушение пожара, за что отвечаете в команде, как все действуют, добравшись до места назначения, какие бывают сложные случаи. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы.

Как говорить с ребенком о профессиях?

  • Отвечайте на вопросы просто.
  • Не навязывайте свои мечты.

Посещайте детские городки профессий «Кидзания», «Мастерславль» и другие. Экскурсии с интерактивными заданиями в павильонах ВДНХ будут интересны всей семье.

Вовлекайте в бытовые дела. Позволяйте помогать приготовить обед, починить полку и так далее.

Что желательно избегать?

  • Не обесценивайте профессии, труд.
  • Не торопите с выбором. Ребенок 4-6 лет может каждую неделю хотеть кем-то быть, меняя свои интересы и предпочтения.

Главное подавать информацию доступно, интересно, интерактивно. Чем больше игр, наглядности и практики, тем лучше дети запомнят и поймут мир профессий. Чем больше позитивных примеров и возможностей для экспериментов - тем шире их представления о профессиях.

Раннее знакомство с миром профессий приводит к расширению кругозора, развитию важных навыков, формирует позитивное отношение к труду. Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти в будущем профессию, которая будет приносить удовольствие и радость!

Список литературы

  1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М.: «Просвещение» 1988.
  2. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии». М. Издательство ГНОМ и Д. 2010.
  3. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7. М.: ТЦ Сфера. 2008.
  4. Шалаева Г. Большая книга профессий для самых маленьких. Филологическое общество “Слово”. М. 2005.