Знакомство дошкольников с миром профессий – важный этап их социализации и развития. Каждый день ребенок окружен родными и близкими людьми, которые выполняют свои профессиональные обязанности. Дети учатся понимать, чем занимаются взрослые, как устроен мир труда, начинают формировать свои первые профессиональные предпочтения. От ребёнка, порой, можно услышать: «Вырасту, буду врачом, как мама!», «Хочу, как дедушка, быть водителем!»
Выбор человека в пользу той или иной профессии, как утверждают специалисты, начинается с семьи, так как ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Это время, когда дети через сказки, игры, игрушки, общение и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
Как только вы заметили заинтересованность сына или дочери к какой-либо профессии, то используйте этот момент для ненавязчивого знакомства малыша с особенностями профессиональной деятельности. Можно начать знакомство малыша с профессиями уже прямо по дороге в детский сад или на прогулке. Увидели дворника во дворе - расскажите об этой профессии. Проходите мимо стройки - узнаем о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите: «А кто здесь работает?»
А по возвращении домой, еще раз вспомните и проговорите с ребенком о том, людей каких профессий вы встретили сегодня. Также закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву.
Можно предложить ребенку составить список героических профессий. Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх, но и в повседневной жизни. Их работа - спасать жизни людей. Вместе с детьми можно составить список таких профессий: спасатели, полицейские, пожарные, врачи (попросите назвать известные детям врачебные специальности), летчики, военные, машинисты поездов и так далее.
Для ознакомления дошкольников с миром профессии лучше выбирать понятные и наглядные, например:
- Врач, медсестра.
- Пожарный, полицейский.
- Повар, продавец.
- Водитель, строитель.
- Учитель, воспитатель.
- Художник, музыкант.
Как познакомить детей с миром профессий?
1. Игровая деятельность.
Игра для детей - путь познания, приобщение к жизни, можно сказать - начало профориентации. Игры помогают детям в увлекательной форме узнать о разных профессиях, их инструментах и о важности труда.
- сюжетно-ролевые игры: «больница», «магазин», «строители», «кафе-кондитерская» и так далее.
- дидактические игры: «угадай профессию по описанию», «кому что нужно?», «кто больше назовет», «угадай по звуку», «что лишнее?» и так далее.
- настольные игры: лото, пазлы.
- театрализованная игра - игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по - своему.
- подвижные игры: «помоги повару», «пожарные на учении», «почтальоны» и так далее.
- творческие игры: «Костюмерная - придумай костюм», «Театр профессий».
2. Чтение произведений художественной литературы, энциклопедий.
- В. Маяковский «Кем быть?» Дети познакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка.
- при чтении произведений В. Бианки, М. Пришвина - с профессиями лесника, егеря и так далее.
- К. Чуковский «Доктор Айболит».
- Э. Успенский «Почтальон Печкин».
- Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
- А. Барто «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач»
- С. Михалков «Парикмахер», «Дядя Степа»
- Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».
- С. Чертков - Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и другие.
Читая произведение, просматривая иллюстрацию, можно доступно объяснить детям, кто такой пограничник, почтальон или механик.
- Энциклопедии «Кем я стану, когда вырасту», «Профессии» и другие.
3. Экскурсии, встречи, наблюдения.
В процессе экскурсий есть возможность понаблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной специальности. Показывать детям желательно только одно трудовое действие в процессе наблюдения, но включать в это действие несколько последовательных операций (например - действия кондитера-кулинара: процесс приготовления теста, крема, начинки, выпекания, украшение изделий, и прочее) Необходимо комментировать каждую операцию.
Наблюдайте за трудом взрослых во время прогулок. Когда идете в детский сад, к врачу, в магазин, по другим маршрутам то, обращайте внимание на то, кто в это время встречается вам и работает. Расскажите ребенку о том, что делает каждый из специалистов, а также про то, что к их труду нужно относиться с уважением.
4. Творческие занятия.
- Рисование и лепка на тему «Моя будущая профессия», «Рисуем профессию» и другие.
- Аппликации «Инструменты строителя», «Кем я хочу стать» и другие.
- Инсценировки, мини-спектакли.
5. Использование мультфильмов, видеосюжетов и так далее.
- «Фиксики» (серии о разных профессиях)
- «Смешарики. Пин-код» (о науке и технике)
- Короткие познавательные видеоролики («Академия Профессий», «Малышковая школа»)
- Мультсериал «Навигатум: в мире профессий» и другие.
6. Беседы и обсуждения.
- «Кто работает в детском саду?»
- «Что делает полицейский, учитель, пожарный?»
- «Как мама и папа ходят на работу»
- «Я в мире профессий»
Расскажите о своей работе - чем вы занимаетесь, что у вас получается особенно хорошо, чего хотели бы еще достичь. Объясните в чем суть вашего труда, его важность для других людей (папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди, пап работает пожарным). Расскажите ребенку, например, о том, как получаете сообщение о вызове на тушение пожара, за что отвечаете в команде, как все действуют, добравшись до места назначения, какие бывают сложные случаи. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы.
Как говорить с ребенком о профессиях?
- Отвечайте на вопросы просто.
- Не навязывайте свои мечты.
Посещайте детские городки профессий «Кидзания», «Мастерславль» и другие. Экскурсии с интерактивными заданиями в павильонах ВДНХ будут интересны всей семье.
Вовлекайте в бытовые дела. Позволяйте помогать приготовить обед, починить полку и так далее.
Что желательно избегать?
- Не обесценивайте профессии, труд.
- Не торопите с выбором. Ребенок 4-6 лет может каждую неделю хотеть кем-то быть, меняя свои интересы и предпочтения.
Главное подавать информацию доступно, интересно, интерактивно. Чем больше игр, наглядности и практики, тем лучше дети запомнят и поймут мир профессий. Чем больше позитивных примеров и возможностей для экспериментов - тем шире их представления о профессиях.
Раннее знакомство с миром профессий приводит к расширению кругозора, развитию важных навыков, формирует позитивное отношение к труду. Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти в будущем профессию, которая будет приносить удовольствие и радость!
Список литературы
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М.: «Просвещение» 1988.
- Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии». М. Издательство ГНОМ и Д. 2010.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7. М.: ТЦ Сфера. 2008.
- Шалаева Г. Большая книга профессий для самых маленьких. Филологическое общество “Слово”. М. 2005.