Введение
Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура.
Проблема школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах. Физическое развитие немаловажно, так же, умственное, психическое, и нравственное, поэтому в старшем школьном возрасте перед педагогом стоит задача повысить мотивацию, закрепить знания, какое значение имеют занятия физической культурой в его жизни. В школах введен курс физической культуры, где дети обязаны посещать его, но в старшем школьном возрасте многие дети не посещают данный курс, не считая его важным.
Актуальность выбранной темы: Одной из самых важных проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Массовые школы организуют свою деятельность в основном по традиционной системе обучения, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать мотивацию учению.
Большая теоретическая и практическая значимость проблемы мотивации, ее несомненная актуальность, а также недостаточно высокая мотивация к занятиям физкультурой обучающихся, выражающаяся в низкой посещаемости занятий и успеваемости, в ухудшении управляемости школьников со стороны учителей и преподавателей физкультуры, послужили поводом для проведения исследования проблем мотивации учебной деятельности и мотивации к урокам физкультуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – мотивация к учебной деятельности школьников старшего школьного возраста на уроках физической культуры
Цель: изучить теоретические и практические аспекты формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста.
Задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации;
- Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у старших школьников;
- Изучить нетрадиционные формы мотивации на уроке физической культуры для детей старшего школьного возраста;
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
1.1. Понятие «мотивация» в современной педагогике и психологии
В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях. В педагогике понятие «мотивации» трактуется так:
Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
А в психологии понятие «мотивация» трактуется так:
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
В психологии и педагогике, самым широким понятием является «Мотивационная сфера». Мотивационная сфера включает в себя эмоциональную и волевую составляющие личности (Л.С.Выготский). В общепсихологическом контексте мотивационная сфера представляет собой сложное многофакторное явление, совокупность движущих сил поведения, открывающихся субъекту в виде интересов, целей, потребностей, влечений и идеалов, которые, в свою очередь непосредственно обуславливают человеческую деятельность. С этой точки мотивационная сфера понимается как стержень личности, к которому «прикрепляются» такие свойства, как направленность, эмоции, притязания, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Под мотивационной сферой личности человека, понимают всю совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов.
Понятие «мотивация» в современной психологии и педагогике подразделяется на два вида: внешняя и внутренняя.
Основой внешней мотивации являются: наказания, поощрения и другие виды стимуляции, направляющие или тормозящие поведение человека.
Основой внутренней мотивации служат факторы, которые исходят из внутреннего «я» личности, они не зависят от поощрений, кроме собственной активности.
Влияние внешней и внутренней мотивации происходит по-разному.
Деятельность, которая обусловленная внутренней мотивацией, может длиться достаточно долго, так как зависимость от внешних факторов влияния отсутствует. При наличии внутренней мотивации школьник получает удовольствие от своей деятельности, у него появляется интерес и повышается самоуважение личности. Её влияние положительно сказывается на личности, также способствует облегчению выполнению действий, которые требуют эвристического решения.
В свою очередь, деятельность, которой движет внешний мотив, прекращается при отсутствии воздействия внешних факторов. Внешняя мотивация сопровождается волнением, эмоциональной напряженностью. Эмоциональная напряженность вызывает снижение внимания, ослабление контроля над ошибками, приводит к снижению общей работоспособности и ухудшению оперативной памяти.
Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от мотивов, которые побуждают школьника к активности и определяют его направленность.
Мотив — это важнейшая составляющая мотивационной сферы человека, это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной жизненной ситуации, при определенных условиях
Их разделяют на социальные и познавательные учебные мотивы
Социальные мотивы, которые способствуют воспитанию у школьников положительного отношения к учению. Эта группа мотивов проявляется в стремлении детей, чувствах ответственности и долга. Среди широких социальных мотивов выделяют большие группы мотивов по источнику возникновения, содержанию и направленностью.
Познавательные мотивы формируются в процессе изучения различных учебных предметов, имеющих целью расширение и углубление знаний, умений и навыков, привитие интереса и процесса получения знаний. Формирование познавательных мотивов влияют индивидуальные психологическо-педагогические условия процесса обучения.
На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач. Ведь для любого человека значимы мнение и оценка окружающих, важно быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения.
Формирования учебной мотивации следует применять различные методы, средства и приемы стимулирования, создавать положительную мотивацию, учитель не только развивает интерес и ответственное отношения школьников к обучению, но и способствует формированию желания достигать высоких результатов, чувствовать себя успешной личностью. Это, в свою очередь, способствует как повышению познавательной активности обучающихся, так и соответствующим качествам личности.
1.2. Особенности мотивации к занятиям физической культурой
Для организации эффективной работы по развитию мотивации учителю очень важно представлять себе общие тенденции возрастного развития школьника: знать, с какими мотивами приходит ребёнок в школу, какая мотивация может и должна складываться у учащихся к концу средней школы, чтобы выпускник был готов к постановке и решению профессиональных и социальных задач. Самооценка у подростков становится более многогранной и приобретает большее значение, чем оценка окружающих.
Наличие идеалов, самооценок, усвоенных норм и правил общественного поведения свидетельствует о значительном развитии личности подростков, о формировании у них «внутреннего плана», являющегося существенным фактором мотивации и организации собственного поведения.
Подростки нуждаются в постоянной поддержке со стороны. Отсюда и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного. Совершенствуется учебно-познавательный мотив, возрастает интерес к способам добывания знаний. Старшеклассников интересует участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов на уроке.
Ученики стремятся анализировать свою учебную деятельность, определить ее сильные и слабые стороны, в ходе учения пытаются выразить свою индивидуальность. Приближение окончания школы, экзамены делают ученика более деловитым по отношению к учителю. Нередко в таких случаях отношение старшеклассников к учителю становится более требовательным и критичным. Мотив получения хорошей отметки вновь возрастает, это связанно с итогами обучения в средней школе, которые отражаются в аттестате зрелости. Появляется новый познавательный мотив самообразования – стремление к анализу своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения.
Предстоящее окончание школы, экзамены усиливают деловую ориентацию школьников в отношениях с учителем. В ряде случаев возрастает требовательность и критичность старшеклассников по отношению к учителю. Происходит рождение новых мотивов – профессиональных, что означает принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения.
Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации. Количественная динамика мотивации в этом возрасте состоит в том, что общее положительное отношение к учению у старших школьников возрастает по сравнению с подростками.
Причинами снижения мотивации учения в этом возрасте являются так же, как и в других возрастах, не владение учителем арсеналом современных методических приёмов, не учёт возрастных особенностей старшеклассников, особенности личности самого учителя.
Влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая система ценностей, влияющая на взгляды и убеждения учащихся. Последние являются довольно строгим контролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению, в том числе и к выбору профессии. У старшеклассников выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, внимательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться. При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов, внутренний фильтр, начинает играть ведущую роль. Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей.
Можно сделать вывод о том, что в ходе развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины, импульсов, побудивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку. Таким образом, чем более социально зрелой становится личность, тем больше в ее сознании находят отражение первый и второй этапы формирования мотива, тем шире становится мотивационное поле. При этом больше уделяется внимания прогнозу последствий планируемых действий и поступков, и не только с прагматических, но и нравственных, этических позиций.
1.3. Факторы мотивационной деятельности школьников в процессе физического воспитания
Важнейший смысл учительского труда - научить учеников так, чтобы они не растерялись в «бурном водовороте» современной жизни. Школьники интересуются тем, что их окружает и для них доступно.
Л.С.Выготский отмечал, что в подростковом периоде существенно появления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов, а затем и волну созревания этой новой системы интересов, над страивающейся над новым влечением.
Фаза влечений длится обычно около двух лет. В этой фазе происходит свертывание и отмирание прежде установившейся системы, вызревание и появление первых органических влечений, связанных с половым созреванием. Именно сочетание обоих моментов, взятых вместе, характеризует тот на первый взгляд странный факт, что у подростка наблюдается как, будто общее понижение, а иногда даже и полное отсутствие интересов.
Фаза интересов - вначале характеризуется их многообразием. Затем постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов. Подростком выбирается один наиболее устойчивый интерес, большей частью непосредственно связанный с основной жизненной линией подростка и направленностью его личности. Для этой фазы характерным является также расширение и укрепление общественных связей.
Для того чтобы школьники были уверены в своих силах в плане физкультурных достижений, необходимо ставить перед ними конкретные цели и задачи, не превышающие их физические возможности, выявлять сильные и слабые стороны детей, воспитывать в них привычку к анализу своих ошибок и постоянному самоконтролю.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
В зависимости от пола школьники могут быть мотивированы на занятия физической культурой по-разному, поэтому есть смысл в том, чтобы проводить раздельные беседы на уроках физического воспитания, в ходе которых будут выявлены специфические социально-биологические основы физической культуры для мальчиков и девочек.
Среди основных педагогических условий, способствующих формированию мотивационно ценностного отношения школьников к самопознанию в сфере физического воспитания, можно назвать:
- ориентацию на мотивацию успеха на занятиях физкультурой и спортом;
- право выбора спортивной деятельности;
- управление своим поведением и деятельностью;
- создание позитивной психологической атмосферы на уроках физкультуры;
- деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат, который должен оцениваться качественно и количественно
Существуют несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнениям:
- Обстановка во время занятий и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая его в развлечение. Урок физической культуры приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят бодрость учителя, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников.
- Использование игрового и соревновательного методов в силу их психологических особенностей всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию школьников. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение поставленных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует определив их место, форму и меру. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.