Конспект занятия с детьми подготовительной группы с использованием технологии «Образовательное путешествие» «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: сказки Пушкина, подготовительная группа, Сказки Пушкина А.С.


Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Расширять представления детей о творчестве А.С.Пушкина и его сказках, посредством использования технологии «Образовательное путешествие». Для создания мотивации у дошкольников использовать основных этапы технологии: маршрутную карту, ИКТ, продукт занятия – альбом, разные формы выполнения детьми заданий по теме: в паре, в командах, индивидуально.
  • Посредством путешествия по сказкам А.С.Пушкина развивать у детей умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, поэтический слух, формировать словесное творчество, культуру речи (богатство, точность, выразительность). Расширять объем словаря, понимание словосочетаний, используемых в творчестве А.С.Пушкина.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь детей, умение выразительно передавать диалоги персонажей. Расширять словарный запас. Драматизировать отрывок сказки.
  • Активизировать и пополнять словарь, развивать связную речь детей в ходе дидактических игр «Отгадываем ребус», «Почитай-ка», «Сказочное фотоателье».
  • Развивать творческие способности, координацию движений руки и глаза в ходе выполнения продуктивной деятельности - коллажа по «Сказке о золотом петушке».
  • Привлекать детей к одновременному выполнению физминутки, развивать двигательную активность и сочетание слов с движениями.
  • Воспитательный компонент: подводить детей к выводу, что в сказках А.С.Пушкина есть поучительный смысл. Они учат добру и пониманию, что любое зло будет наказано.

Методы и приемы:

  • наглядные: просмотр презентации и видеоролика с использование ноутбука, рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • словесные: пересказ детьми новой информации, полученной из презентации, самостоятельное составление загадок о героях сказки, рассказов по выполненному коллажу, ответы на вопросы педагога, рассуждения, формулировка выводов.
  • практические: разгадывание ребуса, работа с раздаточными картинками, выполнение коллажа, драматизация отрывка сказки

Материалы и оборудование к занятию: маршрутная карта, электронная презентация, ребус «Золотая рыбка», мольберт, ноутбук, наушники по количеству детей. Картинки с изображением сказочных героев, дидактические игры. Портрет поэта А.С.Пушкина. Карточки с напечатанными словами (рыбка, дед, старуха, корыто, невод, море, луна, волк и т.д.). Ковролинограф и набор картинок с героями сказки «Сказка о золотом петушке». Атрибуты для драматизации отрывка сказки «У Лукоморья» (дерево, маска кота, лешего, русалки, избушка и т.д.). Аудиозапись сказки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Ветер по морю гуляет»

Познавательная

Информационная презентация о творчестве А.С.Пушкина. Видеоролик «Какие сказки написал А.С.Пушкин». Отгадывание ребуса «Золотая рыбка». Чтение слов.
Определение время года, время суток. Счет в пределах 10.

Речевая

Составление загадок о персонажах сказки по картинкам.
Отгадывание загадок.

Игровая

Драматизация «У лукоморья»

Изобразительная

Создание коллажа «Сказка о золотом петушке»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

Станция №1. «Отгадываем ребус»
Педагог предлагает детям встать парами, поздороваться и поприветствовать друг друга разными способами.
Сообщает детям, что в группу пришел конверт. Предлагает разгадать зашифрованный в нем ребус «Золотая рыбка». Предлагает детям отправиться в путешествие по сказкам А.С.Пушкина и узнать, какие сказки написал поэт. Знакомит дошкольников с маршрутной картой.

Приветствуют друг друга разными способами. Отгадывают ребус. Рассматривают маршрутную карту.
Определяют, что продуктом путешествия (альбом).

Заряжаются положительными эмоциями. Проявляют интерес к ситуации. Мотивируются к выполнению заданий.
Отвечают на вопросы полным ответом. Планируют свою деятельность.

2

Станция №2. «Мы исследователи»
Педагог предлагает детям с помощью фишек с цифрами определить, на какую станцию на маршрутной карте они отправятся. Делит детей на две команды и предлагает посмотреть и прослушать в наушниках одной команде презентацию «Кем был А.С.Пушкин», другой команде посмотреть видеоролик «Какие сказки и произведения написал поэт». Запомнить новую информацию и рассказать другой команде, что нового они узнали. Предлагает договориться, кто из команд будет рассказывать. Педагог знакомит детей с портретом поэта.

Достают фишку. Находят станцию. Одевают наушники, самостоятельно прослушивают и смотрят презентацию и видеоролик. Пересказывают информацию, которую узнали (А.С. Пушкин русский поэт. Он написал 7 сказок, кроме того писал стихи, прозу, поэмы, романы. Всего Пушкиным было написано 826 произведений.

Проявляют инициативу и самостоятельность, добывают новые знания.
Выполняют задание в командах.
Пересказывают новую информацию сверстникам.
Отвечают полным ответом.
Делают выводы.
Оформляют страницу альбома.

3

Станция №3. «Почитай-ка»
Педагог предлагает командам отправиться дальше в путешествие на станцию «Почитай-ка». Приглашает к столам, где лежат напечатанные слова (рыбка, старуха, дед, корыто, невод, море, луна, сын, космос, волк, и т.д.). Дает задание прочитать и выбрать только те слова, которые относятся к «Сказке о рыбаке и рыбке». Кто прочитал, размещает слова на магнитной доске.

Дети в командах на столе выбирают слово, читают, если оно относится к сказке, прикрепляют на доску, а если нет, оставляют на столе. Объясняют свой выбор, помогают друг другу. Проверяют выбор слов других детей.

Читают слова, определяют их соответствие к сказке. Отвечают полными предложениями.
Оформляют страницу альбома «Прочитай слова»

4

Станция №4. «Придумай загадку»
Педагог предлагает паре выбрать картинку с изображением одного из персонажа к «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь». Загадку дошкольники придумывают по плану предложенному воспитателем.

Выполняют задание в парах.
Придумывают загадки о персонажах сказки (Салтане, Гвидоне, Царевне-Лебедь
(Например: Бабариха - она злая, коварная, носит платок, у нее седые волосы и т.д.). остальные дети должны отгадать о ком загадка.
Оформляют страницу альбома «Придумай загадку».

Работают в парах, рассматривают картинки. Составляют загадку о героях сказки по плану педагога. Отгадывают загадки сверстников.

5

«Привал». «Ветер по морю гуляет»
Педагог объясняет, что означает слово - привал. Дошкольники выполняют физ. минутку:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Выполняют движения в соответствии с текстом физ. минутки.

Снимают напряжение, проявляют двигательную активность.
Дружно и одновременно выполняют движения (поднимают руки, сцепляют руки над головой в замок, хлопаю, топают и т.д.)

6

Станция №4. «Сказочное фотоателье»
Педагог предлагает детям подойти к столам и рассмотреть картинки. Дает задание команде создать коллаж к «Сказке о золотом петушке» на панно. После создания коллажа дети отвечают на вопросы: Где находится петушок? В какое время кричал петушок? Кто живет во дворце? Как звали принцессу? В какое время года сделано фото? Как догадались? В какое время суток? (летом, зимой, день, вечер и т.д.). Сколько героем на картинке?

Самостоятельно составляют коллаж «Сказка о золотом петушке» используя предложенные картинки.
Оформляют страничку альбома «Сказка о золотом петушке». Готовый коллаж по сказке помещают на страницу альбома.

Рассматривают составленный коллаж.
Называют изображенных героев сказки, их количество.
Действуют в команде, сотрудничают со сверстниками, договариваются, анализируют. Считают до 10, определяют время года, время суток. Называют, кто высоко находится, кто ниже и т.д.

7

Станция №5. Драматизация: «У лукоморья»
Воспитатель предлагает драматизацию сказки.
Распределяет роли по желанию детей (кот «ученый», леший, русалка и т.д.). Предлагает рассмотреть атрибуты к сказке. Выбрать в соответствии с выбранной ролью. Педагог выразительно читает сказку, дети участвуют.

Выбирают роли по желанию. Действуют в соответствии с сюжетом сказки.

Активно включаются в драматизацию. Исполняют свою роль.
Понимают нравственную сущность деятельности сказочных героев.

8

Беседа-рефлексия. «Что за прелесть эти сказки?»
Педагог предлагает детям посмотреть продукт занятия - заполненный альбом и вспомнить, что они узнали нового и интересного? Чем больше всего понравилось заниматься? Что было трудно? О чем они расскажут друзьям, родителям?

Воспитательный компонент: Педагог подводит детей к выводу, что в сказках А.С.Пушкина есть поучительный смысл. Они учат добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. В сказках А.С.Пушкина всегда добро всегда побеждает зло. У Пушкина очень много сказок с разными сюжетами, но всех их объединяет одна главная мысль – нужно быть благодарным за то, что у тебя есть, знать меру и никогда не жадничать. Особенно это проявляется в «Сказке о золотой рыбке», «Сказке о попе и работнике его Балде», «Сказке о золотом петушке». Герои этих произведений обладали отрицательными качествами: жадностью, завистью, злостью. В результате все они получили по заслугам за свое поведение.

Рефлексируют свою деятельность в ходе занятия.
Отмечают и называют то, что им наиболее запомнилось, понравилось, что нового они узнали. Перечисляют запомнившиеся сказки А.С.Пушкина.

Рассуждают.
Высказывают свое мнение.
Отвечают полным ответом.
Углубляются представления воспитанников о художественной литературе.