Цель: формирование интереса к истории Родины и чувства патриотизма.
Задачи:
- воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
- развитие у школьников творческого мышления;
- расширение представлений школьников о Великой Отечественной войне.
Форма организации: квест-игра.
Планируемые результаты:
- расширение сведений о событиях Великой Отечественной войны, о героическом прошлом земляков – участников войны;
- повышение интереса к культурному наследию нашей страны;
- развитие самостоятельной познавательной активности обучающихся;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся.
Оборудование: маршрутные листы, таблички с названием станций, материалы для каждой станции: карточки с названиями городов-героев, бинты - 3 шт., пазлы «Памятники, военные письма-треугольники, листы формата А4 - 6 шт.
Методические рекомендации: Квест-игра «Пройдем дорогами войны» проводится для учащихся 3-4-х классов по 6 человек (можно проводить внутри класса). Перед началом квеста команды собираются на линейку и получают маршрутные листы, отправляются в путь по станциям.
Всего для прохождения предлагается 6 станций - остановок:
- Станция « Географическая»
- Станция «Медицинская»
- Станция « Памятная»
- Станция «Ребусная»
- Станция «Шифровальная»
- Станция «Письмо на фронт»
На станциях команды встречают учителя или старшеклассники–наставники, которые являются организаторами на станциях.
На каждой станции команда набирает определенное количество баллов, которые указываются в маршрутном листе, а также получают букву. Когда все станции будут пройдены, команда должна собрать слово и сообщить его организатору на последней станции (это позволит команде получить дополнительный балл).
После прохождения всех стаций маршрутный лист сдаётся. По окончании прохождения маршрута все команды вновь собираются на линейку, где подводятся итоги квеста.
Сценарий квеста
1. Организационный этап
В 2025 году наша страна празднует великую дату: 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это была самая страшная и разрушительная война в истории человечества, которая длилась с 1941 по 1945 год. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого жителя СССР. За годы Великой Отечественной войны погибло более 26 миллионов человек. Люди умирали от голода, бомбёжек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. В эти тяжёлые годы солдаты и простые жители вели ожесточённую борьбу с фашистами: воевали на полях сражений, трудились на благо Родине в тылу, тем самым, приближая Великую Победу.
С каждым годом все меньше и меньше остаётся участников и свидетелей тех страшных событий. Нам очень важно сохранить и передавать из поколения в поколение память о Великой Отечественной войне, о трагических событиях и героических поступках наших предков.
Сегодня вам предстоит поучаствовать в квесте, пройдя по дорогам прошлого и делая остановки. Хочу напомнить, что квест – это игровое приключение, во время которого вам нужно пройти череду препятствий для достижения цели. Во время игры каждый из вас сможет проявить свои знания и способности. И как в бою, от вашей сплоченности будет зависеть успех вашей команды. Итак, мы начинаем нашу игру.
(Звучит сигнал к началу игры. Команды начинают двигаться по своим маршрутам.)
1 станция «Географическая»
Организатор: Когда в июне 1941 г. фашистская Германия обрушила на наш страну всю мощь своего удара, на ее пути встал каждый советский город. В них шла героическая борьба за каждый квартал, за каждый метр земли, что очень сильно изматывало противника. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание «Город-герой». Звание «Город-герой» получили 12 советских городов и одна крепость. Города отмечены на карте звёздочками, вам необходимо расставить таблички с названиями городов.
За каждый верно расставленный город, вы получаете 1 балл. (Организатор выдает участникам карту и таблички с названиями городов-героев).

1. Ленинград |
7. Керчь |
2. Одесса |
8. Новороссийск |
3. Севастополь |
9. Минск |
4. Волгоград |
10. Тула |
5. Киев |
11. Мурманск |
6. Москва |
12. Смоленск |
В конце выполнения задания участники получают букву «П».
2 станция «Медицинская»
Организатор: - Во время Великой Отечественной войны первую помощь раненому на поле боя оказывал санитар. Он останавливал кровь, накладывал жгут или шину, давал обезболивающее и доставлял бойца к медпункту.
Ребята, сегодня вы тоже попробуете себя в роли санитара и раненого бойца. Вам необходимо разделиться на 2 группы: «раненые» и «санитары». «Раненые» посредством жеребьёвки определяют повреждённый участок тела (рука, нога, голова). По сигналу «санитары» за 2 минуты должны наложить повязку на повреждённую часть тела «раненого».
За каждую правильную и аккуратно наложенную повязку начисляется 2 балла.
В конце выполнения задания участники получают букву «О»
3 станция «Памятная»
Организатор: - Во время Великой Отечественной Войны погибло более 26 миллионов человек. Это были не только солдаты, но и мирные жители, а многие имена погибших так и остались неизвестны. Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и сёлах нашей страны установлены памятники.
Ребята, вам нужно собрать из пазлов памятники, посвященные Великой Отечественной войне, которые расположены в разных городах нашей страны.
Время выполнения - 10 минут, за каждый правильно собранный памятник начисляется 1 балл.
Можно дать дополнительные баллы, если участники расскажут, как называется памятник, в каком городе он стоит, чему посвящен. (Если не знают, то нужно рассказать.)
Пазлы «Памятники» (Приложение 2)
В конце выполнения задания участники получают букву «Б».
4 станция «Ребусная»
Организатор: - Ребята, как выдумаете, что помогало нашим солдатам одержать победу в Великой Отечественной Войне? (Ответы детей)
- Вы правы, но еще нашим солдатам помогала военная техника. А вот ее названия, вы узнаете, разгадав ребусы.
За каждый верно разгаданный ребус, вы получаете 1 балл.
5 станция «Шифровальная»
Организатор: - Азбука Морзе или «Морзянка» — это способ кодирования букв алфавита при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых «тире» и «точек». Её изобрёл американец Сэмюэл Морзе в 1835 году. В годы Великой Отечественной войны азбука Морзе стала одним из основных способов передачи информации и обеспечила победный исход немалого числа сражений. С её помощью передавали сообщения на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех.
Ребята, вам необходимо, используя ключ, расшифровать героев Великой Отечественной Войны, чьи имена носят улицы нашего города Кандалакша.
Время выполнения задания - 10 минут, за каждый верный ответ начисляется 1 балл.
Можно дать дополнительные баллы, если участники расскажут о подвигах героев. (Если не знают, то нужно рассказать.)

Александр Михайлович Борисов
Старший сержант Александр Борисов - отважный танкист. В июле 1941 года состоялся жестокий бой в районе населенного пункта Куолоярви Мурманской области. 1-я танковая дивизия сражалась до последнего. Боевая машина Борисова была повреждена, в нее попало 7 снарядов, но Александр Михайлович не бросил технику, продолжая вести бой. Даже гибель экипажа не остановила танкиста, он так и не покинул свой танк. Уже после окончания боя Борисова, потерявшего сознание от ран, вытащили из практически уничтоженной техники. За героизм и мужество, отвагу в боях командиру танка Борисову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Егор Иванович Батюта