В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что начиная с конца 60-х годов растет количество обучающихся испытывающих трудности в обучении. По данным различных исследований трудности в обучении по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Руденко А.И. выделяет следующие группы трудностей при усвоении учебного материала:
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются: несформированность зрительно-двигательных координаций, недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки, недостатки в развитии микромоторики, смешивание близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, затруднение осуществления синтеза смысловых единиц текста.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.
Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие: несформированность пространственных представлений, недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза, недостатки фонетико-фонематического восприятия, недостатки в развитии познавательных процессов.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть: неумение обнаруживать свои ошибки, выполнение требований учителя не в полном объеме.
Четвертую группу составляют трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. Излишняя медлительность или наоборот торопливость.
Иванов Д.В. выделяет так же нарушение средовой адаптации, недостатки познавательной деятельности, недостатки в развитии мотивационной сферы младших школьников. В своем исследовании при разработке и реализации комплекса психологической помощи младшим школьникам с трудностями в обучении он исходил из того, что одними из основных причин возникновения трудностей являются социальная и педагогическая запущенность ребенка, которые проявляются в неразвитости учебно-познавательной мотивации, социально-коммуникативных свойств и качеств личности, в неадекватной самооценке, в нарушении средовой адаптации (семья, школа). Под «психологической помощью» в психологии понимается специфический вид услуг людям с целью разрешения их индивидуальных психологических трудностей. Эта помощь может носить просветительский характер и адресовываться широкой аудитории или приобретать характер индивидуальной, групповой работы в ответ на конкретный запрос.
Психологическая помощь младшим школьникам с трудностями в обучении представляет собой организацию целостной осмысленной совместной деятельности ребенка и взрослого. Психолог оказывает психологическую помощь не только прямым воздействием на личность учащегося, но и косвенно через родителей и педагогов. Таким образом, оказание психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении, заключается в организации коррекционно-развивающих занятий, проведение бесед с родителями и педагогами по выработке конкретных рекомендаций, направленных на преодоление трудностей в обучении. Психологическая помощь младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении, предполагает: выявление причин возникновения трудностей в обучении младших школьников; разработку программы и реализацию коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление причин возникновения трудностей в обучении; проведение педагогических советов и родительских собраний для выработки конкретных рекомендаций.
Средства психологической помощи:
- Игры на развитие сотрудничества в коллективе.
- Упражнения и игры, направленные на формирование познавательной активности и раскрепощенности.
- Упражнения и игры, направленные на формирование адекватной самооценки.
- Упражнения и игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления.
- Упражнения и игры, направленные на развитие активной речи, внимания, мышления, памяти, восприятия.
- Психогимнастика.
Для решения школьных трудностей также нужно учитывать сразу несколько аспектов:
- Медицинский аспект - это первичные или вторичные нарушения физического и психологического здоровья, синдром дефицита внимания, дисграфия, дислексия;
- Физиологический и психофизиологический аспект - это физиологические и психофизиологические основы готовности к школе и раннего прогнозирования школьных трудностей, основы диагностики и коррекции школьных трудностей, основы организации учебного процесса;
- Психологический аспект - это нарушение психологической адаптации, организация школьной психологической службы;
- Социальный аспект - это нарушение социальной адаптации, девиантное поведение, функциональная неграмотность;
- Педагогический аспект - это неуспеваемость, классы коррекции.
Оказание психологической помощи младшим школьникам позволит активизировать познавательные потребности, повысить школьную мотивацию, оптимизировать адаптацию ребенка в группе сверстников, в семье и приведет к преодолению трудностей в обучении. Оказание психологической помощи повышает уровень школьной мотивации, познавательных потребностей, улучшает адаптацию ребенка в среде общения со сверстниками, в семье, стимулирует развитие интеллектуальных способностей. Разработанный нами комплекс психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении младших школьников позволяет частично преодолеть трудности в обучении путем нивелирования некоторых причин их возникновения. Комплекс психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении младших школьников может быть использован в работе учителей начальных классов и педагогов-психологов образовательных учреждений.
Список использованной литературы
- Иванов Дмитрий Викторович Психолого-педагогическая коррекция трудностей в обучении младших школьников // Бюллетень науки и практики. 2022. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-trudnostey-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.05.2025).
- Руденко А.И. Трудности в обучении младших школьников // Вестник магистратуры. 2018. №12-4 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.05.2025).