Путешествие в мир эмоций и настроения. Развивающее занятие для детей подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: Создание благоприятных условий для сплочения группы, развитие конструктивных навыков взаимодействия.

Задачи:

  • Оказывать помощь ребёнку в познании себя, своих эмоций.
  • Развивать рефлексивные навыки детей.
  • Активизировать речь детей, вызывая у них желание высказаться.
  • Воспитывать желание к взаимопомощи и умение действовать сообща.

Ход занятия

Дети становятся в круг: Крепко за руки берись, в цепочку дружбы становись.

Настрой на занятие:

Я шагаю по дорожке,
Топну правой, левой ножкой.
Осмотрюсь по сторонам, улыбнусь и тут и там.
Хмуриться и злиться нам всем не годится,
Будем заниматься и во всём стараться.

- Ребята, вы, наверняка, слышали про эмоции. Предлагаю узнать, где они живут?Как с ними подружиться? Нас ждёт путешествие в один из самых удивительных миров: мир внутри себя!

- Начнем с приветствия. Пусть каждый из вас поздоровается с ребятами каким-то своим способом: интересным или приятным для вас, без слов. (Каждый ребёнок по очереди здоровается. Все остальные повторяют).

- Эмоции – это наши переживания, то что мы испытываем, ощущаем. В них проявляется отношение человека к окружающему миру и самим себе. Они бывают разными. Какие эмоции вы знаете? (Радость, удивление, грусть, страх, обида, гнев, отвращение, злость, зависть, грусть, тоска, сочувствие, ревность и др.)

- Подумайте, можем ли мы посмотреть на человека и сказать, что он чувствует, какие эмоции переживает? Как понять? (О том какие эмоции переживает человек, можем узнать, по позе или выражению лица нашего собеседника.)

Упражнение «Настроение в кармашке»

- Мне интересно узнать, какое у вас сейчас настроение. Я прочту вам стихотворение и покажу позой и мимикой своё настроение, а вам нужно будет угадать, какое оно у меня сегодня.

Рано-рано поутру в детский садик я иду
И в кармашке я с собой настроение несу.

Показываю позой и мимикой своё настроение (радость, восторг, интерес) дети пробуют угадать настроение ведущего.

- Ребята, кто покажет нам своё настроение? А мы все будем отгадывать.

- Важно понимать своё настроение, и что чувствуют другие. Для этого можно задать вопрос «Какое у тебя настроение?»

Предлагаю вам выполнить следующее задание: «Продолжи предложение»:

  • Я радуюсь, когда…
  • Мне бывает страшно, когда…
  • Мне бывает грустно, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Я сержусь, если…

- Ребята, давайте порассуждаем. Как правильно себя вести, если кто-то из детей злится?

(Если кто-то злится, то лучше к нему не подходить с вопросами, и ни в коем случае не обзывать. Нужно его оставить в покое на некоторое время.).

- Как можно успокоиться, когда вы сами злитесь, чтобы никого не обидеть?

(можно сосчитать до десяти (дети вместе с психологом считают до 10), глубоко и медленно подышать (дети глубоко и медленно вдыхают и выдыхают), умыться, уединиться)

- Я знаю, вы - любознательные ребята. Интерес - это тоже эмоция. Благодаря интересу, вы постоянно что-то делаете, чему то учитесь. Вспомните и назовите, что вам интересно делать?

- Для меня интерес похож на волшебную лампочку, которая загорается, когда возникает интерес к чему-либо, к какому-то занятию, делу. (Вывешивается плакат с нарисованными лампочками).

- Вы называете свои интересы, я буду записывать вот в такие лампочки интересов.

- Посмотрите, какие разные у вас интересы!

- Предлагаю немного отдохнуть.

Упражнение «Ледышки и веснушки»

Дети делятся на две команды «Ледышки» и «Веснушки».

- Посмотрите внимательно друг на друга, чтобы запомнить членов своей команды.

По моей команде «Начали» все свободно перемещаются по группе, не толкая друг друга.

Когда я хлопну в ладоши 1 раз «Ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли на момент хлопка.

«Веснушки» продолжают перемещаться по группе. Когда я хлопну в ладоши 2 раза, замирают «Веснушки».

Двигаться начинают «Ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков.

- Молодцы, ребята, как вы себя чувствуете после нашей подвижной игры?

- Игра «Скажи наоборот»

Я задаю вопросы, каждый кто знает ответ, должен сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда я увижу много ваших «сигналов» (поднятых пальцев вверх) начинаю считать: раз, два, три… На счёт три вы вместе должны прошептать ответ на вопрос.

– Назовите слово противоположное по значению.

  • веселый – грустный;
  • добрый – злой;
  • удивлённый - спокойный;
  • страшный – дружелюбный, привлекательный;
  • сердитый - добрый, добродушный.

- Что можно сделать, чтобы победить плохое настроение? (Поделиться с близкими своими переживаниями, отвлечься на любимое занятие и т.д.)

Упражнение «Коробка радости»

- Что бы мне стало радостно, я могу… (поиграть с другом, погулять, съесть мороженое, поспать, почитать…) Дети называют свои варианты при этом выбирают цветные камешки и складывают их в «Коробку радости».

- Если у вас когда-то будет грустное настроение, загляните в эту «коробку радости» и вспомните, как можно исправить.

Прощание

Дети встают в круг:

Очень жаль нам расставаться
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать
Нужно крепко всех обнять.

Литература

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «В мире детских эмоций», Москва «АЙРИСдидактика», 2004.
  2. Зедгенидзе В.Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» », Москва «АЙРИСдидактика», 2005.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, «Академия развития», 1996.
  4. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. «Учим общаться с ребёнком», Москва «Просвещение», 1993.
  5. Шиманская В. «Где живут эмоции».