Цель: Создание благоприятных условий для сплочения группы, развитие конструктивных навыков взаимодействия.
Задачи:
- Оказывать помощь ребёнку в познании себя, своих эмоций.
- Развивать рефлексивные навыки детей.
- Активизировать речь детей, вызывая у них желание высказаться.
- Воспитывать желание к взаимопомощи и умение действовать сообща.
Ход занятия
Дети становятся в круг: Крепко за руки берись, в цепочку дружбы становись.
Настрой на занятие:
Я шагаю по дорожке,
Топну правой, левой ножкой.
Осмотрюсь по сторонам, улыбнусь и тут и там.
Хмуриться и злиться нам всем не годится,
Будем заниматься и во всём стараться.
- Ребята, вы, наверняка, слышали про эмоции. Предлагаю узнать, где они живут?Как с ними подружиться? Нас ждёт путешествие в один из самых удивительных миров: мир внутри себя!
- Начнем с приветствия. Пусть каждый из вас поздоровается с ребятами каким-то своим способом: интересным или приятным для вас, без слов. (Каждый ребёнок по очереди здоровается. Все остальные повторяют).
- Эмоции – это наши переживания, то что мы испытываем, ощущаем. В них проявляется отношение человека к окружающему миру и самим себе. Они бывают разными. Какие эмоции вы знаете? (Радость, удивление, грусть, страх, обида, гнев, отвращение, злость, зависть, грусть, тоска, сочувствие, ревность и др.)
- Подумайте, можем ли мы посмотреть на человека и сказать, что он чувствует, какие эмоции переживает? Как понять? (О том какие эмоции переживает человек, можем узнать, по позе или выражению лица нашего собеседника.)
Упражнение «Настроение в кармашке»
- Мне интересно узнать, какое у вас сейчас настроение. Я прочту вам стихотворение и покажу позой и мимикой своё настроение, а вам нужно будет угадать, какое оно у меня сегодня.
Рано-рано поутру в детский садик я иду
И в кармашке я с собой настроение несу.
Показываю позой и мимикой своё настроение (радость, восторг, интерес) дети пробуют угадать настроение ведущего.
- Ребята, кто покажет нам своё настроение? А мы все будем отгадывать.
- Важно понимать своё настроение, и что чувствуют другие. Для этого можно задать вопрос «Какое у тебя настроение?»
Предлагаю вам выполнить следующее задание: «Продолжи предложение»:
- Я радуюсь, когда…
- Мне бывает страшно, когда…
- Мне бывает грустно, когда…
- Я злюсь, когда…
- Я сержусь, если…
- Ребята, давайте порассуждаем. Как правильно себя вести, если кто-то из детей злится?
(Если кто-то злится, то лучше к нему не подходить с вопросами, и ни в коем случае не обзывать. Нужно его оставить в покое на некоторое время.).
- Как можно успокоиться, когда вы сами злитесь, чтобы никого не обидеть?
(можно сосчитать до десяти (дети вместе с психологом считают до 10), глубоко и медленно подышать (дети глубоко и медленно вдыхают и выдыхают), умыться, уединиться)
- Я знаю, вы - любознательные ребята. Интерес - это тоже эмоция. Благодаря интересу, вы постоянно что-то делаете, чему то учитесь. Вспомните и назовите, что вам интересно делать?
- Для меня интерес похож на волшебную лампочку, которая загорается, когда возникает интерес к чему-либо, к какому-то занятию, делу. (Вывешивается плакат с нарисованными лампочками).
- Вы называете свои интересы, я буду записывать вот в такие лампочки интересов.
- Посмотрите, какие разные у вас интересы!
- Предлагаю немного отдохнуть.
Упражнение «Ледышки и веснушки»
Дети делятся на две команды «Ледышки» и «Веснушки».
- Посмотрите внимательно друг на друга, чтобы запомнить членов своей команды.
По моей команде «Начали» все свободно перемещаются по группе, не толкая друг друга.
Когда я хлопну в ладоши 1 раз «Ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли на момент хлопка.
«Веснушки» продолжают перемещаться по группе. Когда я хлопну в ладоши 2 раза, замирают «Веснушки».
Двигаться начинают «Ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков.
- Молодцы, ребята, как вы себя чувствуете после нашей подвижной игры?
- Игра «Скажи наоборот»
Я задаю вопросы, каждый кто знает ответ, должен сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда я увижу много ваших «сигналов» (поднятых пальцев вверх) начинаю считать: раз, два, три… На счёт три вы вместе должны прошептать ответ на вопрос.
– Назовите слово противоположное по значению.
- веселый – грустный;
- добрый – злой;
- удивлённый - спокойный;
- страшный – дружелюбный, привлекательный;
- сердитый - добрый, добродушный.
- Что можно сделать, чтобы победить плохое настроение? (Поделиться с близкими своими переживаниями, отвлечься на любимое занятие и т.д.)
Упражнение «Коробка радости»
- Что бы мне стало радостно, я могу… (поиграть с другом, погулять, съесть мороженое, поспать, почитать…) Дети называют свои варианты при этом выбирают цветные камешки и складывают их в «Коробку радости».
- Если у вас когда-то будет грустное настроение, загляните в эту «коробку радости» и вспомните, как можно исправить.
Прощание
Дети встают в круг:
Очень жаль нам расставаться
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать
Нужно крепко всех обнять.
Литература
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «В мире детских эмоций», Москва «АЙРИСдидактика», 2004.
- Зедгенидзе В.Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» », Москва «АЙРИСдидактика», 2005.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, «Академия развития», 1996.
- Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. «Учим общаться с ребёнком», Москва «Просвещение», 1993.
- Шиманская В. «Где живут эмоции».