Современный детский сад: интеграция традиционных и инновационных подходов в воспитании и образовании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


1. Сравнительная характеристика традиционных и интерактивных методов обучения в дошкольном образовательном учреждении

Особую роль в современном образовательном процессе играют методы обучения. Традиционно под методами обучения понимают способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей. Используя методы, педагог сообщает ученику новые знания по изучаемой дисциплине. Метод входит в структуру обучения, является связующим звеном между целью и конечным результатом. Его роль в системе «цель - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей. Дети меняются и образование должно быть адаптировано под современных детей, а значит создавать все условия не только для получения новых знаний, но и раскрытия и развития личности ребенка. Важно дать детям понять, где им пригодятся полученные знания, чтобы у них не пропадал интерес к учебе.

Традиционные формы, методы, средства обучения предполагают, в основном, деятельность преподавателя по передаче информации. При анализе занятия основное внимание уделяется преподавателю и нередко упускается главное – успешное овладение учебным материалом зависит только от мыследеятельности самого учащегося. Попытки ввести элементы активизации учащихся часто сводятся к постановке преподавателем по ходу занятий определенной задачи и раскрытию им же самим поднятой проблемы. Неоспоримым является тот факт, что дети меняются и образование должно быть адаптировано под современных детей, а значит создавать все условия не только для получения новых знаний, но и раскрытия и развития личности ребенка. Важно дать детям понять, где им пригодятся полученные знания, чтобы у них не пропадал интерес к учебе. Именно поэтому одним из важнейших направлений в современном образовательном процессе является интерактивное обучение. Понятие «интерактивный» означает находящийся в режиме взаимодействия, беседы, диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением, на собственном опыте обучающихся. Тогда как традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а учащегося – объекта педагогического процесса. В концепции интерактивного обучения это положение заменяется представлением об обучающемся как о субъекте своей учебной деятельности. По сравнению с традиционным в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и обучающегося: активность педагога уступает место активности обучающегося, а задачей педагога становится создание условий для их мотивации. Педагог лишь выполняет функцию помощника в работе. Принципиальное отличие интерактивного обучения от обычного состоит в том, что в ходе выполнения заданий обучающийся получает стимул к внутреннему переживанию, что способствует, помимо более глубокого усвоения материала, его ценностному переосмыслению и выделению из него экзистенциальных ориентиров. Другая отличительная особенность интерактивного обучения состоит в том, что в ходе него не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. Сравнивая традиционные и интерактивные формы обучения можно выделить основное отличие: первые обращаются только к интеллекту ученика, а вторые затрагивают личность обучаемого целиком – его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре. Обучение с помощью интерактивных форм сопровождается «присвоением знаний».

Интерактивное обучение является наиболее эффективным в практике дошкольного образования потому, что оно основано на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие со взрослым. Интерактивное обучение – это один из вариантов коммуникативных технологий, обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними. Кроме этого интерактивное обучение включает чрезвычайно важный элемент, который позволяет рассматривать его в качестве одного из средств, способствующих становлению ценностей обучающегося, совершенствованию их духовного мира. Этой составляющей является внутренний диалог, под которым мы понимаем экзистенциальное переживание полученной информации, наделение ее личным смыслом в процессе рефлексии. Интерактивное обучение строится, прежде всего, на опыте обучающихся, активизирует индивидуальные умственные процессы дошкольников, обеспечивает понимание информации, являющейся предметом обмена. В ходе интерактивного взаимодействия происходит активация познавательной деятельности обучающихся, повышение их самостоятельности и инициативности. Традиционное обучение: занятие (момент объяснения материала), рассказ о чем-либо, наблюдение за объектами живой и неживой природы, демонстрация наглядного пособия, чтение литературы, работа с печатными пособиями (рабочими тетрадями), работа с книгой (для старших дошкольников).

Интерактивное обучение: сюжетно-ролевая игра, игра на ассоциации, игровое проектирование, мини-исследование, проектная деятельность, сенсорная коробка, решение ситуативных задач, групповые дискуссии, инсценировка (театрализация) на заданную тему, проигрывание ситуаций, проведение опытной и экспериментальной деятельности, «мозговой штурм».

2. Методологические принципы интерактивного обучения

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Оба субъекта данного процесса пребывают в одном смысловом пространстве, совместно погружаются в проблемное поле решаемой задачи, согласовывают средства и методы реализации решения задачи. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс вовлекает в познавательный процесс практически всех обучающихся. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Именно поэтому интерактивное обучение строится на принципе доброжелательности и взаимного уважения. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Методологический принцип заключается в том, что преподаватель побуждает обучаемых к самостоятельному поиску знаний. Активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог становится помощником и источником необходимой информации. Интерактивное обучение всегда строится на взаимодействии, взаимопонимании и взаимообогащении. Следующий методологический принцип интерактивного обучения строится на построении коммуникативных связей. Участники процесса совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы.

Основные правила организации интерактивного обучения:

  • в работу вовлекаются в той или иной мере все участники;
  • уделение внимания психологической подготовке участников процесса (разминки, поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации);
  • обучающихся в условиях интерактива не должно быть много, только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах (оптимальное количество – 25 человек);
  • подготовка помещения для работы, создание условий для физического комфорта обучающихся (помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах);
  • фиксация процедур и регламента (все участники проявляют терпимость к любой точке зрения, уважают право каждого на свободу слова, уважают его достоинства);
  • уделение внимания формированию участников по группам (первоначально группы формируются на основе добровольности, затем – по принципу случайного выбора).

Главным признаком интерактивных методов обучения является наличие обратной связи, объективизирующей продвижение учащегося в образовательном пространстве. Строится интерактив на собственном опыте участников, их взаимодействии с областью осваимого, поиска самостоятельного решения. Логика образовательного процесса строится на формировании нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Основополагающими правилами организации интерактивного обучения является: принцип простоты, принцип комфорта, принцип уважения, принцип ассоциаций, принцип общения, принцип достижения результата. Не малую роль в интерактивном обучении играет и физическая активность, так как изменения в физическом окружении и в пространственной среде меняет образ действий.

Среди основных принципов интерактивного обучения называют диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активную игровую и тренинговую организацию обучения. Педагог в данном случае – помощник, взаимодействующий с группой учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития. Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности. Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения. В качестве примеров реализации методологических принципов интерактивного обучения, используемых в работе, можно привести следующие:

  • игра «Открытый микрофон» - метод работы, в ходе которого дети совместно с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях то, что считает необходимым по заданной теме, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. Данный метод позволяет вовлекать в игру всех воспитанников, дети получают большое количество новых знаний, опираясь как на свой жизненный опыт, так и на опыт своих друзей, учатся слышать друг друга, имеют возможность высказать свою точку зрения;
  • игра «Цепочка» - метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированную цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках. Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй - его свойство, третий - объект с теми же свойствами, что, безусловно, благотворно влияет на развитие навыков построения диалога, сотрудничества, обеспечивает участие каждого ребенка в образовательном процессе;
  • проектная деятельность - метод работы, предполагающий творческую и исследовательскую деятельность со стороны ребенка. При помощи взрослого воспитанники учатся выделять проблему, формулировать задачу, актуализировать свой опыт, отвечая на поставленные проектом вопросы. При этом дети проявляют максимум самостоятельности, инициативы и творчества, а педагог лишь помогает ребятам, направляя в нужном направлении. В ходе совместной проектной деятельности у детей формируются знания, умения и навыки через совместный поиск решений;
  • «Мозговой штурм» - один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод, при котором принимается любой ответ на заданный вопрос, удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого. Эту форму общения можно применять для обратной связи;
  • Беседа-диалог - метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации;
  • Сюжетно-ролевые игры – метод создающий условия для обретения дошкольниками опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие детей друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Роль интерактивных игровых методов обучения и воспитания в дошкольной педагогике

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Вследствие этого необходимо искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали к самостоятельному приобретению знаний. Одним из таких методов является игра. Игра – наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность. Активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения. Развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Можно выделить пять организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую. Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью. Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества. Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель. Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников. Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей.

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогических теорий и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего ребенка. Учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. Кроме того, в процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации.

Игросистема выполняет следующие психолого-педагогические задачи:

  • изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний;
  • раскрытие творческих возможностей учащихся;
  • воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем;
  • взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые воспитанники, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями;
  • воспитание чувств сопереживания другу;
  • формирование практических навыков.

По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний. По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

К играм применяют следующие критерии:

  • игра должна быть рассчитана на один урок;
  • игра не должна быть сложной для понимания их правил;
  • игра не должна морально устаревать;
  • игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников;
    оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка;
  • игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

К проведению дидактических игр предъявляют следующие требования:

  • соответствие теме игры и цели занятия;
  • четкость и определенность цели и направленности игры;
  • значимость игрового результата для участников и организаторов игры;
  • соответствие содержания игры характеру решаемой задачи;
  • посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности;
    понятность и доступность замысла участника игры, простого игрового сюжета;
    стимулирующий характер игры;
  • точность и однозначность игровых правил и ограничений;
  • объективные критерии оценки успешности игровой деятельности воспитанников;
  • адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры;
  • благоприятный психологический климат отношений;
  • простор для личной активности и творчества;
  • обязательный элемент соревновательности между участниками игры.

Игровые упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.

Среди игровых методов обучения необходимо перечислить дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации.

Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, социально-нравственному развитию дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми и взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учиться сочувствовать. К дидактическим играм можно отнести разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, игры с предметами, настольно-печатные игры, игры со словами.

Сюжетно-ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка, это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения, а дети играют определенные роли. Подвижные игры с правилами вырабатывают у детей сосредоточенность и внимание, точность движений и ориентировки в окружающем мире, ловкость, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом. Кроме этого, подвижные игры вырабатывают волевые качества. Примером подвижной игры с правилами является игра-соревнование, эстафета, зарница.
Игра драматизация – это своеобразный вид игровой деятельности. Она отличается от сюжетно-ролевой деятельности тем, что создается по готовому сюжету, взятому из книги. Данные игры обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову.

4. Сюжетно-ролевая игра, как инструмент коммуникации развития детей дошкольного возраста

Высокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, в том числе и на дошкольную ступень. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных способностей и умений с самого раннего возраста, так как степень сформированности данных умений влияет на процесс социализации ребенка и развития личности в целом. Коммуникативные способности детей дошкольного возраста включают в себя желание вступить в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми. И тут на помощь детям приходит игра. Именно через сюжетно-ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребенок в игровой деятельности сталкивается с необходимостью устанавливать контакты в игре, соблюдать нормы поведения, приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации. Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий.

Первоначально в подготовительный период игры дети только договариваются о теме игры, иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать общую линию развития сюжета игры. Это уже элементарное планирование, Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлению правильных отношений в игре. Потребность в сговоре появляется в связи с развитием игры. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга.

Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других. Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребёнок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность. Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на следующие виды: игры на бытовые сюжеты («Дом», «Семья», «День рождения», «Праздник», «Встреча гостей». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях); игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей («Школа», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Банк», «Транспорт». Для этих игр темы берутся из окружающей жизни); игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа («Герои войны», «Космические полеты»); игры на темы литературных произведений («Заяц и Волк, «Чебурашка и крокодил Гена». В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.). Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия. В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка. В своей педагогической деятельности я, в той или иной степени, могу использовать все вышеперечисленные виды сюжетно-ролевых игр. Однако необходимо обращать внимание на возрастные особенности дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте дети, чаще всего, играют поодиночке (индивидуальные игры), поскольку они еще не умеют договариваться друг с другом, распределять роли и игровой материал. Тематика игр в основном бытовая, берется из жизни: полученные впечатления, наблюдения за непосредственным окружением. К таким играм относятся: «Дочки-матери», «Детский сад», «Поездка на машине», «Лечение в больнице». Сюжеты игр однообразны. Ребенок берет на себя определенную роль, но редко ведет себя в соответствии с этой ролью.. Изначально игра сопровождается лишь отдельными репликами, но со временем ролевой диалог развивается, также и с воображаемым собеседником. Дети, хорошо овладевшие действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, свободно используют в игре предметы-заместители, они умеют заменять недостающие тематические игрушки другими предметами. Постепенно сюжетно-ролевая игра изменяется - из одиночной она превращается в совместную, в которой участвуют двое и более детей. В результате глубокого проникновения в жизнь взрослых дети начинают понимать, что взрослые взаимодействуют друг с другом, и желание воспроизвести их жизнь побуждает детей присоединить к игре своих друзей. Появляется необходимость организации игры, в которую включено несколько ролей, и возникает потребность обсудить ход и правила игры с другими детьми. В младшем возрасте предпосылкой к началу игры выступает предложение взрослого или полученные впечатления. Как правило, игры непродолжительны. Они длятся до 10–15 минут. Все это характеризует 1 уровень развития игры, основным содержанием которого являются игры- действия с предметами.

В среднем дошкольном возрасте в играх появляются маленькие группы по 2–3 человека (групповая форма организации), которым интересны одни и те же темы, игровые сюжеты. Тематика игр становится все более обширной. В игру включаются элементы общественной жизни. Сюжеты усложняются - становятся развернутыми и разнообразными. Для детей главным в сюжете становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети стараются передать характерные особенности изображаемого персонажа посредством движений, мимики, жестов, интонации. Ролевое взаимодействие в игре весьма длительное - до 40–50 минут. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, с легкостью дают им и воображаемым предметам словесные обозначения. Значительная роль при организации игры принадлежит взрослым, однако их помощь не должна быть навязчивой. При возникновении конфликтных ситуаций воспитатель помогает их разрешить. Постепенно дети учатся управлять игрой и организовывать ее самостоятельно. Вышеперечисленное характеризует 2 уровень развития сюжетно-ролевой игры. Суть игры заключается в действии с предметом, которое разворачивается более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая обозначена словесно. Последовательность действий становится правилом.

В возрасте 5-6 лет сюжетно-ролевая игра, чаще всего, коллективная. Игры проводятся на самую разнообразную тематику. В них дети воспроизводят события и ситуации, которые находятся за рамками их личного опыта, они хотят воспроизвести события, происходящие в жизни страны и всего мира. В играх дети объединяют знания, полученные из личных наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Дети заранее распределяют роли, выбирают материал для игры. У детей насчитывается 7–10 ролей в играх, из них 2–3 являются любимыми. Иногда из-за большого количества ролей дети не успевают развить сложный сюжет и осуществить до конца задуманные действия своих ролей, в результате чего возникает конфликт. В этот момент необходимо вмешательство воспитателя, а детям следует остановить игру и определить ее дальнейшее развитие. В этом возрасте в играх воспроизводятся реальные отношения из окружающей жизни через словесное общение, поэтому часть действий выполняются детьми словесно. В 5–6 лет для детей очень важно соблюдение правил игры. Если кто-то не желает соблюдать их или не знает, как справиться с ролью, остальные участники игры это сразу же замечают. Все это характеризует 3 уровень развития игры, на котором основным содержанием игры остаются также действия с предметами, однако они дополняются действиями, которые направлены на установление разнообразных контактов с партнерами по игре.

В 6–7 лет игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Соотношение ролевых и реальных взаимоотношений принимает сложный характер. В этом возрасте можно выделить организаторов игр - это дети, которые знают много сюжетов и пользуются авторитетом. Как правило, они принимают главную роль. Но иногда такой ребенок может выбрать и второстепенную роль, продолжая при этом «вести» всю игру, определяя и контролируя действия остальных. У детей старшего дошкольного возраста развивается режиссерская разновидность сюжетно-ролевой игры. Режиссерская игра является одиночной игрой, в которой используется опыт совместной. В ней ребенок не принимает на себя ни одну из ролей, а занимается режиссированием. Сложность сюжетов в таких играх может быть весьма высокой. Все это соответствует 4 уровню развития игры, основным содержанием которого являются игры, отражающие отношения и взаимодействие взрослых друг с другом.

В качестве сюжетно-ролевых игр, используемых в детском саду можно привести следующие примеры:

  • «Дом», «Семья», «Праздник», «На прогулке», «Дочки-матери», «В гостях у Мойдодыра», «Мой питомец» - данные игры побуждают детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей (ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда), учат детей выполнять свои домашние обязанности, помогают овладеть навыками самообслуживания;
  • «Детский сад», «Школа», «Сбербанк», «Больница», «Салон красоты» и игра «Полиция» направлена на ознакомление детей с профессиями, особенности трудовой деятельности, основными производственными процессами. Особенно хочется отметить игру «Сбербанк». Эта современная сюжетно-ролевая игра копирует модель профессиональных взаимоотношений «банковский оператор — клиент». Игра подходит для старших дошкольников, имеющих представление об оказании услуг в сберегательном банке (посещали с родителями): оплата квитанций, оформление банковской карты, выдача наличных, перевод денежных средств. Некоторые атрибуты для игры педагог делает совместно с ребятами: терминал и банкомат (наклеивают на коробки распечатки-экраны с кнопками), бейджики для операторов, банкноты и монетки. Эта игра занимает значительное место в овладении детьми темы финансовой грамотности;
  • «Зоопарк», «Кинотеатр», «Идем в кафе», «Цирк» - данные игры формируют у детей навыки общественного поведения, коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

5. Основные положения проектной методики в дошкольной образовательной организации

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и эффективен, поскольку дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов можно рассматривать и как механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является создание условий для развития свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Задачи развития: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения, развитие коммуникативных навыков. Метод проектов дает ребенку возможность не только экспериментировать, но и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В настоящее время проекты классифицируются: по целевой установке, по тематике, по составу участников, по срокам реализации. Основные этапы метода проектов:

  • целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;
    разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
    выполнение проекта – практическая часть;
    подведение итогов, презентация – обсуждают и отмечают успехи и неудачи, продукт деятельности готовят к презентации, представляют продукт деятельности, определяют задачи для новых проектов.

Проект – это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация (портфолио проекта).

Знания, приобретенные ребенком в ходе проекта, становятся достоянием его личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребенком в процессе «делания». Поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Проектная деятельность детей способствует саморазвитию каждого ребенка. Все темы, предлагаемые проектом, должны быть посильны пониманию ребенка. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью. Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом. Педагогическая ценность проектов определяется возможностью осуществления его силами ребенка или коллектива группы, содержанием в нем новых проблем, умениями и навыками, которые ребенок развивает в ходе работы над проектом, заинтересованностью ребенка в работе над проектом.

Для успешной реализации проекта необходимо создать условия успеха. Условия успеха включают в себя и инициирование «вспышки интереса», и создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения, и наличие умений и навыков по работе с предложенным материалом, а также четкая спланированность всех этапов проекта. Кроме этого, огромную роль при реализации проекта играет и профессионализм педагога.

В педагогической деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения реализуются различные виды проектов. Например - проект-пересказ. Основой (индивидуального или коллективного) проекта становятся: экскурсии, посещение музеев, театра; оформление результата знакомства с той или иной темой по плану образовательной работы (рассказ-коллаж, рассказ-картина); просмотр мультфильма, прослушивание аудиозаписи (задача заключается в том, что надо выделять главное, отличать добро от зла, сопереживать, уметь передавать впечатления другим людям); домашнее чтение или знакомство с произведениями сверх программы в группе.

Конструктивные проекты – использование проектной формы в продуктивной деятельности детей (включение алгоритма проектирования: элементы обоснования, коллективная проработка возможных вариантов изготовления, выбор одного из вариантов, анализ проведенной работы и презентация проекта. Например изготовление поздравительных открыток, изготовление различных макетов). Конструктивные проекты могут быть закрытые (когда конкретно указано, какое изделие изготовить) и открытые формулировки задачи (когда не указано, что необходимо изготовить). Открытая формулировка задачи дает более широкую свободу выбора при принятии решения.

Игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Обязательно определяется проблема и цели проекта.

Ярким примером игрового вида проектной деятельности является наш коллективный, краткосрочный проект «Преподносит лес дары для веселой детворы». Тип проекта - информационно-творческий. Участники проекта - дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед, родители. Возраст детей - 5 лет.

Непосредственным поводом для осуществления деятельности в рамках нашего проекта послужил детский вопрос: «А что полезного дает лес человеку?». В ходе беседы с детьми была выявлена недостаточная информированность детей о лесе, как о кладовой природы и о взаимосвязях, существующих между элементами живой и неживой природой лесной экосистемы. Перед нами, педагогами, встали определенные задачи: необходимо было создать благоприятные условия для достижения понимания того, что лес является одной из основных составляющих жизни на земле; природа леса обеспечивает его обитателей и человека полезными дарами, среди которых необходимо упомянуть ягоды, грибы, орехи, полезные лекарственные растения.

Дети дошкольного возраста всегда открыты всему новому и эмоционально воспринимают мир вокруг себя. Возможно, именно поэтому наши ребята предложили нам, педагогам, написать и поставить сказку о лесных обитателях и о дарах, которыми делится щедрый лес. Ребята сами выбирали персонажей нашей сказки, предлагали различные идеи для написания сценария, участвовали в написании стихов, изготовлении атрибутов, и иллюстраций к нашей сказке.

Мы с огромным энтузиазмом поддержали задумку ребят о сказочном проекте «Преподносит лес дары для веселой детворы» поскольку театрализованная деятельность открывает огромные возможности воспитания у дошкольников уважения и любви к окружающей природе. Наш сказочный проект открывал перед нами прекрасную возможность в творческой форме донести до ребят информацию о том, что природа – это не просто дом для животных, а целый организм, готовый делиться тем, что у него есть при условии заботы и бережного к нему отношения. Наш проект-сказка «Преподносит лес дары для веселой детворы» направлен на расширение и углубление знаний дошкольников о богатствах, которыми делится с людьми и животными лес нашей природной полосы. Проект помог ребятам узнать новое о растительном и животном мире лесной экосистемы, почувствовать щедрость и красоту родных лесов, воспитать внимательное и бережное отношение к природе.