Содержание комплексной психолого-педагогической коррекция расстройств аутистического спектра у дошкольников

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: растройства аутистического спектра – РАС, дети с расстройствами аутистического спектра


Комплексная психолого-педагогическая коррекция расстройств аутистического спектра у дошкольников предполагает решение следующих задач: развитие коммуникации, форм общения (коммуникативной речи), эмоциональной сферы, преодоление проблем поведения. Эта работа является необходимой основой для развития социального взаимодействия, для реализации коррекционных задач по развитию социализации и социальной адаптации, развитию навыков самообслуживания и бытовых навыков, самостоятельности, развитию интеллекта, знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту. Главная цель сопровождения дошкольника - достижение возможно более высокого уровня социальной адаптации, помощь в развитии личностного потенциала. Можно выделить два основных направления работы. Первое направление - преодоление основных проблем, свойственных аутизму: дефицитарности социального взаимодействия, межличностной коммуникации, проблемных форм поведения на основе индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Второе направление - освоение адаптированной образовательной программы ДО для обучающихся с РАС.

Коррекция нарушений у ребёнка с РАС проводится поэтапно: определяется уровень коммуникативного, аффективного, интеллектуального развития, устанавливается взаимодействие с ребёнком, составляются индивидуальные программы и затем проводится коррекционная работа. Содержание, организация коррекционно - развивающего сопровождения индивидуализируются на основе полученных данных в ходе наблюдения за ребёнком в адаптационном периоде, в беседах с родителями. Коррекционная работа начинается с установления эмоционального контакта для взаимодействия с ребёнком. Прямое подкрепление сочетается с похвалой, которая описывает правильное поведение. Необходимо выработать умения и навыки произвольного подражания действиям взрослого. «Делай, как я!» или «Делай так же!» (хлопает, топает, улыбается). Выполнив подражание, ребёнок получает подкрепление. Важно выбрать такое действие, которое ребёнку нравится. Успешность обучения зависит от умения ребёнка адекватно реагировать на предлагаемые ему упражнения (дай, покажи, возьми, принеси). Взгляд должен быть направлен на партнёра или на предмет. Постепенно вводим усложнение: просим показать предмет из 2-6 предметов, меняя расположение. Нужно соблюдать порядок работы: обучение выполнению действий с предметами, затем пониманию действий по фотографиям, картинкам, затем пониманию действий в жизненных ситуациях на примере других людей, обучение через предметную деятельность (наденем шапку, вымоем руки, покатаем машинку). Инструкции предъявляются в различных контекстах и ситуациях. Необходимо учитывать имеющийся потенциал ребёнка и расширять его (названия предметов, действий, качеств, понятий, выражающих пространственное отношение), поощрять самостоятельность выполнения.

Для преодоления проблем поведения необходимо предотвращать ситуации, в которых оно может возникнуть, надо научить ребёнка другим, адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию.

Детям с РАС свойственны стереотипии. Для их коррекции рекомендуется использовать приёмы переключения (например: малыш знает цифры и постоянно просит их написать по порядку - можно попросить принести тот или иной цветной карандаш, в результате получается разноцветный цифровой ряд, закрепляется понимание цвета, снимается двигательное напряжение), замещения, трансформации (помочь построить несложную постройку для дальнейшей игры), прерывания, наработка гибкости с постепенным вводом нового.

Важным успешным условием для формирования у ребёнка с РАС способности к самостоятельной жизни является обучении навыкам самообслуживания и бытовым навыкам. Эти навыки необходимы всем и всегда. Нужно выбрать последовательность обучения. Сначала обучаем тем умениям и навыкам, которые ребёнку нравятся или овладеть которыми ему легче, затем постепенно расширяем и усложняем. Помощь постепенно уменьшаем, убираем нежелательные стереотипии, гиперопеку.

Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности начинается с развития умения соотнесения и различия. Предлагаются сортировки, соотнесения с предметами, затем с картинками. Предлагаются задания на соотнесение и различение предметов по признакам цвета, формы, размера, количества.

Работа по формированию речевых умений и навыков у детей с РАС начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребёнка. Обследуется импрессивная и экспрессивная речь, обращается внимание на наличие спонтанного подражания отдельным звукам, словам, высказываниям, фиксируются эхолалии. В ходе наблюдений, взаимодействия уточняется уровень развития всех компонентов речи и на основе данных составляется индивидуальная программа развития.

Успешность комплексной помощи дошкольникам с РАС основывается на индивидуализации коррекционного процесса, систематичности, последовательности. преемственности на всех этапах, продуктивном взаимодействии всех участников группы сопровождения.

Список использованной литературы

  1. С.А.Морозов «Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра»: учебно-методическое пособие. - Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015 год.