Проект «Моя семья» (для детей 3–4 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: семья, проектная деятельность в ДОУ, моя семья, Проектная деятельность в детском саду


Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Главную роль в становлении личности ребенка на разных возрастных этапах играет семья. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет родство, любовь, общие интересы.

Цель проекта: расширение представления детей о своей семье.

Привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.

Интегрированные задачи:

  • Способствовать формированию и расширению представлений детей о семье, родственных отношениях между близкими ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, дедушка, бабушка).
  • Создавать условия для развития творческих способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями, для развития коммуникативных навыков в общении со взрослыми, диалогической и монологической речи
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Предполагаемый результат.

  • Расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, профессиях родителей, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
  • Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.
  • Воспитывается активность и творческие способности детей.
  • Родители – активные участники образовательного процесса

Этапы работы над проектом

I ЭТАП – Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, подбор детской художественной литературы; подбор дидактического материала, наглядных пособий (фотографии, иллюстрации); подбор настольно-печатных и дидактических игр. Приготовление материалов для художественного творчества (бумага, цветные карандаши).

  • Дидактические и настольно-печатные игры
  • «Парные картинки»
  • «Пазлы» (семья животных)
  • «Чудесный мешочек»
  • «Мама и малыши»
  • Наглядно-дидактические пособия
  • Иллюстрации о семье (ФОТО 1)
  • Cемейные фотографии
  • Раскраски

II ЭТАП - Основной

Деятельность с детьми:

  • Рассматривание семейных фотографий
  • Чтение сказок: Русская народная «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; Русская народная «Гуси-лебеди»; Русская народная «Волк и семеро козлят»; С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»; С.Маршак «Сказка об умном мышонке».
  • Чтение стихотворений: «Разговор с дочкой», «Мама» А.Барто; «А что у вас» С.Михалков; «Посидим в тишине» Е.Благинина; «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский
  • Организация сюжетно-ролевых игр: «Семья принимает гостей»; «Дочки-матери»; «Больница», «Гараж».
  • Дидактические игры (речевые, пальчиковые, настольно-печатные) «Моя семья».
  • Подвижные игры: «Гуси-гуси»; «Птички в гнёздышках»; «В руки руль скорей бери и семью всю прокати».
  • Оформление выставок детских работ.
  • Разучивание стихов: «Моя мамочка, мамуля»; «Мой папа».

Взаимодействие с родителями

  • Консультации:
  • «Роль семьи в воспитании ребёнка»
  • «Четыре заповеди умного родителя»
  • «О семье и семейных традициях»
  • «Мама-терапия: лечение маминой любовью»
  • «Четыре заповеди умного родителя»
  • «Эмоциональный климат семьи» и др.

III ЭТАП - Заключительный

Выставка детско-родительского творчества: «Мой папа лучше всех», «Моя любимая мамочка». (ФОТО 2, ФОТО 3)

Интеграция образовательных областей и содержание деятельности в соответствии с ФГОС ДО

ОО

Мероприятие

Задачи

Познавательное развитие

Рассматривание:
- семейных фотографий
- иллюстраций по теме «Семья»

Беседы:
- «Моя семья».
- «Какая моя мамочка».
- «Какой у меня папа»
- «Как я помогаю маме (папе)».

Дидактические и настольно-печатные игры.
- Парные картинки
- Чудесный мешочек
- Назови ласково
- Найди маму

Чтение стихов.
- Чтение стихотворений:
- «Разговор с дочкой», «Мама» А.Барто;
- «А что у вас» С.Михалков;
- «Посидим в тишине» Е.Благинина;
- «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский

Заучивание стихов.
- «Мой папа.
- «Моя мамочка, мамуля».

Чтение сказок
- Русская народная «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- Русская народная «Гуси-лебеди»;
- Русская народная «Волк и семеро козлят»;
- С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
- С.Маршак «Сказка об умном мышонке".

Сюжетно-ролевые игры.
- «Дочки-матери»,
- «Гараж»,
- «Больница»,
- «Семья принимает гостей».

Совместная деятельность детей и родителей: рисование портретов мам и пап

Формировать начальные представления детей о семье.

Социально-
коммуникативное
развитие

Развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к своим близким, формировать готовность детей к совместной деятельности и желание помогать членам своей семьи.

Речевое развитие

Совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие речевого творчества, диалогической формы речи.

Художественно-эстетическое развитие:

Рассматривание иллюстраций о семье.
Индивидуальное и коллективное рассматривание семейных фотографий.
Самостоятельная художественная деятельность (рисование цветными карандашами).
НОД: изготовление поздравительных открыток к 23 февраля, 8 марта

Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира;

Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Развивать творчество детей через рисование.

Физическое развитие:

Пальчиковые игры
«Моя семья»
Подвижные игры
«Гуси-гуси», «Птички в гнездышках», «В руки руль скорей бери и семью всю прокати».

Продолжать укреплять здоровье детей в подвижных играх. Способствовать предупреждению переутомления.

Результаты проекта:

  • Дети проявляют интерес к беседам о своей семье, о своих близких. Дети с интересом рассказывают о событиях в своей семье, как проходят праздники в семье.
  • Дети с интересом слушают художественную литературу о семье.
  • Все дети в группе активны в воспроизведении стихов о своих мамах и папах.
  • Активизирован словарный запас детей по теме проекта; дети отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.
  • Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали активными участниками жизни детей в детском саду.
  • Выставка детско-родительских работ по теме: «Мой папа», «Моя мамочка»

Презентация проекта: Представление проекта на педагогическом совете ДОУ, на ШМП в рамках ГМО старших воспитателей и заместителей заведующих г.Озёрска.

Приложения:

  1. Творческие работы детей и родителей для индивидуальных портфолио.
  2. Деятельность детей (фото).
  3. Выставка детско-родительских работ.

Методическая литература:

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду;
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А.К.Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – Москва, Издательство Мозаика-Синтез, 2008;
  4. Гризик Т.И. «Познаю мир». - Москва: Просвещение, 2007;
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Москва, ТЦ Сфера, 2006;
  6. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». М Сфера 2003.