Вступление в новую школьную жизнь – значимый и важный этап в жизни как самого ребёнка, так и его близких. Впереди у малыша новые, порой непростые задачи, и привычная игра уступит место учебному процессу. Обучение потребует от него прилежания и усилий. Задача взрослых – родителей и учителей - оказать ребёнку помощь в выполнении этих требований, подготовить ребёнка к ним. Тщательная и продуманная подготовка ребёнка к школе – это залог его дальнейших успехов в учёбе. Она включает в себя несколько ключевых аспектов: психологическую готовность, интеллектуальную подготовку, сформированные общеучебные навыки и физиологическую зрелость – вот основные ожидания, предъявляемые школой к будущему первокласснику.
В своей статье мы хотим обратить внимание на интеллектуальную и психологическую готовность ребёнка к школе. В дошкольном учреждении данным вопросом занимаются специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог.
Интеллектуальная подготовка детей к школьному обучению предполагает обучение детей грамоте, формированию элементарных математических представлений, развитие всех компонентов речи, а также развитие высших психических функций: восприятие, внимание, память и мышление.
При оценке готовности к школе ключевую роль играет развитие речи, ведь именно с её помощью ребёнок будет усваивать знания и адаптироваться в новом коллективе.
Речевая готовность к школе – это сложная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных компонентов: правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха, грамматический строй речи, богатый словарный запас и умение строить связные высказывания.
Рассмотрим подробнее, что подразумевается под каждым из этих компонентов:
- Звуковая сторона речи: Важно, чтобы ребёнок произносил все звуки речи чётко и правильно, без искажений. Также необходимо, чтобы он мог хорошо различать звуки на слух. Четко говорить слова и фразы со сложной звуковой наполняемостью (балерина, аквариум, водопроводчик чинит водопровод, регулировщик регулирует движение).
- Фонематические процессы - это умение анализировать звуки в словах. К таким умениям относится способность слышать и различать звуки, выделять первый и последний звуки в слове, определять, где в слове находится нужный звук (в начале, середине или конце), называть последовательность звуков в слове, определять количество слогов и подбирать слова, содержащие заданный звук.
- Важным аспектом является сформированность грамматической основы речи: способность использовать сложные предложения, правильно согласовывать слова в предложении, оперировать различными способами образования слов, корректно употреблять относительные и притяжательные прилагательные, а также простые и сложные предлоги. Ребёнок должен уметь строить предложения, опираясь на заданные слова или иллюстрации.
- Богатый словарный запас предполагает активное использование всех частей речи в соответствии с грамматическими нормами (падеж, число, род, склонение), понимание значения слов, владение навыками словообразования (например, образованием прилагательных от существительных), знание названий детёнышей животных (домашних и диких), умение подбирать обобщающие понятия для предметов, синонимы и антонимы, а также понимать переносный смысл слов, таких как фразеологизмы и пословицы.
- Связная речь проявляется в способности чётко и логично излагать свои мысли, пересказывать небольшие рассказы и сказки, сохраняя последовательность событий и смысл, отвечать на вопросы по прочитанному, а также составлять рассказы по серии сюжетных картинок, составлять рассказ по сюжетной картинке.
Ребёнок, обладающий развитой речью, легко находит общий язык с окружающими, может ясно выражать свои мысли, потребности, задавать вопросы и договариваться с ровесниками о совместных играх. Даже небольшие недочёты в развитии речи у первоклассника могут привести к серьёзным трудностям. Если эти проблемы не будут решены в дошкольном возрасте, то в школе возникнут сложности с усвоением учебной программы. Нарушения в устной речи создают препятствия для овладения грамотным письмом и правильным чтением.
Кроме этого, интеллектуальная подготовка будет неполноценна, если у ребёнка не будет произвольной регуляции, умения работать по заданию – инструкции, по образцу или схеме, без мотивационной готовности к учебной деятельности, т.е. без познавательных и регулятивных универсальных учебных действий (УДД).
- Регулятивные УУД – обеспечивают организацию детьми своей познавательной учебной деятельности: планирование, контроль за выполнением, исправление в случае необходимости, правильная оценка своей деятельности.
- Познавательные УУД – анализ, синтез, обобщение и другие доступные логические действия. Постановка и решение проблем. Умение находить общее и различия, определять причины и делать выводы.
Суть этих УУД – это умение учиться: овладение продуктивными приёмами познавательной деятельности.
Теперь подробнее рассмотрим психологическую готовность ребёнка к школе. Она охватывает следующие важные направления: готовность к обучению; адаптация к новому образу жизни.
Готовность к обучению подразумевает способность воспринимать новую информацию, анализировать и упорядочивать её, а также справляться с неудачами и радоваться успехам. Для этого необходимы определённые нравственно-волевые качества, которые ребёнок должен развивать в дошкольном возрасте: ответственность, высокая мотивация, самостоятельность и дисциплинированность. Рассмотрим эти понятия более детально.
Мотивация – это внутреннее желание достигать целей, учиться и исследовать и познавать новое. Если в дошкольный период уделялось достаточно внимания развитию мотивации, то к началу школьного обучения она будет высокой, что положительно скажется на успеваемости. Интерес к занятиям стимулируется наличием определённых трудностей, связанных с содержанием, объёмом и способами выполнения заданий. Важно воспитывать у детей интерес к преодолению этих трудностей, поддерживая его позитивной оценкой.
Самостоятельность – это умение ребёнка начинать, продолжать и завершать деятельность без посторонней помощи, принимая на себя ответственность за результат. Развивать эту способность необходимо на протяжении всего дошкольного детства, постепенно доверяя ребёнку дела, соответствующие его навыкам и возрасту. Она включает в себя познавательные, волевые и эмоциональные аспекты: понимание задачи и способа её решения, активное стремление к цели, а также проявление нравственных чувств и положительных эмоций.
Не менее важным качеством для будущего школьника является ответственность. Это выработанная способность доводить начатое до конца, добиваться результата, отвечать за свои действия перед окружающими и нести ответственность за общее дело. Всё это является основой для формирования чувства долга.
Дисциплинированность – это черта характера, ставшая привычкой, склонность к соблюдению правил и норм поведения, принятыми в обществе. Она помогает выпускнику детского сада удерживать цель на уроке, концентрировать внимание, точно выполнять задания учителя, а также адекватно реагировать на замечания. Правильно организованный режим труда и отдыха, грамотное распределение нагрузки дома помогут закрепить эту привычку. Умение преодолевать трудности и доводить дело до конца станет ценным помощником в учёбе. Первокласснику будет легче справляться со сложными заданиями и выполнять их с удовольствием, если он научится этому ещё в дошкольном детстве.
Совместный труд играет важную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника. Овладение трудовыми навыками, активная позиция в коллективе, умение помогать сверстникам, работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, трудиться с максимальной отдачей – всё это создаёт благоприятную основу для воспитания ответственности, толерантности, целеустремлённости и настойчивости.
Освоение нового образа жизни предполагает принятие нового социального статуса – школьника, знакомство с новым окружением и изменение привычного ритма жизни. Ребёнку необходимо заранее ознакомиться со школьными правилами. Желательно в игровой форме, поиграв в «школу» с новыми правилами. Очень важно подготовить его к общению с новыми детьми и взрослыми. В предшкольный период рекомендуется расширять круг знакомств, посещать новые кружки, организовывать экскурсии в школу. Ребёнку нужно объяснить, как знакомиться с новыми людьми и просить их о помощи, когда это необходимо. Важным качеством для старшего дошкольника является умение сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников. Эти качества требуют глубокого понимания чувств другого человека и способности поставить себя на его место, разделить с ним радость или огорчение. Жизнерадостность имеет огромное значение для дошкольников. В основе этого качества лежит доброжелательное отношение к окружающим, оптимизм, уверенность в своих силах и умение видеть положительные стороны даже в неудачах. Это оказывает положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками и на всю деятельность ребёнка в школе. Основным средством формирования жизнерадостности является создание в дошкольном учреждении радостной и позитивной атмосферы, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Важную роль играет позиция взрослых: юмор, шутки, заботливое отношение к детям, чуткое понимание их чувств. Умение взрослых посмеяться, поддержать, создать хорошее настроение способствует формированию доброжелательного климата в детском учреждении. Дети, воспитанные в такой среде, психологически более устойчивы и доброжелательны.
Честность и правдивость – это умение открыто выражать своё мнение и желания, поступать в соответствии с ними, признавать свои ошибки, понимая ценность и последствия своих поступков. В дошкольном детстве у ребёнка должна выработаться установка честного и открытого поведения, взрослыми это всячески поощряется.
Чем грамотнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем увереннее и комфортнее ребёнок будет чувствовать себя в школе и быстрее и активнее применит их в новой школьной жизни.
Таким образом, осознанное, целенаправленное и своевременное руководство взрослыми - педагогами, специалистами, родителями подготовкой ребёнка к школе является одной из первоочерёдных задач дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы
- Машталь О.Ю. Подготовка ребёнка к школе. 200 упражнений, заданий, тестов, игр. - СПб: Наука и Техника, 2001. - 288 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.