Цель: формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о Родине.
- Обобщить и систематизировать знания детей о России.
- Закрепить знания о символики: флаге, гербе, гимне России.
Развивающие:
- Развивать познавательные способности детей: внимание, память, восприятие, мышление.
- Сформировать умения обобщать и делать выводы.
- Развивать у детей грамматически правильную связную речь, умение поддерживать беседу.
- Учить связно, последовательно и логично отвечать на вопросы.
- Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, любознательность, умение говорить свое мнение в разных ситуациях.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своему Отечеству, Родине, чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Оборудование и материалы: сундук, матрешка, платок, колонка, флешка с аудиозаписью «Гимн России», наглядно-дидактическое пособие «Государственные символы Российской Федерации», демонстрационный и раздаточный материал «Государственные флаги» (России, Москвы и др.), д/и «Собери Герб России», изображения национальных и государственных праздников, раскраски с изображением русских национальных костюмов.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости и давайте с ними поздороваемся:
Воспитатель: Давайте сделаем круг и возьмемся за руки. У меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами (воспитатель улыбается детям, дети улыбаются в ответ), вместе говорят приветствие:
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Теперь у всех хорошее настроение, мы можем приступить к занятию.
Воспитатель приглашает детей сесть за столы: первыми проходят девочки на места, затем мальчики, а я смотрю, кто тише всех займет свое место. Не забываем, как правильно садиться. Молодцы!
Воспитатель: Посмотрите, что я принесла сегодня. Его подарила мне бабушка и сказала такие слова: «Вот тебе, внученька, сундук, а в нем диво дивное, диво чудесное и расписное».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете - что в нём? (ответы детей) Хотите узнать? (Да) Тогда отгадайте загадку…
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир …
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Сейчас проверим так ли это… Да, вы правы - матрешка. Это уникальная народная игрушка, которая стала одним из символов России, символом земли русской. Предлагаю поиграть с ней, посмотреть? сколько в ней сестренок. (Вос-тель пытается открыть матрешку, но у него не получается) Она не открывается… И я поняла почему, на ней замочек, но чтоб его открыть надо выполнить задание. Вы готовы?
Дети: Да!
Задание 1. «Я спрошу, а ты ответь»
Вопросы:
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Как называются люди, живущие в России? (россияне)
- Кто главный человек в России? (президент)
- Как зовут президента России? (В.В.Путин)
Воспитатель: Молоды, ребята, вы справились с первым заданием и замочек открылся. (Открывается 1 матрешка)
Сейчас немного отдохнем, приготовили ручки...
Пальчиковая гимнастика «Моя страна!»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!
(прикладывают руки к груди)
Воспитатель: Для того чтобы открыть следующую матрешку, нам надо выполнить еще одно задание.
Задание 2. «Назови государственные символы России»
Давайте вспомним, что является государственным символом России? (Герб, флаг, гимн)
Воспитатель: Что же такое Герб? (Герб - это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках (бумажных и металлических), на паспортах и документах.)
Воспитатель: Что изображено на Гербе России? (На гербе изображен двуглавый орел, символизирует силу державы, корона символизирует законность, в лапах держит скипетр (символ власти) и державу (символ могущества страны), в центре находится воин-победитель (символ защиты государства)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут еще что-то есть. Да это флешка. Давайте послушаем, что на ней записано.
Звучит аудиозапись «Гимн России» (дети встают и подпевают)
Воспитатель: Почему вы встали? Что сейчас прозвучало? (Гимн России)
Что такое гимн? (Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях. Слушают Гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают)
Воспитатель: Какой один государственный символ мы еще не назвали? (Государственный флаг) У каждой страны свой флаг. Ребята, а флаги разных стран одинаковые? (Нет, они могут быть похожи, но два одинаковых флага не найти)
Воспитатель: Ребята, а кто может мне ответить, какой у России флаг? (На нём три горизонтальные полосы: белая, синяя и красная)
Воспитатель: Что же означает белый, синий и красный цвет? (Белый цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный - отвагу и любовь)
Молодцы, справились и с этим заданием. (открывается 2 матрешка)
Воспитатель: Для того чтоб открыть очередную матрешку, нам надо выполнить новое задание. А перед этим немного отдохнем.
Физминутка
В нашей стране горы высокие, (руки вверх)
Реки глубокие (руками показать волны)
Степи широкие (руки в стороны)
Леса большие (руками показать круг)
А мы - ребята вот такие! (показать класс)
Задание 3. «Найди флаг России»
Откройте конверт. Что вы видите? (Флаги) Они имеют такую же расцветку, но их расположение отличается от нашего. Необходимо найти (обвести в круг) флаг России (Дети выполняют задание за столом, 1 ребенок возле доски
«Флаг России» (дети хором рассказывают стих)
Флаг у нас прекрасный —
Белый, синий, красный!
Белый — мир и чистота,
Синий — верность, небеса,
Красный — мужество, отвага…
Вот цвета родного флага!
Воспитатель: А есть еще знакомый вам флаг? (Да) какой? (Флаг Москвы) Покажите его. (Дети показывают флаг Москвы) Молодцы, справились и с этим заданием. (открывается 3 матрешка) Для того чтобы открыть следующую матрешку, нам надо выполнить снова задание.
Задание 4. «Составь Герб России» (выполняется у доски)
Воспитатель: Молодцы, и это задание оказалось вам по силам. (открывается 4 матрешка) Снова замочек и нам предстоит выполнить еще одно задание. Готовы? (Да) для начала отдохнем.
Кинезиологические упражнения:
«Кулачок - ребро - ладонь»
(«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя)
Задание 5. «Праздники России»
Необходимо внимательно посмотреть на картинку и дать правильное название празднику (Новый год, Рождество, Пасха, Масленица, 23 февраля – День защитника Отечества, 12 июня – День России, 22 августа – День флага, 4 ноября – День народного единства, День Победы.
Воспитатель: Да, все верно. И это только некоторые из них. Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы живем в многонациональной стране, гордимся своей страной: её традициями и культурным наследием.
Россией зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
Воспитатель: Вам понравилось играть с нашей матрешкой? Что Вам больше всего понравилось? (Ответы детей) Матрешке тоже понравилось, как вы выполняли ее задания, и она приготовила сюрприз - раскраски. Вот таких мальчика и девочку в русском национальном костюме.