Школа родительства в дошкольном отделении (из опыта работы)

Разделы: Работа с родителями, Один день из жизни детского сада

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


1 слайд: титульный лист

Презентация

2 слайд

Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их похожи и для всестороннего развития личности необходимо их взаимодействие. Без родительского участия процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен.

К тому же новая федеральная образовательная программа (ФОП ДО) ставит передо мной высокие цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия.

3 слайд

В детском саду я работаю 12 лет. И на протяжении многих лет я наблюдаю такую вот закономерность: придя в детский сад, ребёнок приводит с собой своих родителей. И уже по ребёнку видно - какой уровень образованности и воспитанности у его родителей. Родители – это те же дети – только уже взрослые. Они также как и малыши в детском саду агрессивные или сдержанные, активные или пассивные, демонстративные или замкнутые – они разные. Всё то, что получили они от своих родителей – бессознательно передают своим детям.

Хочу продолжить свою мысль таким тезисом: «Родитель самая трудная профессия на свете, а никто к ней не готовит». И это так.

Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создаётся не книга, не картина, не симфония, а новый человек.

Возможно это наиболее сложный вид человеческого творчества. Ведь ребёнок не является каким-то пассивным материалом, ждущим нашего воздействия, а активным живым существом, обладающим собственной волей, желаниями и потребностями.

И когда на консультацию ко мне приходят родители с тем или иным вопросом, а профессия педагога-психолога - является помогающей профессией и я понимаю, что родитель ждёт от меня поддержки: посоветуйте, научите, повлияйте.

4 слайд

В своей работе я как педагог-психолог использую различные формы работы с родителями:

  • родительские собрания: общие и групповые
  • встреча-знакомство в кабинете педагога-психолога
  • консультации: групповые и индивидуальные
  • диагностика в присутствии родителеля (законного представителя)
  • день открытых дверей
  • мастер-класс
  • информационные стенгазеты
  • памятки, буклеты

5 слайд

Особое внимание я бы хотела уделить внедрению игрового метода в работу с родителями. В чём же состоит актуальность игрового метода?

Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным, живым и увлекательным. К тому же психологические игры – одно из востребованных направлений в работе психолога.

Именно поэтому я решила организовать «Школу Родительства»

Цель «Школы Родительства»:

познакомить родителей с игровым эмоциональным тренажёром «KIDS» и помочь освоить эффективные инструменты коммуникации между родителем и ребёнком

6 слайд

Задачи «Школы Родительства»:

  • отработать навыки управления эмоциональным состоянием родителя (законного представителя): инструменты самоконтроля и снижения уровня интенсивности эмоций;
  • уметь понимать эмоции свои, как родителя, так и ребёнка;
  • получить навык эмпатии в конкретных необходимых ситуациях;
  • овладеть навыками решения конфликтных ситуаций с ребёнком

7–12 слайды

Что входит в Игровой Эмоциональный Тренажёр «KIDS»?

  • Игровое поле – это полотно на печатной основе, размером 1м на 80 см
  • В игре есть карточки – всего их 160

8–9 слайды

Правила игры:

  • Игровой эмоциональный тренажёр представляет собой ролевую игру: родителя и ребёнка: чей ход - тот родитель, сосед справа – ребёнок.
  • В игре могут играть от 2 до 6 человек

10–11 слайды

В чём заключается содержание тренажёра?

Игра основана:

  • на закономерностях возрастной психологии
  • на теории эмоционального интеллекта
  • теории мотивации

12 слайд

Основная идея, заложенная в игру, базируется на трёх китах воспитания:

  • уважение к эмоциям ребёнка
  • уважение жизненной позиции и мнения ребёнка
  • уважение к личности ребёнка

На каждую ситуацию предлагается инструмент коммуникации

  • Страхи – Эмпатия
  • Хотелки – Отвлечение, Стратегия
  • Физическое состояние – Позаботиться
  • Неудача – Похвалить
  • Непослушание – Внимание
  • Агрессивные поступки – Поддержка

13 слайд

Я предложила родителям поиграть в родителей и детей. Воспроизвести свой родительский стиль воспитания на игровом поле (символическое семейное пространство) и самому родителю понять, насколько выбранный родителями стиль эффективен и успешен. В чём состоит преимущество игры и эффективность этого инструмента?

Каждая игра состоит из трёх компонентов:

  • игротехника (помогает найти скрытые возможности и создать безопасное доверительное пространство)
  • рефлексия (помогает осмыслить свои действия, эмоции и мысли, а также развитие навыков и оценивание их эффективности)
  • коучинг (даёт возможность найти новые пути выхода из сложившейся ситуации и понять, что конкретно нужно делать дальше)

14–20 слайды

Фотоприложение: работа школы родительства

Из представленной мною графика видно, что наибольший процент вызывают ситуации с «Хотелками» - 83% и «Непослушанием» - 67%. Одинаковое количество процентов - по 17% заняли ситуации со «Страхами» и «Агрессивными поступками», и к моему удивлению ситуации с «Физическим состоянием» и «Неудачами» - получили по - 0%.

Это говорит о том, что у родителей наибольшие трудности вызывают ситуации с «Хотелками» и «Непослушанием». Когда я предлагаю выбрать родителям желаемые ситуации для игры, то эти обе позиции в приоритете. Родители не справляются с непослушанием и хотелками детей и готовы взаимодействовать с педагогам-психологом.

22 слайд

Функционирование «Школы родительства» дало свои результаты.

Подведя итоги работы «Школы Родительства», я провела анализ заинтересованности родителей в новом подходе в общении с детьми:

  • Первый год посетили ШР - 11 родителей
  • Второй год посетили ШР - 36 родителей

Родительская вовлечённость в посещении ШР увеличилась, и показала значимое повышение динамики активности.

23 слайд

За один час родители успевают познакомиться:

  • с новыми стратегиями поведения
  • понять свои слабые и сильные родительские стороны без назиданий
  • «увидеть» как другие родители решают непростые семейные ситуации
  • перенять их успешный опыт
  • потренировать соответствующие навыки

24 слайд

В результате даже одной встречи и происходит переосмысление, погружение и осознание. Но это игровой эмоциональный тренажёр, который требует не разового участия, а многократной тренировки соответствующих навыков, чтобы в итоге получить «ключ от двери», за которой отношения строятся на основе доверия и естественной привязанности, где растут здоровые и счастливые дети.

25-26 слайды

Распостранение педагогического опыта.

27 слайд

Работа на перспективу:

  • Продолжать работу Школы Родительства
  • Внедрять новые онлайн формы взаимодействия с родителями: вебинары, вопрос-ответы, онлайн-игры
  • Оказывать психолого-педагогическое сопровождение родителю, нуждающемуся в индивидуальной помощи по программе: «Кросс-коучинг. Коррекция поведения детей и подростков»

28 слайд

Подобные игры для родителей могут стать увлекательным видом проведения досуга в кругу родителей единомышленников. Игра – это не самоцель, а средство повышения родительских компетенций в воспитательном процессе. Основная цель – взаимодействие ДОУ и семьи, установление доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами. Воспитание потребности делиться своими проблемами и совместно их решать, тем самым улучшая взаимоотношения со своими детьми, чтобы получить ключ к лёгкому и успешному родительству.

Спасибо за внимание. Приглашаю всех желающих к сотрудничеству.