1 слайд: титульный лист
2 слайд
Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их похожи и для всестороннего развития личности необходимо их взаимодействие. Без родительского участия процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен.
К тому же новая федеральная образовательная программа (ФОП ДО) ставит передо мной высокие цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия.
3 слайд
В детском саду я работаю 12 лет. И на протяжении многих лет я наблюдаю такую вот закономерность: придя в детский сад, ребёнок приводит с собой своих родителей. И уже по ребёнку видно - какой уровень образованности и воспитанности у его родителей. Родители – это те же дети – только уже взрослые. Они также как и малыши в детском саду агрессивные или сдержанные, активные или пассивные, демонстративные или замкнутые – они разные. Всё то, что получили они от своих родителей – бессознательно передают своим детям.
Хочу продолжить свою мысль таким тезисом: «Родитель самая трудная профессия на свете, а никто к ней не готовит». И это так.
Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создаётся не книга, не картина, не симфония, а новый человек.
Возможно это наиболее сложный вид человеческого творчества. Ведь ребёнок не является каким-то пассивным материалом, ждущим нашего воздействия, а активным живым существом, обладающим собственной волей, желаниями и потребностями.
И когда на консультацию ко мне приходят родители с тем или иным вопросом, а профессия педагога-психолога - является помогающей профессией и я понимаю, что родитель ждёт от меня поддержки: посоветуйте, научите, повлияйте.
4 слайд
В своей работе я как педагог-психолог использую различные формы работы с родителями:
- родительские собрания: общие и групповые
- встреча-знакомство в кабинете педагога-психолога
- консультации: групповые и индивидуальные
- диагностика в присутствии родителеля (законного представителя)
- день открытых дверей
- мастер-класс
- информационные стенгазеты
- памятки, буклеты
5 слайд
Особое внимание я бы хотела уделить внедрению игрового метода в работу с родителями. В чём же состоит актуальность игрового метода?
Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным, живым и увлекательным. К тому же психологические игры – одно из востребованных направлений в работе психолога.
Именно поэтому я решила организовать «Школу Родительства»
Цель «Школы Родительства»:
познакомить родителей с игровым эмоциональным тренажёром «KIDS» и помочь освоить эффективные инструменты коммуникации между родителем и ребёнком
6 слайд
Задачи «Школы Родительства»:
- отработать навыки управления эмоциональным состоянием родителя (законного представителя): инструменты самоконтроля и снижения уровня интенсивности эмоций;
- уметь понимать эмоции свои, как родителя, так и ребёнка;
- получить навык эмпатии в конкретных необходимых ситуациях;
- овладеть навыками решения конфликтных ситуаций с ребёнком
7–12 слайды
Что входит в Игровой Эмоциональный Тренажёр «KIDS»?
- Игровое поле – это полотно на печатной основе, размером 1м на 80 см
- В игре есть карточки – всего их 160
8–9 слайды
Правила игры:
- Игровой эмоциональный тренажёр представляет собой ролевую игру: родителя и ребёнка: чей ход - тот родитель, сосед справа – ребёнок.
- В игре могут играть от 2 до 6 человек
10–11 слайды
В чём заключается содержание тренажёра?
Игра основана:
- на закономерностях возрастной психологии
- на теории эмоционального интеллекта
- теории мотивации
12 слайд
Основная идея, заложенная в игру, базируется на трёх китах воспитания:
- уважение к эмоциям ребёнка
- уважение жизненной позиции и мнения ребёнка
- уважение к личности ребёнка
На каждую ситуацию предлагается инструмент коммуникации
- Страхи – Эмпатия
- Хотелки – Отвлечение, Стратегия
- Физическое состояние – Позаботиться
- Неудача – Похвалить
- Непослушание – Внимание
- Агрессивные поступки – Поддержка
13 слайд
Я предложила родителям поиграть в родителей и детей. Воспроизвести свой родительский стиль воспитания на игровом поле (символическое семейное пространство) и самому родителю понять, насколько выбранный родителями стиль эффективен и успешен. В чём состоит преимущество игры и эффективность этого инструмента?
Каждая игра состоит из трёх компонентов:
- игротехника (помогает найти скрытые возможности и создать безопасное доверительное пространство)
- рефлексия (помогает осмыслить свои действия, эмоции и мысли, а также развитие навыков и оценивание их эффективности)
- коучинг (даёт возможность найти новые пути выхода из сложившейся ситуации и понять, что конкретно нужно делать дальше)
14–20 слайды
Фотоприложение: работа школы родительства
Из представленной мною графика видно, что наибольший процент вызывают ситуации с «Хотелками» - 83% и «Непослушанием» - 67%. Одинаковое количество процентов - по 17% заняли ситуации со «Страхами» и «Агрессивными поступками», и к моему удивлению ситуации с «Физическим состоянием» и «Неудачами» - получили по - 0%.
Это говорит о том, что у родителей наибольшие трудности вызывают ситуации с «Хотелками» и «Непослушанием». Когда я предлагаю выбрать родителям желаемые ситуации для игры, то эти обе позиции в приоритете. Родители не справляются с непослушанием и хотелками детей и готовы взаимодействовать с педагогам-психологом.
22 слайд
Функционирование «Школы родительства» дало свои результаты.
Подведя итоги работы «Школы Родительства», я провела анализ заинтересованности родителей в новом подходе в общении с детьми:
- Первый год посетили ШР - 11 родителей
- Второй год посетили ШР - 36 родителей
Родительская вовлечённость в посещении ШР увеличилась, и показала значимое повышение динамики активности.
23 слайд
За один час родители успевают познакомиться:
- с новыми стратегиями поведения
- понять свои слабые и сильные родительские стороны без назиданий
- «увидеть» как другие родители решают непростые семейные ситуации
- перенять их успешный опыт
- потренировать соответствующие навыки
24 слайд
В результате даже одной встречи и происходит переосмысление, погружение и осознание. Но это игровой эмоциональный тренажёр, который требует не разового участия, а многократной тренировки соответствующих навыков, чтобы в итоге получить «ключ от двери», за которой отношения строятся на основе доверия и естественной привязанности, где растут здоровые и счастливые дети.
25-26 слайды
Распостранение педагогического опыта.
27 слайд
Работа на перспективу:
- Продолжать работу Школы Родительства
- Внедрять новые онлайн формы взаимодействия с родителями: вебинары, вопрос-ответы, онлайн-игры
- Оказывать психолого-педагогическое сопровождение родителю, нуждающемуся в индивидуальной помощи по программе: «Кросс-коучинг. Коррекция поведения детей и подростков»
28 слайд
Подобные игры для родителей могут стать увлекательным видом проведения досуга в кругу родителей единомышленников. Игра – это не самоцель, а средство повышения родительских компетенций в воспитательном процессе. Основная цель – взаимодействие ДОУ и семьи, установление доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами. Воспитание потребности делиться своими проблемами и совместно их решать, тем самым улучшая взаимоотношения со своими детьми, чтобы получить ключ к лёгкому и успешному родительству.
Спасибо за внимание. Приглашаю всех желающих к сотрудничеству.